Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЯЧЕЙКА МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА



Медико-производственный комплекс (МПК) образуется как система опре­деленных видов экономической, производственной, предпринимательской деятельности в области здравоохранения и в то же время как совокупность


организаций (учреждений, предприятий, хозяйственных товариществ и об­ществ, корпораций), осуществляющих эту деятельность.

Медико-производственнойназывают организацию, осуществляющую в ос­новном производственно-хозяйственную деятельность в обеспечение нужд здравоохранения, входящую составной частью в медико-производственный комплекс. Медико-производственные организации — это хозяйствующие субъекты разных форм собственности, осуществляющие производство меди­цинских препаратов, средств лечения, оказывающие материально-веществен­ные услуги, необходимые для функционирования лечебно-профилактических организаций.

С точки зрения протекающих в такой организации производственно-эко­номических процессов медико-производственная организация (МПО) есть упорядоченная, целеориентированная система скоординированных видов ме­дико-производственной деятельности. По своему кадровому составу — это относительно автономная группа медицинских, фармацевтических, инженер­ных, технических работников МПК со структурированной совместной дея­тельностью, созданная и существующая для поддержания собственно меди­цинской, лечебно-профилактической деятельности и оказания помощи людям в укреплении их здоровья и лечении.

Медико-производственные организации могут существовать в виде само­стоятельных производственных предприятий, фармацевтических организаций государственной, частной и смешанных форм собственности, функциониру­ющих на принципах так называемого хозяйственного расчета, т.е. финансово­го самообеспечения. Говоря о медико-производственной организации, мы имеем в виду, прежде всего, не ее организационно-правовую структуру или организационную обособленность, а наличие производственной деятельнос­ти, непосредственно направленной на удовлетворение нужд здравоохранения, медицины.

Медико-производственным организациям должна быть свойственна струк­турированная медико-производственная деятельность.Достижению целей МПО способствует согласованная деятельность работников этих организаций. Управление целенаправленной совместной деятельностью участников меди­ко-производственных процессов сводится к обеспечению тесного взаимо­действия между ними.

В каждом конкретном случае форма взаимодействия работников МПО опре­деляется специфическими целями осуществляемого данной организацией вида медико-производственной деятельности, разделением труда, установленными правилами, экономико-правовыми нормами и нормативами; в частности, это может быть совместное выполнение работ, согласование, обмен информаци-ей, профессиональное общение.

Границы МПОопределяются ее организационно-правовой формой, числен­ностью персонала, размером капитала, конкретными видами и масштабами де­ятельности, зонами обслуживания, производственными площадями. Границы определяют, какие элементы МПО относятся к внутренним, а какие — к внеш­ним. Отметим, что по мере усиления интеграции и появления новых видов организаций границы МПО становятся все более прозрачными и размытыми.


В особенности трудно проводить четкую границу между медико-производ­ственными и лечебно-профилактическими организациями в связи с проник­новением ряда видов производственной деятельности в лечебную и их со­единением.

По мере усиления целевой ориентации деятельности организаций, пред­ставляющей системообразующее начало деятельности, стали обращать все боль­ше внимания на миссию организации.

Миссия— это основное предназначение МПО, главная цель ее существова­ния. Наличие особой миссии придает МПО определенность и индивидуаль­ность. Миссия имеет большое значение для профессионально-деловой среды МПО. Она показывает, что представляет собой данная организация, к чему она стремится и чем руководствуется в своей деятельности. Влияя на имидж организации, миссия привлекает потребителей продукта данной организации, инвесторов, вкладывающих в нее средства, смежников, участвующих в совмест­ном производстве.

Велика роль миссии и в информировании этико-деонтологической органи­зационной культуры МПО: все сотрудники должны разделять главную цель МПО, осознавать и вносить вклад в ее достижение, разделять ценности и принципы, которые также отражаются в миссии.

Характер миссии проявляется в стратегии МПО и ее организационной структуре.

Миссию МПО определяет совокупность внешних и внутренних факторов, к которым относятся потребители медицинских услуг (пациенты), конъюнк­тура рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, руково­дители МПО (их деонтологические принципы и этико-моральные ценности); медицинский и вспомогательный персонал МПО; собственники организации; партнеры (например, поставщики фармацевтических препаратов и других из­делий медицинского назначения); органы государственной власти и управле­ния; общество в целом.

