Здавалка
Главная | Обратная связь

Наклонение (в музыке)



Функции ладовые

Функции ладовые в музыке, значение отдельных звуков в ладу. Понятие Ф. л. наиболее разработано применительно к аккордам (гармонические функции) — обозначает роль аккордов в ладовой организации. Различают два рода общих функциональных значений аккордов — устойчивость (состояние покоя) и неустойчивость (состояние движения). В мажоро-минорной тональной системе устойчивость представлена функцией тоники (обозначение Т). По тонике, устою, определяется центр лада. Неустойчивых функций две — доминанта (D) и субдоминанта (S). Аккорды доминанты и субдоминанты строятся на звуках, находящихся в отношении наивысшего акустического родства к основному звуку тоники и лежащих квинтой выше (D) и квинтой ниже (S). Отсюда логическая противоположность функций D и S, усиливающаяся контрастом их звукового состава. Образующийся между основным звуком S и терцией D (вводным тоном лада) интервал тритона делает их тяготение к приме и терции тоники особенно сильным. Действие гармонических функций наиболее ярко проявляется в каденциях.

Предпосылки теории гармонических функций содержатся в работах Ж. Ф. Рамо, М. Гауптмана, А. Эттингена. Идея "групп" Т, D и S разработана Н. А.Римским-Корсаковым в его "Учебнике гармонии". Функциональную теорию гармонии в развитом её виде выдвинул в конце 19 в. Х. Риман. По Риману, все аккорды лада возникают как трансформации лишь трёх гармоний — тоники, доминанты и субдоминанты. Оригинальную концепцию Ф. л. ("моментов" тяготения) создал советский теоретик Б. Л. Яворский. Важный вклад в развитие теории внёс советский музыковед Ю. Н. Тюлин. Теория гармонии, функций наиболее применима к анализу гармонии в музыке середины 18 — начала 20 вв.

Лит.: Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1901; Катуар Г. Д., Теоретический курс гармонии, ч, 1—2, М., 1924—25; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., ч. 1, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit Hugo Riemann, Düsseldorf, 1970.

 

Звукоряд

Звукоряд, последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком-либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. См. Гамма, Натуральный звукоряд. Строй, Лад, Диапазон.

 

Диатоника

Диатоника (от греч. diatonikós, буквально — растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá — через, вдоль и tónos — тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда — пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минори мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. — Л., 1965; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk. — Los Ang., 1951.

Ю. Н. Холопов.

 

 

Доминанта (в музыке)

Доминанта в музыке, гармоническая функция в мажоре и миноре, обладающая ясно выраженным тяготением к тонике (см. Функции ладовые). Основой доминантовых аккордов является V ступень лада, которая и сама носит название доминанты. Доминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на VII и III ступенях. Тяготение аккордов Д. к тонике связано и с присутствием в их составе вводного тона. Разрешение Д. в тонику с максимальной определённостью устанавливает тональность. Тональность, тоника которой является доминантой основной, называется доминантовой.

Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978

 

Субдоминанта

Субдоминанта (от суб... и доминанта) в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые); также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение — S). Основа субдоминантовых аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется С. Субдоминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на II и VI ступенях. Из-за присутствия в составе С. основного звука тоники тяготение С. в тонику менее остро, чем доминанты. Последование С. и доминанты делает ладовое тяготение максимально определённым. Тональность, тоникой которой является С. основной, называется субдоминантовой.

Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978

 

 

Трезвучие

Трезвучие (музыкальное), аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам.

 

Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два основных вида Т. — консонирующие мажорное (большая терция + малая терция) и минорное (малая терция + большая терция). Мажорное Т. совпадает с последованием тонов нижней части натурального звукоряда (звуки 1—6) и, возможно, вследствие своего "природного" характера обладает светлой, "весёлой" окраской звучания. Минорное противоречит "природному" порядку и имеет тусклую, мрачную окраску. Консонирующие Т. — основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17—19 вв. Мажорное и минорное Т. составляют фундамент двух главных ладов европейской музыки, носящих те же название. Консонирующие Т. в большой мере сохранили своё значение и в музыке 20 в.

Особое место занимают два трезвучия, состоящих из равновеликих интервалов, — увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не укладываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости, силы, консонантности (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Отсюда их относительно ограниченное применение.

 

 

Каденция

Каденция (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность.

Называется также кадансом (франц. cadence).

В гармонии различают полные (завершающиеся тоникой) и половинные (завершающиеся доминантой или субдоминантой) К. Полные К. подразделяются на автентические (тонике предшествует доминанта) и плагальные (тонике предшествует субдоминанта), совершенные (тоника появляется в тяжёлом такте, в мелодическом положении примы, доминанта или субдоминанта перед ней даются в основном виде) и несовершенные (в которых условия образования совершенной К. не соблюдаются). Т. н. прерванные К. образуются в связи с заменой тоники в автентическом К. каким-либо другим аккордом. Расчленяя музыкальное произведение на отдельные построения, К. способствуют установлению между ними определённых логико-функциональных отношений.

2) Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте; как бы свободная фантазия на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение или импровизация К. предоставлялись исполнителю. Впоследствии (начиная с Бетховена) композиторы, стремясь к структурно-стилистическому единству сочинения, сами стали создавать и записывать К. для своих концертов.

Ю. Н. Холопов.

 

 

Мажор

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый), лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор) (см. рис.).

М. (как трезвучие, совпадающее с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора; контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Ю. Н. Холопов.

 

 

Минор (музык.)

Минор (итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

М. (как трезвучие, не совпадающее с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору; контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978

 

 

Наклонение (в музыке)

Наклонение в музыке, качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями — большая или малая. Отсюда два основных вида Н.: мажорное (между I и III ступенями большая терция) и минорное. Н. лада связано со специфическими эмоциональным характером: мажорное Н. придаёт ладу светлую окраску, пригодно для передачи радостного, бодрого состояния; минорное, напротив, сообщает ладу мрачную окраску и используется для передачи грустного, меланхолического настроения, трагического душевного состояния. Различие в Н. касается не только двух основных ладов европейской музыки, но и ряда др. диатонических и недиатонических ладов. Например, к группе ладов мажорного Н.относятся лидийский, миксолидийский,к группе минорного — фригийский, дорийский и др. (см. Натуральные лады, Средневековые лады). Н. может сохраняться и оставаться преобладающим и в современной хроматизированной ладотональной структуре с типичным для неё смешением разнородных ладовых признаков.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.