Источники информационного обеспечения и методика анализа товарного обеспечения
Для успешной организации централизованной доставки товаров в таре-оборудовании необходимо обосновать экономическую целесообразность ее внедрения и выполнить определенные организационно-технические мероприятия на оптовых базах, на транспорте, в магазинах по их подготовке к использованию этой системы. Кроме того, следует выделить ассортимент товаров, пригодных для завоза в таре-оборудовании. Все участники должны быть подготовлены к централизованной доставке. Готовность поставщика к централизованной доставке предполагает наличие достаточного количества товаров, многооборотной тары, средств механизации, экспедиционного склада, рамп, разработку графиков, маршрутов завоза товаров в магазины. Транспортные организации должны иметь достаточное количество транспортных средств различной грузоподъемности, в том числе специализированных (рефрижераторные, контейнеровозы и др.). Магазины должны быть подготовлены к приему товаров, доставленных централизованно. Для этого необходимы подъездные пути, разгрузочные рампы, средства механизации, обменный фонд тары-оборудования и др. Рассмотрим основные этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки в таре-оборудовании На первом этапе составляется характеристика розничных торговых предприятий, в которые намечается централизованная доставка: тип магазина, месторасположение, режим работы; расстояние от базы до магазина; наличие разгрузочных площадок, рампы, конструктивные особенности магазина, обеспечивающие возможность разгрузки и транспортирования тары-оборудования в торговый зал. Оценивается состояние дорог, пригодность автотранспорта к перевозке тары-оборудования. Изучается материальная база организации: наличие многооборотной тары-оборудования, залов товарных образцов, экспедиционных складов и т. д. Обращается внимание на обеспечение всех участников процесса товароснабжения средствами механизации для переработки грузов в таре-оборудовании. На втором этапе необходимо выполнить следующие расчеты: ♦ определить оборот груза, доставляемого централизованно в таре-оборудовании; ♦ рассчитать рациональные партии и частоту завоза товаров. Для расчета грузооборота (Q) централизованной доставки необходимо знать объемы доставляемых товаров в сумме, стоимость 1 тонны груза. Расчет осуществляется по следующей формуле 1.2:
Qr = То6 : С1т , (1.2)
где Тоб - объем оборота централизованной доставки, млн р.; С1т - стоимость 1 тонны груза, млн р.
♦ разработать маршруты, графики доставки товаров. Расчет рациональной партии завоза можно осуществить с учетом взаимосвязи между однодневным товарооборотом, интервалом завоза и фактическими и нормативными товарными запасами по формуле 1.3:
Пз = Тд+Зн-Зф, (1.3)
где П3 - размер очередной партии завоза товаров, тыс р.; Тд - однодневный товарооборот, тыс р.; 3н - запасы товаров по нормативу, тыс р.; Зф - фактические товарные запасы, тыс р.
Оптимальную партию единовременного завоза можно рассчитать и с учетом издержкоемкости товара по формуле 1.4:
(1.4)
Расчет частоты завоза по скоропортящимся товарам определяется исходя из однодневного товарооборота и срока реализации товара:
(1.5)
где Ч - частота завоза в разах; Тм - месячный товарооборот, тыс р.; Тд - однодневный товарооборот, тыс p.; tp -установленный срок реализации скоропортящегося товара, дней.
Для товаров простого ассортимента, имеющих длительные сроки реализации, интервал завоза определяется как удвоенная разница между средним и неснижаемым запасом товаров в днях:
Tд = 2(Зс-Зн) (1.6)
где Tд - интервал завоза товаров, дней; Зс - средний товарный запас, дни; 3н - неснижаемый товарный запас, дни.
