Формирование общественного мнения.
Процессы формирования, возникновения, становления общественного мнения являются, пожалуй, наиболее сложными. И дело здесь не столько а том, что они, так сказать, первичны, а в том, что речь идет о сложнейшем социальном феномене, явлении, которое имеет неоднозначную природу и весьма слабо поддается фиксации. Действительно, даже если речь идет о разных «участках» общественного сознания (не мнения!), то при всех сложностях и анализа можно все же выделить и изучать, к примеру, особенное! национальных традиций, групповых идей и т.п. Что же касается общественного мнения, то здесь мы имеем дело с практически «ускользающими» от анализа объектами: определенными оценочными суждениями массового сознания, которые к тому же постоянно меняются как по субъекту, так и по времени фиксации. Что есть общественное мнение, которое мы собираемся анализировать? Это определенные суждения определенных общностей (причем не социальных групп, а масс), существующие в определенное время, к тому же не сами по себе, а в индивидуальных сознаниях. Наметим некоторые основные подходы к анализу СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ механизмов формирования общественного мнения. Что касается механизмов психологических (роли внушения, убеждения, подражания в формировании общих суждений, специфических проявления стереотипов и т.д.), то эти вопросы анализируются соответствующих разделах социальной психологии при изучении проблем групповых психических процессов, психологии общей межличностных отношений. Итак, каким же образом может быть описан социологический механизм формирования общественного мнения? В первую очередь, через известную диалектику общего и единичного, исходящую из того, что общее существует лишь в отдельном и через отдельное. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ В МНЕНИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ; В ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ «ВХОДЯТ» ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МНЕНИЙ. Иными словами, само по себе общественное мнение (как и общественное сознание в целом) не существует. Оно содержится, как бы «разлито» в мнениях индивидуальных, причем в общественное мнение входят не все «участки» мнений индивидуальных, а лишь те, что представляют общественный интерес, содержат оценку (поскольку речь идет именно об общественном мнении, а не в целом об общественном сознании) тех или иных явлений действительности. Наконец, индивидуальное и общественное мнения возникают одновременно, но в разных формах: первое - в актуальной, второе - в потенциальной (мнение индивида, чтобы «войти» в общественное, должно быть «обработано» мнениями других людей). Не только общественное мнение возникает на базе индивидуальных, но и индивидуальные мнения постоянно испытывают воздействие общественного, которое, сформировавшись, оказывает уже мощное воздействие на мнения отдельных людей. Второй элемент механизма формирования общественного мнения связан с тем, как именно осуществляется «отбор» индивид.мнений в общественное. Естественно, речь идет о процессе, который не имеет внешнего выражения, идет латентно, но обладает определенным своеобразием. Специфика процесса формирования общественного мнения (в отличие от других «элементов» общественного сознания) исходит из того, что здесь имеют место оценочные суждения. Поэтому общ. мнение - это не просто «собрание» наиболее типичных индивидуальных мнений, а ПРОДУКТ ДИСКУССИОННОГО ПРОЦЕССА. Иными словами, элементы индивидуальных мнений «рекрутируются» в мнение общественное в процессе столкновения разнообразных подходов и оценок. Отсюда и то обстоятельство, что ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ТА И ИНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА «СОЗРЕВАЕТ», СТАНОВИТСЯ АКТУАЛЬНОЙ, ВЫЗЫВАЕТ РЕАЛЬНЫЙ ОБМЕН ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ. Именно здесь и начинается процесс формирования общественного мнения. Разнообразные позиции сталкиваются, сближаются (или расходятся), находятся точки соприкосновения между разными позициями, отбрасываются частности и детали, «крайние» взгляды, которыми отличаются индивидуальные представления и мнения. Наконец, еще одно важное обстоятельство, связанное с формированием общественного мнения. Очевидно, что, во-первых, это процесс информационный, общественное мнение складывается и проявляется именно в процессе обмена информацией. Во-вторых, достаточно серьезно регулируемый посредством предоставления (или непредоставления) информации, ее идеологической окраски и т.п. Поэтому можно говорить о СТИХИЙНОМ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. Что касается стихийного формирования, то оно осуществляете главным образом в ходе межличностного общения. Целенаправленное воздействие на формирование общественного мнения осуществляется в первую очередь в процессе пропаганды, рекламы, паблик рилейшнз. Перейдем далее к характеристике источников формирования общественного мнения.