Здавалка
Главная | Обратная связь

Тестирование продукта



 

Общая процедура тестирования продукта примерно такая. Вы предъявляете продукт, далее проба, намерение его купить и общая оценка продукта. Далее, частота предполагаемой покупки, покупка вместо чего-то - продукт заменитель. Далее следует блоки вопросов об использовании этого продукта, об общей его оценки, о намерении его повторной покупки. Последнее касается тех случаев, когда Вы дали продукт на пробу. Например, шампунь даете на пробу и узнаете, намерен ли потребитель в дальнейшем его покупать. Далее такие вопросы, как предпочтение другим продуктам - для того, чтобы понять, насколько Ваш продукт близок или далек от других продуктов. Затем идет оценка отдельных характеристик продукта для того, чтобы выяснить, почему потребитель его бы приобрел.

Возможная процедура тестирования продукта представлена на рисунке 2.2.

 

Тестирование продукта в своей основе имеет то же допущение, что и фокус-группы – что размах вариаций психологического восприятия существенно меньше, чем размах вариаций покупательского поведения.

 

 

Рис. 2.2. Этапы тестирования продукта

 

Тестирование продукта обычно проводится в форме Hall- или Home-тестов (табл. 1). Они являются неким симбиозом количественных и качественных методов, что очень удобно, поскольку позволяет получать как качественную информацию, так и некие количественные показатели.

 

Таблица 1

 

Выбор между Hall- и Home-тестом

HALL TEST HOME TEST
• Быстрее и дешевле • Контроль выполнения методики • Возможность клиенту наблюдать процесс исследования • Возможность применения более сложной методики, в т.ч. показа рекламы и воспроизведения ситуации покупки • Возможность тестирования габаритных и тяжелых образцов • Труднодостижимая аудитория • Репрезентативно • Сравнение с продуктом обычного пользования • Использование товара в реальной обстановке • Товары длительного периода потребления • Применение товара невозможно прилюдно • Совмещение преимуществ монадика и сравнения

 

Выборка

• Чем больше образцов, тем больше выборка. Не менее 150 – 300 человек на 1 пробу каждого образца.

• Чем меньше разницы между образцами, тем большее количество человек в каждой группе.

• Группы отбираются так, чтобы обеспечить сравнимость результатов не только в %, но и количественном виде.

• При home test запланируйте выборку с 20% запасом, при hall test достаточно 10%.

 

HALL TEST. Где проводить?

• Необходимая величина потока.

• Сильное влияние места опроса.

• Ротация помещений.

• Стоимость.

• Соответствие помещения методике.

• Отсутствие отвлекающих факторов для респондентов.

• Организация места опроса.

Кому проводить?

• HALL TEST.

– Рекрутер и интервьюер – разные люди.

– Идентификация рекрутера.

– Автоматизм и конвейер.

• HOME TEST

– Контроль количества и продолжительности посещений.

– Не давайте все образцы и все анкеты сразу.

• Общее правило

– Интервьюер должен принадлежать к той же социальной группе, что и опрашиваемый.

HALL TEST. Рекрутмент.

• Простой и легко выполнимый.

• Небольшое количество критериев.

• Мелкие квоты.

• Жесткий контроль рекрутмента.

• Либо отказ от полного рекрута на улице, т.е.:

– Двойной рекрутмент

– Телефонный рекрутмент

Тестируемые материалы

• С кем сравнивать?

• Реально оценивайте возможности респондента.

• Если тестируете вкусы, запахи, то больше 2 проб тестировать крайне нежелательно. Для упаковки допустимо тестирование 3-4 образцов.

• Ротация.

• Между пробами продуктов обязательно прослойка нейтральных вкусов.

• Количество тестируемого материала

• Качество тестируемого материала. Сроки годности.

Тестируемые материалы. Сравнимость.

• Упаковка без опознавательных знаков.

• Единая форма упаковки.

• Все тестируемые продукты каждой группы должны быть из одной партии выпуска.

• Определенная и одинаковая температура и консистенция в момент сравнения.

• Тестируемая упаковка, по качеству соответствующая представленной на рынке.

 

ТИПЫ ТЕСТОВ

• СУЩЕСТВУЕТ ДВА БАЗОВЫХ ПРИНЦИПА ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ:

– ПОКАЗ ОДНОГО ПРОДУКТА

– ПРИНЦИП СРАВНЕНИЯ 2-х И БОЛЕЕ ПРОДУКТОВ

 

ПОКАЗ ОДНОГО ПРОДУКТА – MONADIC TEST

• Обычно это лучший из всех методов тестирования продуктов, так как имеет множество достоинств.

1. Monadic тест симулирует реальные жизненные условия, так как обычно в жизни мы употребляем один, а не несколько продуктов в одно и то же время.

2. Исключается взаимовлияние, наблюдаемое при парных сравнениях продуктов.

3. Фокусируя внимание респондента на одном продукте, Monadic тест обеспечивает наиболее точную и действенную диагностическую информацию.