Частота завоза в выбранный период (месяц, год) определяется путем деления количества дней периода на интервал завоза и выражается в разах. Так, если интервал завоза составляет 10 дней, то частота завоза в месяц составит 3 раза, в год 36 раз. Для товаров сложного ассортимента, не скоропортящихся при расчете интервала завоза следует учитывать коэффициент комплектности (К), который рассчитывается как отношение среднего числа разновидностей товаров, поступающих в одной партии, к общему числу разновидностей предусмотренных ассортиментным перечнем. Например, за 3 завоза поступило 15 разновидностей товара (по 5 разновидностей в каждой партии), а по ассортиментному перечню в продаже должно находиться 8 разновидностей. В таком случае коэффициент комплектности будет равен 5:8 = 0,63. Расчет интервала завоза товаров сложного ассортимента производится с учетом коэффициента комплектности по формуле 1.7:
Tд = 2(Зс-Зн)*К (1.7)
♦ определить потребность в автотранспортных средствах. Для завоза товаров чаще всего используется автомобильный транспорт. Для составления маршрутов нужна карта-схема зоны обслуживания с нанесенными дорогами и расстояниями от базы до населенных пунктов, где расположены магазины. Маршруты целесообразно разрабатывать отдельно для доставки продовольственных и непродовольственных товаров, так как у них разная частота завоза, условия транспортирования и т. д. Целесообразно соблюдать следующую последовательность составления маршрутов. Вначале разработать маршруты для магазинов, объем завоза в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. Доставка товаров в эти магазины осуществляется одним или несколькими рейсами полностью загруженных автомобилей. Такие маршруты называются маятниковыми и лучевыми. Необходимое количество автомобилей можно рассчитать по следующей формуле:
А = Qx/(W*Kr*Kоб) (1.8)
где А - потребное количество автотранспорта, ед.; Q,. - грузооборот централизованной доставки, т; W - номинальная грузоподъемность автомобиля,т; Кг - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; Ко6 - количество ездок (оборотов) автомобиля; ♦ рассчитать потребность в многооборотной таре. Потребность в многооборотной таре рассчитывается с учетом ее грузоподъемности (вместимости) и кратности обращения по формуле 1.9:
А = Qr/(qт*Kq*tоб) (1.9)
где П - потребность в многооборотной таре; qт - объем централизованной доставки грузов, т; q1 - грузоподъемность (вместимость) 1 единицы тары, т; Kq - коэффициент использования грузоподъемности (вместимости) тары; to6 -кратность обращения (в разах).
На третьем этапе разрабатывается технологическая часть, где формируются предпосылки для внедрения новой технологии. Определяются порядок и сроки представления и выполнения заявок на завоз товаров, порядок отборки товаров, составляются маршруты, схемы и графики завоза товаров в магазины, устанавливается порядок оформления и оборота документов. Особое внимание следует обратить на разработку маршрутов и схем завоза. Маршруты представляют собой путь движения автотранспорта. Они составляются так, чтобы непроизводительные пробеги были минимальными и максимально использовалась грузоподъемность автомобилей. Для магазинов, объем завоза в которые превышает грузоподъемность автомобиля и не кратен ей, вначале составляются маятниковые маршруты, по которым доставляется основная часть товаров. Остальные товары завозятся по кольцевым и зонно-кольцевым маршрутам. Магазины, у которых размер единовременной поставки меньше грузоподъемности автомобиля, также объединяются в кольцевые маршруты. Кольцевые маршруты предполагают завоз товаров одним рейсом в несколько магазинов. Для снабжения магазинов потребительской кооперации они наиболее распространены из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети, что определяет небольшие партии единовременного завоза. Целесообразно вначале выполнить рейсы на небольшие расстояния, а затем - отдаленные маршруты. Маршруты группируются так, чтобы автомобиль рационально использовался в течение дня, совершал несколько рейсов, доставляя в магазин товар, а в обратном направлении загружаясь порожней тарой. Разрабатываются графики завоза товаров в магазины по форме. График