При этом речь идет не просто о тех или иных видах информации, которая используется в процессе формирования общественного мнения (в тех редких работах, где эта проблема обсуждается, она сводится именно к информации), а о более широкой проблеме «базы» образования мнений, формирования общественного мнения. Данная база, безусловно, во всех отношениях информационная (имеется в виду информационный характер ее составляющих). С нашей точки зрения, необходимо выдели следующие ее важнейшие элементы: • индивидуальный и коллективный опыт; • разнообразная социальная информация; • идеологические фильтры; • социальные стереотипы. Первый из них - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ - в процессе формирования общественного мнения выступает в качестве как бы первоосновы формирования индивидуальных и коллективных мнений и в целом мнения общественного. Действительно, если в рамках совокупного жизненного опыта индивида или членов определенной группы не содержится какого-либо «отношения» к тому или иному участку, сфере жизнедеятельности общества (к примеру, участию в демократических выборах или контактах с нетрадиционной медициной), то в рамках данной совокупности индивидов, данной группы общественное мнение по соответствующему поводу попросту не формируется. Вернее, может формироваться некомпетентное мнение. Если теперь рассмотреть уже конкретные черты опыта как базы формирования мнений, то к ним можно отнести следующие. Во-первых, продолжительность опыта. Так, если говорить об опыте индивидуальном, то одни люди (как правило, зрелые) могут иметь дело с теми или иными явлениями общественной жизни на протяжении многих лет, другие - на протяжении лишь непродолжительного времени. Это же касается и коллективного опыта: так, определенные социальные группы могут соприкасаться с теми или иными явлениями общественной жизни на протяжении длительного исторического времени, другие - очень непродолжительное время (к примеру, с демократическими традициями, политическим плюрализмом и т.п.). Естественно, продолжительность опыта, его многократность в решающей степени воздействуют на формирование общественного мнения. Во-вторых, важнейшей характеристикой опыта как базы формирования общественного мнения служит его активность, то есть выступает ли человек или группа как пассивный наблюдатель по отношению к тем или иным явлениям жизни общества или является активным субъектом социального действия в этом плане. Очевидно, что у той группы людей, которая сама непосредственно занимается бизнесом, будет формироваться постоянно более устойчивое, компетентное общественное мнение относительно разнообразия проблем развития предпринимательства и рыночной экономики в целом. Требует особого внимания и пристального изучения и проблемы взаимосвязи индивидуального и коллективного опыта как базы формирования общественного мнения. Здесь, в частности, высказываются соображения относительно того, что индивидуальный личный опыт чаще всего выступает лишь в качестве «инструмента» выбора индивидом тех или иных суждений, оценок из опыта коллективного.
Вторым важным элементом базы формирования общественного мнения выступает РАЗНООБРАЗНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, функционирующая в обществе и непосредственно «причастная» к формированию мнений. Существует множество классификаций такой информации как по ее содержанию, так и каналам поступления. Нас в данном случае интересует лишь специфика такой информации, непосредственно определяющая процесс формирования общественного мнения. В этом плане наиболее целесообразно выделить следующие разновидности информации: • научная информация; • общесоциальная информация; • слухи, молва, сплетни. Научная информация в качестве базы, основы формирования общественного мнения (здесь, естественно, имеются в виду научные факты, закономерности, сформулированные наукой, которые относятся к сферам общественной жизни, следовательно, речь идет о науках общественных) обладает таким важным качеством как наибольшая степень всеобщности и истинности. Поэтому та «часть» общественного мнения, которая исходит из положений науки, базируется на них, оказывается чаще всего максимально возможно истинной в плане отражения явлений действительности. Здесь, правда, не следует забывать то обстоятельство, что речь идет о науках общественных, которым органически присущи разнообразные мировоззренческие «склонности» и подходы. В связи с этим, при анализе общественного мнения, базирующегося на подобной информации, следует четко отделять научное знание от пропагандистских текстов и акцентов. В противовес научной информации, такая разновидность социальной информации, как слухи (молва, сплетни), «принимающая активное участие» в формировании общественного мнения в силу специфики последнего, напротив, уже по самой своей природе выступает в качестве источника заведомо неистинной, ложной информации. Дело в том, что слухи - это обычно информация, известия о чем-то, которые ничем не подтверждены Однако слухи возникают в первую очередь именно по проблемам, в наибольшей степени в волнующим людей (закон Г. Олпорта гласит: «Слух есть функция значимостиости события, помноженной на его двусмысленность»). Закон Олпорта-Постмэна гласит: интенсивность слуха (вероятность возникновения, скорость и масштаб распространения, степень влияния на поведение толпы) — функция, производная от значимости его содержания и уровня неопределенности информации по интересующему вопросу: интенсивность слуха = заинтересованность х неопределенность информации. Поэтому очевидно, что в процессе формирования общественного мнения значимость информации, поступающей в форме слухов, весьма велика. Ведь они выступают в качестве суждений,оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соотствие ожиданиям людей. То же обстоятельство, что эта информация не обладает достаточной информационной основой, т.е. наличием установленных фактов, событий и т.п., должно тщательно анализироваться в процессе оценки состояния общественного мнения, образовавшегося с участием такого вида информации.