4. Monadic тест обеспечивает использование нормативной базы данных и разработку норм и стандартов действий.

• Теоретически все продукты могут тестироваться в формате Monadic теста, тогда как многие продукты не могут адекватно сравниваться в тестах парных сравнений, например, продукты с очень сильным вкусом (перченые чипсы, алкогольные настойки) могут настолько забить вкус респондента, что он не будет в состоянии тестировать второй продукт.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ ПРОДУКТОВ – SEQUENTIAL MONADIC TEST (SM)

• SM очень часто применяется для снижения затрат на проведение теста. В данном формате каждый респондент оценивает два продукта (он или она пробует один продукт и оценивает его, затем пробует второй продукт и оценивает его). SM тест работает достаточно хорошо во многих случаях и имеет ряд тех же достоинств, что и чистый Monadic тест.

 

• Надо всегда помнить об «эффекте подавления» в данном виде тестов. Все оценки в SM тесте будут ниже по сравнению с чистым Monadic тестом. Следовательно, результаты SM тестов не могут напрямую сравниваться с результатами Monadic тестов. Кроме того, в ряде случаев в SM тестах наблюдается «эффект взаимовлияния», характерный для парных тестов. Если первый из двух продуктов значительно лучше, тогда второй продукт будет оценен непропорционально низко и наоборот.

 

 

ПРОТОМОНАДИК - PROTOMONADIC TEST

• Monadic тесты, заканчивающиеся парным сравнением.

• SM тесты, заканчивающиеся парным сравнением.

• Protomonadic тест обеспечивает хорошие диагностические данные, а парное сравнение в конце теста может рассматриваться как подстраховка – как дополнительная гарантия того, что результаты корректны.

• Обычно используется в холл-тестах, на не в домашних условиях (из-за сложности исполнения).

 

ПАРНОЕ СРАВНЕНИЕ – PAIRED COMPARISON

• Парное сравнение, при котором респондент пробует два продукта и определяет, какой продукт лучше, обращен к нашему здравому смыслу.

• Парное сравнение является прекрасным тестом для предъявления доказательств из-за его наглядности. При помощи данного теста возможно измерение очень малых различий между двумя продуктами. Кроме того, парное сравнение часто дешевле других методов, так как во многих случаях размеры выборки меньше.

• Тем не менее тест парных сравнений имеет ограниченную ценность для серьезных программ разработки продуктов. Тесты парных сравнений не говорят нам, являются ли оба продукта хорошими или плохими, не могут быть включены в базу нормативных данных. Результаты парных сравнений сильно подвержены эффекту взаимовлияния (например, любые вариации в контрольном продукте вызывают соответствующие вариации в оценках тестового продукта).

 

 

ПОВТОРНОЕ ПАРНОЕ СРАВНЕНИЕ – REPEATED PAIRS

• В Repeated pairs тестах каждый респондент вначале попарно сравнивает продукт А и Б, а затем эта процедура повторяется.

• Однако при повторном тестировании те же продукты представляют как два других продукта (не как продукты А и Б). Целью Repeated pairs теста является выявление потребителей, не различающих продукты, то есть тех, кто выбрал другой продукт при повторном тесте.

• Считается, что потребители, которые выбрали продукт А в первом тесте и продукт Б во втором тесте, не могут ощутить разницу между этими продуктами. Обычно ответы этих респондентов не учитываются при дальнейших расчетах. Конечные результаты базируются на ответах респондентов, которые различают продукты А и Б, то есть, например, выбравших продукт А в первом и повторном тесте.

 

 

ТЕСТ ТРЕУГОЛЬНИКА - TRIANGLE TEST

• Тест Треугольника используется в первую очередь для тестировании разницы между продуктами.

• Каждому участнику теста представляются на пробу три продукта и предлагают выбрать один, который отличается от двух других.

• Тест применяется для определения потребителей, которые способны отличить (идентифицировать) один продукт из трех. В дальнейшем эти респонденты используются в качестве членов небольших экспертных панелей (иногда называемых сенсорными).

• Используя в дальнейшем Тест Треугольника, эти экспертные панели помогают исследовать и развивать формулы продукта, например, изменения в процессе изготовления, изменения рецептуры и т.д.

• Тест Треугольника используется также для контроля качества (отличий данной партии или продукции различных заводов от стандартной).

 

ТЕСТ ДВОЙКА-ТРОЙКА (DUO-TRIO TEST)

 

• Одновременно предъявляются три образца

• Один из них помечается как контрольный и трехзначным случайным кодом.

• Два других также помечаются трехзначным случайным кодом.

• Первым тестируется контрольный образец, затем два других. Респондент должен определить образец, отличающийся от контрольного и одинаковый с контрольным.

• План теста может быть:

– С постоянным контрольным образцом

• В этом случае используется один набор кодов для образцов

• Применяется тогда, когда в наличии имеется ограниченное количество одного из образцов

– С равными долями контрольных образцов

• В этом случае используется два набора кодов образцов

• Помогает уменьшить количество тестируемых образцов

• Уменьшает смещение оценок

 

ЗА И ПРОТИВ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.