Миссия МПО находит свое конкретное выражение, проявление в следую­щих параметрах, признаках:

- потребности, которые призвана удовлетворять организация;

- главная цель, к которой стремится организация;

- ценности, которые она исповедует;

- продукция, которую она производит;

- технологии, применяемые организацией;

- рынки, на которых МПО реализует свои товары и услуги;

- этико-моральные принципы деятельности организации.

На уровне организации, особенно крупной, миссия может быть сформули­
рована довольно широко. На уровне подразделений, малых организаций мис­
сия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает опреде­
ленную сферу деятельности и отдельные викы производимых медицинских и
сервисных услуг, работ, товаров. (

Общее содержание миссии МПО частично раскрывается в рекламных сооб­щениях в прессе, на телевидении в доступной и понятной всем форме. Более обстоятельно миссия отражена в таких документах, как бизнес-план, годовой


отчет, бюджет, баланс, устав, учредительный договор организации, ее согла­шения с другими организациями.

Стратегия создания, существования, развития МПО тесно связана с жиз­ненным циклом организации. Тем самым понятие «жизненный цикл МПО»является ключевым в теории медико-производственных организаций. Жиз­ненный цикл МПО — это период, в течение которого организация проходит все стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок. Переходы от одной стадии к другой в определенной мере предсказуемы, в то же время на них можно оказывать влияние. На графике, изображенном на рис. 22, схема­тически представлены последовательные этапы жизненного цикла МПО, ха­рактеризуемые прежде всего уровнем, масштабами деятельности организации.

Создание МПОобычно обусловлено возникновением или увеличением по­требности в продукте деятельности организации, повышенным спросом на этот продукт, прорисовывающейся перспективой доходности, прибыльности создаваемого дела. На этой стадии, сопровождаемой активным целеустремле­нием, подкрепленным высокими творческими возможностями коллектива, приходится вкладывать средства в создание организации, приобретать необ­ходимые факторы производства. Только по мере налаживания выпуска и про­дажи продукции увеличиваются доходы организации, которые при эффектив­ном ведении дела превосходят текущие расходы, приносят прибыль, позволяют возместить (окупить) первоначальные вложения капитала, для чего необходи­мо значительное время.

В случае успешной реализации проектного замысла создания организации производимый ею продукт продолжает пользоваться высоким спросом на рынке товаров и услуг, продается по выгодным для организации ценам, что позволя­ет наращивать объем производства и увеличивать продажи. Получаемая при­быль направляется на развитие производства, в результате чего имеет место рост организации,увеличение масштабов ее деятельности.


Рис. 22. Стадии жизненного цикла медико-производственной организации.

По мере насыщения рынка товаров и услуг, производимых организацией, она входит в стадию зрелости, характеризуемую стабильным режимом дея­тельности. Устанавливается более или менее стационарная структура и масш­табы производственной деятельности, достигается получение доходов, прибы­ли, обеспечивающих поддержание производства на требуемом уровне.


Однако в связи с усиливающейся конкуренцией со стороны других товаро­производителей в стране и за рубежом, устареванием производимой продук­ции и уменьшением спроса на нее, увеличивающимися затратами на приобре­тение производственных ресурсов наступает стадия упадка организации.Для этой стадии характерны спад производства, снижение цен на производимую продукцию, уменьшение доходов и прибыли. Если упадок не удается остано­вить посредством обновления структуры производства (реструктуризации), изменения видов деятельности (диверсификации производства), использова­ния прогрессивных, ресурсосберегающих технологий, упадок способен приве­сти к завершению, окончанию жизненного цикла организации.

Важно понимать, что жизненный цикл МПО тесно связан с жизненным цик­лом медицинских товаров, лекарственных средств, других продуктов медицин­ского назначения. Аналогично жизненному циклу МПО жизненный цикл ме­дицинских услуг и изделий медицинского назначения также состоит из нескольких стадий: зарождение, освоение, рост, зрелость, спад, — каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объе­мов их производства и потребления. Организация, производящая один и тот же товар, не улучшая его, не проникая на новые рынки, не заменяя другим това­ром, обречена на следование стадиям жизненного цикла производимого товара.