Всю остальную информацию, принимающую участие в формировании общественного мнения (за исключением, с одной стороны, научной информации, с другой - слухов), мы относим к информации общесоциальной. Она имеет самое разнообразное содержание, поступает к субъектам общественного мнения по самым разным каналам (средства массовой информации, межличностные контакты, собрания и т.п.), обладает разными информационными характеристиками (оперативность, новизна, надежность, доступность, конструктивность и др.). И, очевидно, что специфика той или иной информации в решающей мере воздействует на то, какое формируется общественное мнение. Естественно, что именно информация, ставшая основой формирования того или иного общ.мнения, и должна анализироваться его исследователем, пытающимся выяснить «качество» общественного мнения, его возможности в плане оценки и прогнозирования общественных интересов.
Итак, базой формирования общественного мнения выступает, с одной стороны, непосредственный опыт индивидов, их жизненная практика, собственные наблюдения и размышления. С другой стороны, здесь активно участвует разнообразнейшая социальная информация, функционирующая в обществе. Однако есть и еще один важный элемент, оказывающий существенное воздействие на процесс формирования общественного мнения. Речь идет о своеобразных ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ФИЛЬТРАХ, которые пропускают (или не пропускают) те или иные участки опыта, виды информации к субъекту общественного мнения, «допускают» (или нет) их к участию в процессе формирования вещественного мнения. Понятие «идеологические» мы здесь используем в том смысле, что существуют определенные системы представлений в обществе среди разных социальных групп, которые могут «давать» ту или иную картину мира. Кроме того, существует определенная сфера функционирования общества, определенные элементы социальной системы, которые прямо направлены на формирование (или изменение) в общественном мнении той или иной картины мира. Иными словами, речь идет, во-первых, о системах идеологизированного сознания. Во-вторых, о пропаганде. К примеру, Б.А. Грушин пишет о наличии систем «ложного сознания», т.е. о системах представлений, дающих заведомо ошибочную картину мира в целом или, по крайней мере, картину недостаточно четко определенную, идеологически насыщенную. К ним относятся, в частности, религия, религиозное сознание. Сюда же можно, по-нашему, отнести и догматические представления о социализме, господствовавшие в нашей стране в прошлом. Воздействие подобных идеологических фильтров на формирование общественного мнения не подлежит никакому сомнению. Ведь опыт индивида и получаемая им информация в процессе формирования его мнения, безусловно, тщательно классифицируются, оцениваются с учетом соответствующих фильтров. Так, верующий может оценить те или иные события лишь с учетом своего религиозного мировоззрения. Убежденный социалист и сегодня оценивает шведский капитализм, пытаясь доказать, что и частной собственности там немного, и планируется все, и система социальной защиты населения мощная, и так далее. Да и вообще называет это «шведским социализмом». Точно так же в качестве идеологического фильтра выступает система пропаганды.При этом необходимо различать саму пропаганду как социальное явление и различные информационные каналы, через которые поступает пропагандистская информация населению в процессе формирования общественного мнения. Так, через телевидение, радио, газеты нередко поступает информация, которая является достаточно объективной и служит основой формирования общественного мнения в качестве одной из разновидностей общесоциальной информации. Одновременно через эти социальные институты населению может поступать и пропагандистская информация (не зря раньше эти источники информации называли «средства массовой информации и пропаганды»), т.е. та, которая характеризуется интерпретационным и эмоционально окрашенным характером сведений, содержащихся в пропагандистских сообщениях. Именно такая интерпретированность сведений с определенных идеологических (или попросту тенденциозных) позиций и выступает в качестве фильтра, который тем или иным образом «очищает» информацию, на основе которой формируется общественное мнение. Сегодня, приобщаясь к передачам того или иного телеканала или читая ту или иную украинскую газету, мы вполне «достоверно» можем определить, кто «контролирует» данное СМИ или же чьи интересы (какой группы предпринимателей, госструктуры и т.