завоза - это расписание времени завоза в конкретные торговые организации по установленным маршрутам с учетом размеров партий и частоты завоза, режимов работы предприятий, расстояний. Разработанные маршруты представляют основу для составления схем завоза товара, которые должны ежегодно пересматриваться. На четвертом этапе наибольший эффект централизованная доставка даст при отработке технологии ее организации на всех этапах у всех участников. На оптовых базах для этого необходимо отработать рациональную систему приема заявок на завоз товаров и контроль за их выполнением, отборку и выписку, упаковку и пакетирование груза, группировку по маршрутам, отпуск и погрузку. Прием заявок и контроль их выполнения лучше всего организовать через информационно-диспетчерскую службу оптовой базы. Необходимо вести их регистрацию в специальном журнале. Срок выполнения принятых заявок не должен превышать трех дней. Для отборки товаров на базах следует организовать работу залов товарных образцов, где должна быть сосредоточена организационно-коммерческая работа с покупателями и оформление отборки товаров. При переходе на централизованную доставку на базе целесообразно создать экспедиционный склад, площадь которого должна обеспечить возможность размещения в нем суточного объема доставляемых товаров. Назначение такого склада состоит в том, чтобы сосредоточить у себя подготовленные всеми товарными складами к отправке грузы. Экспедиционный склад принимает их по количеству мест, каждое из которых опломбировано. При этом проверяется целостность тары, чехлов, пломб, наличие сопроводительных документов, которые вкладываются в специальные карманы на чехлах контейнеров. Принятые товары регистрируются в специальном журнале и формируются по маршрутам и получателям. Затем заказывается соответствующее количество транспорта. Водитель-экспедитор принимает товар по количеству мест, проверяет целостность тары, чехлов, креплений, пломб, расписывается в журнале в получении груза и товарно-транспортной накладной. По окончании загрузки автомашины ставится штамп «Выезд разрешен». Такая четко отработанная технология экспедиционного склада повышает эффективность использования автотранспорта и способствует совершенствованию товароснабжения. Прогрессивным направлением в организации снабжения является система дифференцированного подхода к завозу товаров, исходя из типизации магазинов и ассортиментных перечней. Учитывая, что в системе потребительской кооперации много магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, оптовым базам целесообразно иметь у себя специализированные склады по торговле непродовольственными товарами повседневного спроса. Это создает условия для более углубленной детальной работы с этим ассортиментом. Оптовой базе необходимо также решить проблему максимальной подготовки товаров к продаже, если этого не сделал изготовитель. Особенно это касается продовольственных товаров, требующих фасовки. Автотранспорт, используемый для централизованной доставки товаров в таре-оборудовании, должен быть оборудован средствами механизации для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, размеры кузова должны быть унифицированы по модулю тары-оборудования. Магазины также должны быть подготовлены к приемке товаров в таре-оборудовании. Для этого необходимо построить разгрузочные площадки, рампы, убрать пороги, ширина дверей и прочность пола должны обеспечить беспрепятственное движение контейнера в торговый зал. Работники магазина обязаны знать правила приемки товаров в таре-оборудовании и порядок ее возврата. Важным направлением совершенствования товароснабжения является диспетчеризация. Создание информационно-диспетчерских служб (ИДС) является действенным средством повышения эффективности управления этим процессом. ИДС позволяет: ♦ систематически контролировать процесс товароснабжения; ♦ своевременно выявлять недостатки, осуществлять оперативное воздействие на управляемую систему; ♦ обеспечивать ритмичность поставок; ♦ повысить эффективность использования транспортных средств. Объектами управления ИДС являются: ♦ склады поставщиков, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети; ♦ магазины; ♦ автотранспорт. Все они увязываются в единую комплексную систему: поставщик (изготовитель, оптовая база) → автотранспорт → магазин. Для эффективной работы ИДС требуется четко определить ее задачи, функции и решить проблему технического и информационного обеспечения. С этой целью необходимо: ♦ определить объекты диспетчерского управления. Это могут быть организации-изготовители, поставляющие товары непосредственно в магазины (хлебозаводы, товарзаводы и т. д.), могут быть посредники (оптовые базы), колхозы, совхозы (свежие овощи, фрукты) и т. д., магазины зоны обслуживания, автотранспортные организации ведомственные или транспорт общего пользования; ♦ техническое обеспечение (средства связи, ПЭВМ, оргтехника и т. д.); ♦ кадровое обеспечение: численность, квалификация, распределение обязанностей; ♦ унификация форм применяемых документов, обеспечение условий для использования электронных документов; ♦ наличие программного обеспечения для использования компьютерных технологий, автоматизации сбора и обработки информации; ♦ информационное обеспечение ИДС: дислокация сети магазинов зоны обслуживания, графики отборки, схемы завоза, режимы работы магазинов, наличие и качественная характеристика автотранспорта, планы товарооборота магазинов, возможности поставщиков по объему и ассортименту и т. д. ИДС постоянно контролирует следующие вопросы: ♦ поступление заявок от магазинов, соблюдение сроков их подачи; ♦ отборку товаров, соблюдение графиков отборки; ♦ своевременность подготовки товаров к отпуску и отправке; ♦ поступление подготовленных к отправке партий товаров в экспедиционный склад; ♦ определяют потребность в автотранспорте с учетом его грузоподъемности и подготовленности к перевозке подготовленного к отправке груза; ♦ заказывает необходимое количество автотранспорта; ♦ контролирует своевременность прибытия автотранспорта под погрузку, время загрузки, отправки товара в розничную сеть; ♦ своевременность разгрузки транспорта в магазинах, загрузка автомашин порожней тарой; ♦ правильность и объективность заполнения товарно-транспортных документов; ♦ систематически контролируют отклонения, кто не явился на отборку, не подал заявку на завоз товаров, чьи заявки не выполнены; ♦ принимает меры по ликвидации перебоев в торговле товарами; ♦ организует при необходимости переброску товаров из магазинов, где они в избытке, в те магазины, в которых такие товары отсутствуют; ♦ собирает информацию о состоянии товарных запасов в магазинах и принимает решения по их нормализации. Завершающим этапом в разработке программы перехода на централизованную доставку является расчет экономической эффективности. Она исчисляется как разница между издержками при организации завоза по ранее действующей системе (самовывоз) и при централизованной доставке. Как правило, себестоимость доставки 1 т груза при внедрении прогрессивной технологии сокращается. Экономия достигается за счет лучшего использования автотранспорта, полной его загрузки, сокращения пустых пробегов и простоев, механизации погрузочно-разгрузочных работ, повышения ритмичности и Если эффект положительный, далее целесообразно рассчитать срок окупаемости затрат, связанных с внедрением централизованной доставки товаров в таре-оборудовании: бесперебойности снабжения магазинов, оптимизации в них товарных запасов, завоза подготовленных к продаже товаров и ускорения их оборачиваемости, совершенствования управления процессом товароснабжения. Это обеспечивает достаточно быструю окупаемость капитальных вложений, связанных с внедрением прогрессивной технологии завоза товаров в розничную торговую сеть. Рассчитать экономическую эффективность централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть можно по формуле:
Эц.д. = (Эо+Эр+Эт)/(Ро+Рр+Рт) (1.10)
где Э0 - экономия издержек обращения у поставщика, осуществляющего централизованную доставку, р.; Эр - экономия издержек обращения в розничной торговой сети, р.; Эт - экономия издержек обращения на автотранспорте, р.; Р0 - затраты на централизованную доставку у поставщика, р.; Рр - затраты на централизованную доставку в рознице, р.; Рт - затраты на централизованную доставку в автотранспортном предприятии, р.
