Здавалка
Главная | Обратная связь

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний



Промежуточная аттестация проходит в форме зачета.

Тематический план дисциплины

  №   Раздел (модуль) дисциплины Всего часов (в трудоемкости) Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
Понятие управление в современном обществе и в сфере образования Психологические характеристики субъектов и объектов управления в сфере образования.    
Психологические характеристики предмета и средств управления в сфере образования.    
Психологические характеристики процессов управления в образовательном учреждении.    
Психологические характеристики технологий управления.    
  ИТОГО:  

Основное содержание

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Понятие управление в современном обществе и в сфере образования Сложность и многоаспектность управленческого труда. Психологическое содержание управленческой деятельности. Место психологии управления в системе научного знания. Основные задачи психологии управления. Понимание человека и его психологии в концепции менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля. Доктрина "человеческих отношений на производстве" и изменение статуса психологического фактора в управлении. Идеи А.К. Гастева («управление вещами» и «управление людьми», научная организация труда, принципы повышения производительности труда). Психологическое содержание в современных концепциях менеджмента. Появление понятия "психология управления" в 20 годы XX века. Становление психологии управления как относительно самостоятельной дисциплины в 60 годы. Основные направления современных исследований по психологии управления. Деятельностный подход, анализирующий индивидуальную управленческую деятельность (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов). Анализ личности руководителя (Б.М. Теплов). Анализ взаимоотношений руководитель – подчиненный (К. Левин), руководитель организация в целом (А.И. Китов).
Психологические характеристики субъектов и объектов управления в сфере образования. Руководитель как субъект управления организацией. Функции руководителя. Психологическое сопровождение функций руководителя. Социально-психологические характеристики личности руководителя. Представления руководителя о самом себе. «Я-концепция», «самооценка», социальная ориентация руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет. Профессиограмма руководителя. Способность руководителя к управленческой деятельности. Управленческие знания, управленческие умения, управленческие навыки. Интеллектуальные характеристики руководителя. Ведущие мотивы деятельности успешного руководителя. Личностные качества успешного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, ответственность и надежность, эмпатия, коммуникативная компетентность. Типология руководителя. Психологические факторы, ограничивающие эффективность деятельности управленца. Психологические аспекты профессиональной карьеры руководителя. Диагностика карьерной ориентации. Психология должности. Руководитель и риск. Руководитель и экстремальные ситуации. Личностные и профессиональные кризисы. Фрустрация. Стресс. Понятие стрессовоустойчивости. Принятие и непринятие психологического воздействия. Психологическая защита, формы ее проявления. Группа как объект управления. Понятие группы в психологии. Виды групп. Референтная группа и группа присутствия, функции референтной группы. Группы разного уровня развития: номинальная, группа – ассоциация, группа – кооперация, коллектив (команда). Характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, система групповых ожиданий. Структурные характеристики группы: социометрическая и коммуникативная структура группы, структура социальной власти в группе. Статусно-ролевая характеристика группы. Официальные и неофициальные роли группы. Типичные неофициальные роли в группе. Понятие групповой динамики. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство группы. Психологическая совместимость сотрудников, ее формы: срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата. Методы изучения внутригрупповых отношений. Воздействие группы на личность. Конформизм. Коллективизм. Деиндивидуализация. Понятие социальной фасилитации и социальной ингибиции. Эффект социальной лености, условия его возникновения
Психологические характеристики предмета и средств управления в сфере образования. Информационное обеспечение процессов управления. Понятие и сущность информации. Информация как предмет, средство и продукт управленческой деятельности. Разнообразие управленческой информации. Каналы связи и коммуникации в системах управления. Коммуникативная среда управления. Поведение людей в процессе коммуникативного взаимодействия. Психологические особенности организационных структур управления. Понятие организации. Организационая структура управления (ОСУ). Принципы построения ОСУ. Принципы функционирования ОСУ. Психологические особенности структур управления: иерархических - линейных, линейно-функциональных, линейно-штабных; адхократических (органических) - проектной организации, матричной структуры, организации конгломератного типа, свободной структурым.
Психологические характеристики процессов управления в образовательном учреждении. Общение в управлении. Руководство и лидерство. Стили руководства в системах управления. Психологическая сплоченность как фактор повышения управляемости. Совместимость и ее влияние на управление. Социально-биографические характеристики личности руководителя. Гендерные особенности управления. Управленческие способности. Личностные качества, влияющие на эффективность управления.
Психологические характеристики технологий управления. Психологические зоны определения эффективного управления. Определение зоны эффективности управления. Психологические "законы" влияния на эффективность управления. Психологический анализ эффективности стилей управления. Понятие эффективности управления. Теории стилей управления. Сравнение эффективности стилей управления. Рациональное управление. Соучаствующее управления. Управленческая матрица. Стилевая теория управления. Критерии эффективности. Эффекты управления и эффективность управления

Основные понятия (тезаурус)

управленческая деятельность, менеджмент, руководитель, руководство, лидерство, авторитет, профессиограмма руководителя, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, ответственность и надежность, эмпатия, коммуникативная компетентность, мотивы деятельности, стрессовоустойчивость, карьера, группа, композиция группы, групповые процессы, система групповых ожиданий, социометрическая и коммуникативная структура группы, структура социальной власти в группе, статусно-ролевая характеристика группы, групповая динамика, групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), психологическая совместимость сотрудников, срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость, социально-психологический климат, конформизм, коллективизм, деиндивидуализация, социальная фасилитация и социальная ингибиция, информация, коммуникативная среда управления, организационная структура управления (ОСУ), совместимость, стили управления, эффективное управление, управленческая матрица







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.