п.) оно отражает. Наконец, еще одним источником формирования общественного мнения выступает СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ. Подобные стереотипы занимают как бы промежуточное место между индивидуальным и коллективным опытом, с одной стороны, и идеологическими фильтрами - с другой. Уже в 1922 году американский журналист и ученый Уолтер Липпман издал книгу «Общественное мнение», в которой утверждал, что существующие и головах людей образцы - это псевдомир, в реальности которого они клянутся. Собственно, сама теория социальных стереотипов сводится к тому, что реальное окружение людей настолько обширно, сложно и изменчиво, что его нередко нельзя охватить непосредственно. Человек недостаточно вооружен, чтобы воспринимать огромное многообразие явлений, превращений и комбинаций. Потому, поскольку людям приходится действовать в подобном мире, они сначала реконструируют его в более упрощенной форме, прежде чем иметь с ним дело. Таким образом у человека формируется определенная система стереотипов, «стереотипная модель», по выражению У. Липпмана, через которую «пропускается» вся получаемая им информация, и которая формирует его индивидуальное мнение (а затем - с учетом системы стереотипов, естественно, формируется и мнение общественное). В качестве синонимов понятия «стереотипы» Липпман употребляет понятия «символы», «образы», «фантазии», «стандартные версии», «привычные схемы размышлений» и т.п. Однако суть их одна: речь идет о существовании в сознании каждого человека «псевдомира» - блоков сознания, образовавшихся в результате мощных процессов кристаллизации информации и сознания. Каково же воздействие системы социальных стереотипов на формирование общественного мнения? С точки зрения У.Липпмана именно социальные стереотипы представляют собой основной умственный материал, на котором строится социальное сознание и общественное мнение. Стойкие, эмоционально окрашенные, упрощенные модели объективной реальности, которые и выступают в качестве социальных стереотипов, могут вызывать у человека симпатию или антипатию к явлению, которое ассоциируется у него с тем или иным стереотипом. Поэтому, воздействуя на формирование общественного мнения, социальные стереотипы, с одной стороны, упрощают, укорачивают процесс «мышления» общественного мнения (в этом случае общественному мнению не нужно подробно «объяснять», чем отличие той или иной социальной системы, какие интересы преследуют те или иные политические и бизнесовые группы, что произойдет в случае принятия правительством каких-то непопулярных в социальном смысле законодательных актов и т.п.). другой стороны, наличие стереотипов нередко приводит к формированию достаточно примитивных позиций общественного мнения, его соответствующих реакций. К примеру, достаточно «просветить» население относительно того, что тот или иной политик евреи, моментально у некоторых слоев населения включаются «механизмы» антисемитизма и соответствующим образом «встраивается» в отношении него общественное мнение; или взять стереотипы российского населения в последние годы по ношению к кавказцам. Естественно, механизмы действия социальных стереотипов влияния на формирование общественного мнения нельзя отнести к простым. Они пока и изучены недостаточно. Однако то обстоятельство, что подобные стереотипы имеют объективную основу, представляют собой одно из свойств психики человека - стремление к обобщению того или иного опыта, несомненно. Следовательно, невозможно понять процесс формирования того или ин общественного мнения, если не учитывать влияния т стереотипов. Таким образом, в качестве базы образования, формирования общественного мнения выступают во-первых, индивидуальный и коллективный опыт субъектов общественного мнения; во-вторых, поступающая к ним разнообразная социальная информация о событиях и фактах общественной жизни; в-третьих, идеологиче фильтры, через которые подобная информация ределенным образом интерпретируется, входя в видоизмененной форме в общественное мнение в-четвертых, социальные стереотипы представляющие собой стойкие, эмоционально окрашенные, упрощенные модели объективной социальной реальности, определенным образом осуществляющие селекцию мнений и позиций населения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|