При внедрении централизованной доставки товаров в таре-оборудовании потребуются определенные капитальные вложения для обеспечения нужного количества такой тары. Прежде чем ее внедрять, рекомендуется оценить экономическую целесообразность такой системы товароснабжения путем сравнения затрат до и после внедрения. Если эффект положительный, далее целесообразно рассчитать срок окупаемости затрат, связанных с внедрением централизованной доставки товаров в таре-оборудовании. Таким образом, розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового организации, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года. Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов. Поступление и закупки товаров - материальная основа выполнения плана складского и транзитного товарооборота. Поступление — это количество товаров, поступающих на склады оптового торгового организации. Закупки — это товары, поступившие на склад, а также закупленные и доставленные покупателям транзитом. Таким образом, объем закупки товаров оптовым торговым предприятием — это поступление товаров на склад и транзитный оборот с участием в расчетах. Товарное обеспечение оптового товарооборота и выполнение плана поставки товаров оптовому торговому предприятию поставщиками анализируют в целом, по группам товаров и источникам поступления — от промышленных предприятий района деятельности оптового торгового организации, оптовых торговых предприятий одной и той же оптовой организации, а также других союзных республик и по импорту. Проверяют выборку фондов, выделенных в централизованном порядке, отдельно изучают поступление товаров из нецентрализованных источников, из местных источников, особенно местной промышленности в порядке самостоятельных закупок в целях более полного обеспечения розничных организаций и предприятий товарами. Успешно выполнить план оптового товарооборота можно только при бесперебойном поступлении товаров в нужном количестве и ассортименте, нормальных товарных запасах, а также в требуемом ассортименте. Анализируя поставки по отдельным поставщикам,нужно, во-первых, выяснить, до какой степени формирование объема и ассортимента товаров учитывает необходимость обеспечить розничную торговлю товарами для детей, молодежи и лип, старшего возраста по основным ценовым группам, во-вторых, оценить выполнение каждым поставщиком условий поставки и договорных обязательств не только по количеству и времени поставки, но и по качеству выполнения поставок в соответствии с заключенными договорами. Если изучить поступающие от покупателей рекламации, выявить неходовые и залежалые товары на складах оптового торгового организации и в розничной сети, можно определить качество продукции отдельных поставщиков, которое необходимо учитывать при оценке выполнения договоров. В связи с этим следует проверить и уровень организации и результаты качественной приемки товаров от поставщиков, данные о предъявленных поставщикам и взысканных оптовым предприятием штрафных санкциях. Товарное обеспечение в оптовой торговле формируется за счет централизованных фондов, самостоятельных закупок товаров и вовлечения в товарооборот товаров из сверхнормативных запасов. Расчет товарного обеспечения производится по каждому источнику отдельно. При определении потребности в товарах учитывают объем оптового товарооборота по реализации, межреспубликанский и внутрисистемный товарооборот, изменение товарных запасов на начало и конец планируемого года, а также товарные потерн и прочее выбытие товаров. В процессе планирования товарного обеспечения отдельно рассчитывают поступление товаров на склад и общий объем закупок товаров оптовой базой. Объем поступления товаров (П) определяют балансовым методом: к проектируемому складскому товарообороту (Р) прибавляют сумму норматива товарного запаса на конец планируемого года (Зк) и вычитают ожидаемые товарные запасы на начало планируемого года (Зн). В расчетах используется балансовая связь между всеми показателями товарооборота:
Зн + П = Р + Зк, (1.11)
Планируемое поступление товаров должно обеспечить выполнение плана складского товарооборота и создание нормальных товарных запасов по каждой группе товаров и в целом по базе на конец планируемого года. Общий объем закупок товаров оптовой базой больше их поступления на сумму транзитного оборота с участием базы в расчетах, так как при этой форме расчетов база оплачивает товары, поступающие в розничную сеть непосредственно от поставщиков. Таким образом, поступление товаров обеспечивает товарными ресурсами складской товарооборот и норматив товарных запасов, а общая сумма закупок — и транзитный оборот с участием базы в расчетах. Расчет товарного обеспечения производится на год с распределением по кварталам. После расчетов поступления и закупок товаров разрабатывают сводный баланс оптового товарооборота, в котором увязывают все показатели: реализацию, товарные запасы, поступление и закупки товаров. Необходимым условием эффективной работы базы является систематический контроль за выполнением плана товарооборота и качеством обслуживания покупателей. Основной целью контроля за выполнением плана товарооборота является выявление резервов для выполнения и перевыполнения плана и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Проверяется выполнение плана по всем элементам товарооборота: продаже товаров, состоянию товарных запасов, выполнению плана поступления товаров. Контроль за выполнением плана продажи производится по каждой группе товаров, по покупателям и формам продажи. Работники товарных отделов, складов ведут учет выполнения договоров поставки с каждым покупателем. Это позволяет своевременно устранить отставание в отгрузке и обеспечить ритмичное поступление товаров покупателям. Проверяется также выполнение плана поступления товаров на базу. Учет выполнения договоров с каждым поставщиком дает возможность проверять объем, ассортимент и соблюдение сроков поставки товаров, своевременно принимать меры. Результаты контроля используются для оперативного руководства работой базы, каждого товарного отдела, склада.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|