Здавалка
Главная | Обратная связь

Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства // Восстание масс. Сборник / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2003. – С. 216–219.



Вариант 1

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и семиотики культуры. В чем сходство и разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте ценностное определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
информативная    
регулятивная    
. . .    

4. Охарактеризуйте мифологическую теорию происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Что такое табу? Какое место занимает табу в первобытной культуре?

6. Дайте определение основных понятий культуры Древнего Египта и обозначьте функции следующих богов. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Древнего Египта:

Саркофаг   Осирис  
Фараон   Анубис  
Пирамида   Исида  
Сфинкс   Тот  
Пиктография   Птах  
Мастаба   Апис  
Зооморфизм   Ка  
Мумификация   Бастет  

7. Назовите и объясните смысл и символику десяти заповедей Ветхого Завета.

8. Заполните таблицу и сравните, как понимался идеальный человек в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Понимание идеального человека Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

 

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Философ, утверждавший, что чем выше уровень культуры, тем менее счастлив человек:

а) Шпенглер; б) Данилевский; в) Фрейд; г) Ницше.

9.2. Автор книги «Россия и Европа»:

а) Ортега-и-Гассет; б) Сорокин; в) Шпенглер; г) Данилевский.

9.3. Когда, по мнению Ясперса, проходила «Ось мировой истории»:

а) 82 вв. до нашей эры; б) II тыс. до нашей эры; в) 1 век нашей эры; г) 28 вв. нашей эры.

9.4. Кто из философов называл культуру «тонкой яблочной кожурой над раскаленным морем хаоса»?

а) Шпенглер; б) Юнг; в) Хейзинга; г) Ницше.

10. Согласны ли Вы с афоризмом Жана-Поля Сартра: «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека – в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «профессиональная культура». Что составляет ее основу? Приведите примеры исходя из Вашей специализации.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства // Восстание масс. Сборник / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2003. – С. 216–219.

Сегодня я хотел бы высказаться в общем, предварительном плане, имея в виду все искусства, которые сохраняют еще в Европе какую-то жизненность: наряду с новой музыкой – новую живопись, новую поэзию, новый театр. Воистину поразительно и таинственно то тесное внутреннее единство, которое каждая историческая эпоха сохраняет во всех своих проявлениях. Единое вдохновение, один и тот же жизненный стиль пульсируют в искусствах, столь несходных между собою. Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт и драматург – его современники. И эта общность художественного чувства поневоле должна привести к одинаковым социологическим последствиям. В самом деле, непопулярности новой музыки соответствует такая же непопулярность и остальных муз. Все молодое искусство непопулярно – и не случайно, но в силу его внутренней судьбы.

Мне могут возразить, что всякий только что появившийся стиль переживает «период карантина», и напомнить распри, начавшиеся на заре романтизма. И все-таки непопулярность нового искусства – явление совершенно иной природы. Полезно видеть разницу между тем, что непопулярно, и тем, что не народно.

Стиль, который вводит нечто новое, в течение какого-то времени просто не успевает стать народным; он непопулярен, но также и не народен. Вторжение романтизма, на которое можно сослаться в качестве примера, как социологический феномен совершенно противоположно тому, что являет искусство сегодня. Романтизму весьма скоро удалось завоевать «народ», никогда не воспринимавший старое классическое искусство как свое. Враг, с которым романтизму пришлось сражаться, представлял собой как раз избранное меньшинство, закостеневшее в архаических «старорежимных» формах поэзии. С тех пор, как изобрели книгопечатание, романтические произведения стали первыми, получившими большие тиражи. Романтизм был народным стилем.

Первенец демократии, он был баловнем толпы. Напротив, новое искусство встречает массу, настроенную к нему враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно не народно по самому своему существу; более того, оно антинародно. Любая вещь, рожденная им, автоматически вызывает в публике курьезный социологический эффект. Публика разделяется на две части; одна часть, меньшая, состоит из людей, настроенных благосклонно; другая, гораздо большая, бесчисленная, держится враждебно. (Оставим в стороне капризную породу «снобов».) Значит, произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей.