Стадии жизненного цикла МПО могут протекать по схемам, отличающи­мися от изображенных на рис. 22. Принципиальные отличия имеют место в сле­дующих случаях:

1) создание организации происходит настолько неудачно, что упадок насту­
пает до достижения стадии зрелости, так что режим успешной, устойчивой
деятельности вообще не имеет места. Увы, это удел многих создаваемых ком­
мерческих организаций;

2) предчувствуя возможный упадок, организация на стадии зрелости при­
меняет радикальные меры по обновлению производства, повышению каче­
ства производимой продукции или освоению производства новых видов про­
дукции, что позволяет компенсировать спад производства устаревших товаров
и услуг ростом производства новой продукции. Происходит плавный переход
к новому жизненному циклу.

Каждая стадия жизненного цикла МПО обладает характерными особенно­стями. В конкретном случае продолжительность отдельных стадий жизненно­го цикла МПО может зависеть от множества разнообразных факторов, в пер­вую очередь — от состояния конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и реакции руководителей организации на конъюнктуру рынка. Организация призвана вырабатывать и осуществлять стра­тегию и тактику своих действий в соответствии со стадией своего жизненного цикла и стадиями жизненного цикла производимой продукции.

На стадии создания организации основные усилия связаны с обеспечением
доступа к современным технологиям и источникам медико-производственных
ресурсов, овладением механизмом конкуренции, концентрацией усилий на
выявлении и овладении способами проникновения на рынок, проведением
комплексного маркетингового анализа. /

При проведении анализа ситуации на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения в период создания МПО можно использовать схему операций и процедур, приводимую в табл. 3.


На этапе роста решаются две основные задачи: обеспечение высокого каче­ства выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ) и со­здание условий для дальнейшего роста МПО. Выбирается тип управления орга­низацией. Прогнозируются достижимые уровни производства и реализации продукции, экономические показатели деятельности МПО.

На стадии роста МПО предпочтение отдается такому типу управления, ко­торый позволяет обеспечивать сохранение разумного баланса между посто­янством и новшествами и сочетать эффективную деятельность в настоящем с научно-обоснованным прогнозированием и планированием будущего.

На стадии зрелости структура МПО становится более комплексной и отрабо­танной, стабильной. Вводятся правила и определяются процедуры управления организацией. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточняются таким образом, чтобы выбытие иных членов организации не создавало дополнительных трудностей. На данной стадии менеджеры МПО Должны действовать в направлении сохранения их стратегической дееспособ­ности и экономической устойчивости организации.

На стадии упадка, при снижении спроса на продукцию МПО особое значе­ние приобретают цена и качество выпускаемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ.

К наиболее действенным способам корректировки применяемых стратегий на стадии упадка относятся: сокращение экономически невыгодной номенклатуры


производимой организацией продукции, фокусирование внимания на техно­логических и организационных инновациях (включая привлечение в МПО новых специалистов), минимизация издержек, реструктуризация производ­ства. Проведение подобных мер способствует выживанию организации. В про­тивном случае нужны более радикальные преобразования, адекватные созда­нию новой организации.

Знание особенностей жизненного цикла МПО должно ориентировать ее руководителей на периодическую перепроверку специфических целей органи­зации с постановкой вопроса о целесообразности дальнейшего существования этой МПО в том виде, в каком она создавалась изначально. Определив, на какой стадии жизненного цикла находится конкретная МПО, ее менеджеры могут объективно оценить, в какой степени осуществляемая ими деятельность, цели, формы, методы управления соответствуют этой стадии, а от этого во многом зависят эффективность и устойчивость функционирования МПО.

В практическом плане понятие жизненного цикла лекарственных средств и других изделий медицинского назначения используется для:

- планирования маркетинга, управления производственной и снабженчес-
ко-сбытовой деятельностью МПО;

- поиска методов управления медико-производственными организациями,
адекватных стадии цикла и складывающейся ситуации;

- обоснования необходимости проведения организационных изменений
(внедрения новых форм и методов работы, структурной реорганизации и т.п.).

Вопросы

1. Какие организации относят к медико-производственным?

2. В чем состоит миссия МПО?

3. Что вкладывается в понятие «жизненный цикл МПО»?

4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла МПО.

5. Каким образом стадии жизненного цикла организации связаны с жизненным
циклом производимой продукции?

6. Каково содержание комплексного анализа на стадии создания МПО?

7. Какие задачи решаются на стадии роста и зрелости МПО?

8. Можно ли предотвратить упадок МПЛ? Что такое реструктуризация организации?

9. Зачем надо иметь представление о жизненном цикле МПО?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.