По какому же признаку различаются эти две касты? Каждое произведение искусства вызывает расхождения: одним нравится, другим – нет; одним нравится меньше, другим – больше. У такого разделения неорганический характер, оно непринципиально. Слепая прихоть нашего индивидуального вкуса может поместить нас и среди тех и среди других. Но в случае нового искусства размежевание это происходит на уровне более глубоком, чем прихоти нашего индивидуального вкуса. Дело здесь не в том, что большинству публики не нравится новая вещь, а меньшинству нравится. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает ее. Старые хрычи, которые присутствовали на представлении «Эрнани», весьма хорошо понимали драму Виктора Гюго, и именно потому что понимали, драма не нравилась им. Верные определенному типу эстетического восприятия, они испытывали отвращение к новым художественным ценностям, которые предлагал им романтик.

«С социологической точки зрения» для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое: новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда – раздражение в массе. Когда кому-то не нравится произведение искусства, именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое «превосходство» над ним, и тогда раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущенным, яростным самоутверждением перед лицом произведения. Едва появившись на свет, молодое искусство заставляет доброго буржуа чувствовать себя именно таким образом: добрый буржуа, существо, неспособное к восприятию тайн искусства, слеп и глух к любой бескорыстный красоте. И это не может пройти без последствий после сотни лет всеобщего заискивания перед массой и возвеличивания «народа». Привыкшая во всем господствовать, теперь масса почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих «правах», ибо это искусство привилегированных, искусство утонченной нервной организации, искусство аристократического инстинкта. Повсюду, где появляются юные музы, масса преследует их.

В течение полутора веков «народ», масса претендовали на то, чтобы представлять «все общество». Музыка Стравинского или драма Пиранделло производят социологический эффект, заставляющий задуматься над этим и постараться понять, что же такое «народ», не является ли он просто одним из элементов социальной структуры, косной материей исторического процесса, второстепенным компонентом бытия. Со своей стороны новое искусство содействует тому, чтобы «лучшие» (элита) познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством.

Близится время, когда общество, от политики и до искусства, вновь начнет складываться, как должно, в два ордена, или ранга – орден людей выдающихся и орден людей заурядных. Все недуги Европы будут исцелены и благодаря этому новому спасительному разделению.

Контрольные вопросы:

1. Почему Х. Ортега-и-Гассет считает современное искусство дегуманистическим? Что такое «дегуманизация»?

2. В чем разница «непопулярности» и «ненародности» искусства? Современное искусство «непопулярно» или «ненародно»? Почему?

3. Почему современное искусство не понятно большинству (массе) и кто способен его понять?

4. Появление непонятного искусства – это показатель кризиса культуры XX века или попытка выйти из кризиса?

5. Какие направления в искусстве XX века вы можете назвать дегуманистическими?

 

Вариант 2

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и философии культуры. В чем сходство и разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте антропологическое определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
адаптивная    
познавательная    
. . .    

4. Охарактеризуйте психологическую теорию происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Что такое магия? Какое место занимает магия в первобытной культуре?

6. Дайте определение основных понятий культуры Месопотамии и обозначьте функции следующих богов. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Месопотамии:

Шумеры   Гильгамеш  
Клинопись   Нанна (Син)  
Зиккураты   Иштар  
Кодекс Хамумурапи   Мардук  
Сады Семирамиды   Энки (Эйл, Эа)  
Вавилонская башня   Ану  
Зороастризм   Энлиль (Эллиль)  
Шеду   Уту  

7. Назовите и объясните смысл и символику четырех священных истин в буддизме.

8. Заполните таблицу и сравните основы христианских конфессий:

Мировая религия Источник вероучения Устройство церковной системы Духовенство и глава Культ (таинства, ритуалы) Страны распространения
Православие          
Католицизм          
Протестантизм          

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Кто из философов считал, что цивилизация – это последняя, заключительная стадия развития культуры?

а) Ницше; б) Шпенглер; в) Сорокин; г) Хейзинга.

9.2. Какой культурной сверхсистеме, по мнению П. Сорокина, принадлежит европейская культура XIX–XX веков:

а) идеациональная; б) идеалистическая; в) чувственная; г) ни одна из них.

9.3. Творцом подлинной культуры Х. Ортега-и-Гассет считал:

а) народ; б) элиту; в) интеллигенцию; г) бога.

9.4. Кто из философов считал, что европейская культура к ХХ веку находится в состоянии кризиса:

а) Сорокин; б) Хейзинга; в) Шпенглер; г) все эти философы говорили о кризисе европейской культуры.

10. Согласны ли Вы с афоризмом П. Гольбаха: «Будем смотреть на природу как колоссальную мастерскую»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «культурная компетентность». Что составляет ее основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

Хейзинга Й. «Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» / Й. Хейзинга.М., 1997.С. 59-61.

 

ИГРА И СОСТЯЗАНИЕ
КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Говоря об игровом элементе культуры, мы не имеем намерения утверждать, что среди различных видов культурной деятельности игры занимают особо важное место или что культура в ходе эволюции появилась на свет из игры, и именно таким образом что-то, что первоначально было игрою, позже стало чем-то, что игрою уже не являлось и могло по праву называться культурой. Изложение, которое будет развернуто в нижеследующих рассуждениях, таково: культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, как, скажем, охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность, через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится, оборачивается культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением. В этом двуединстве игры и культуры игра есть первичный, объективно воспринимаемый, конкретно установленный факт, тогда как, говоря о культуре, мы лишь квалифицируем то, что наше историческое суждение привязывает к данному случаю. Этот подход вплотную примыкает к взглядам Фробениуса, который в своей «Истории культуры Африки» говорит о становлении культуры как «игры», восходящей из природного «бытия». Однако, по моему мнению, это соотношение игры и культуры понимается Фробениусом чересчур уж мистически и описывается слишком расплывчато. Он пренебрегает возможностью прямо указать пальцем на присутствие игрового элемента в явлениях культуры.

В поступательном движении культуры первоначально принятое соотношение игры и неигры не остается неизменным. Игровой элемент, по мере победного шествия культуры, в общем, оказывается на заднем плане. Большей частью и в значительной степени мы находим его ушедшим в сакральную сферу, кристаллизовавшимся в учености и поэзии, в правосознании, в формах государственной жизни. Игровое качество при этом обычно полностью исчезает в культурных явлениях. Во все времена, однако, тяга к игре, в том числе и в формах той или иной высокоразвитой культуры, вновь давала о себе знать в полную силу, вовлекая и отдельного человека, и массы в упоение грандиозной игры.

Кажется очевидным, что взаимосвязь игры и культуры нужно искать в первую очередь в высших формах социальной игры, там, где она проходит в упорядоченных действиях группы или сообщества, или двух групп, противостоящих друг другу. Игра в одиночку плодотворна для культуры лишь в весьма ограниченной степени. Ранее мы уже указывали на то, что все основные факторы игры, в том числе и совместной игры, уже существовали в жизни животных. Это схватка, выставление себя напоказ, вызов, щегольство, притворство, ограничительные правила. Вдвойне примечательно при этом еще и то, что именно птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от человека, имеют так много с ним общего: тетерева исполняют танцевальные па, вороны соревнуются в искусстве полета, да и другие птицы имеют обыкновение украшать свои гнезда, певчие птицы наполняют воздух мелодиями. Состязание и представление, таким образом, не проистекают из культуры как развлечение, а предшествуют ей.

Совместная игра носит большей частью антитетический (противоположный) характер. Чаще всего она разыгрывается между двумя сторонами. Однако это нельзя считать обязательным. Танец, шествие, представление прекрасно могут обходиться без этого. Антитетическое само по себе вовсе не означает «состязательное», «агональное» или «агонистическое». Антифонное пение, разделенный надвое хор, менуэт, партии или голоса в музыкальном ансамбле, а также столь важные с точки зрения этнологии игры, когда отнимают друг у друга некий трофей, все это примеры антитетических игр, которые вовсе не должны быть полностью агональными, хотя элемент соревнования там весьма часто присутствует. Нередко деятельность, которая уже сама по себе означает законченную игру, например музыкальное или сценическое представление, в свою очередь превращается в предмет состязания из-за того, что процесс подготовки и исполнения протекает в соперничестве за присуждаемую награду, подобно тому, как это происходило с греческой драмой.

Среди общих признаков игры мы уже называли выше напряжение и неопределенность. В игре всегда остается вопрос: повезет или нет? Уже в одиночной игре на смекалку, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кроссворд) соблюдается это условие. В антитетической игре агонального типа этот элемент напряжения, удачи, неопределенности достигает своей наивысшей степени. Ради того чтобы выиграть, действуют с такой страстностью, которая угрожает полностью свести на нет всю легкость и беззаботность игры. Здесь, однако, выступает еще одно существенное различие. В чисто азартных играх напряжение, охватывающее игроков, лишь в незначительной степени разделяется зрителями. Сама по себе игра в кости примечательный культурный объект, однако для культуры она остается вполне бесплодной. Такие игры не сулят выигрыша ни в духовной сфере, ни в жизни. Совсем иное дело, когда это спортивные игры, требующие сноровки, знания, смекалки, мужества или силы. По мере того как игра делается все «труднее», напряжение зрителей возрастает. Уже шахматы приковывают внимание собравшихся наблюдателей, хотя занятие это остается с точки зрения культуры бесплодным и при этом не содержит никаких зримых признаков красоты. Но как только игра приносит с собой красоту, культура тотчас же обнаруживает в игре ее ценность. Однако же для становления культуры такого рода эстетическая ценность не является необходимой. Физические, интеллектуальные, моральные, духовные ценности в равной степени могут возвышать игру до уровня культуры. Чем больше способна игра повышать жизненный тонус кого-то одного или группы, тем глубже она входит в культуру. Священное действо и праздничное состязание, вот две повсюду неизменно возвращающиеся формы, в которых культура вырастает как игра и в рамках игры.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность теории Й. Хейзинга о происхождении культуры?

2. Что, по мнению философа, первично: игра или культура? Почему?

3. Дайте определение и признаки игры.

4. Всякая ли игра культурна? Важна ли польза «культурной игры»?

5. Как культура связана с игровой деятельностью человека?

Вариант 3

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определение культурологии и культурной антропологии. В чем сходство и разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте деятельностное определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
трансляционная    
интегративная    
. . .    

4. Охарактеризуйте теорию природного (врожденного) происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Что такое идол? Какое место занимает идолопоклонство в первобытной культуре?

6. Дайте определение основных понятий культуры Древней Греции и обозначьте функции следующих богов и героев. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Древней Греции:

Агональность   Гера  
Антропоморфизм   Арес  
Полис   Аполлон  
Аэд   Ясон  
Олимпионик   Тесей  
Дифирамб   Терпсихора  
Фриз   Клио  
Статуя Зевса   Химера  

7. Назовите и объясните смысл и символику восьмеричного пути к спасению в буддизме.

8. Заполните таблицу и сравните, как понималась картина мира (мироустройство) в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Картина мира Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Автор книги «Закат Европы»:

а) Ортега-и-Гассет; б) Данилевский; в) Шпенглер; г) Сорокин.

9.2. Философ, отмечавший, что главная тенденция искусства ХХ века – дегуманизация:

а) Ницше; б) Ортега-и-Гассет; в) Шпенглер; г) Шопенгауэр.

9.3. Философ, утверждавший, что культура – насилие над человеческой природой:

а) Шпенглер; б) Фрейд; в) Данилевский; г) Ницше.

9.4. Какой локально-исторический тип культуры Н.Я. Данилевский считал наиболее исторически перспективным:

а) славянский; б) европейский; в) американский; г) еврейский.

10. Согласны ли Вы с афоризмом Ф. Вольтера: «Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «массовая культура». Что составляет ее основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.