Здавалка
Главная | Обратная связь

Поэтому еще называют и обусловленным сознанием.



 

Как аспект (mam) основы-всего это так называемое сознание-восприятие является (1) основой для заблуждения в трех мирах [самсары], а также (2) причиной всех физических органов чувств, поэтому называется сознанием-опорой. А поскольку является местом хранения всех семян-впечатлений, из которого происходят (пуе bar len pa, upadána) все [последующие] тела (lus) [новых рождений], [оно] и называется (3) сознанием-вместилищем (gnas kyi rnam shes). Кроме того, поскольку непосредственным его продолжением являются такие четыре [фактора], как «я», скандхи, желания ('dod pa) и воззрения (/to ba), то благодаря этому оно, будучи основой телесности (lus nyid), создает связь [теперешнего тела со следующим телесным существованием], и когда эти [четыре фактора] всецело и явным образом осуществляются (проявляются) (mngon par 'grub), оно надежно удерживает [соответствующие факторы, после чего принимает следующее рождение], и поэтому называется еще и (4) сознанием обретающим [новое рождение] (lenpa’i rnam shes).

[100] Все белые и черные действия, порождаемые семью группами [сознаний], а также семена объектов, органов чувств и восприятий, не смешиваясь, но по отдельности, нейтральные по своей природе, [не разделяющиеся на] добродетельные или же недобродетельные, собираются в этой основе-всего; и потому оно также называется (5) сознанием полного созревания (smin pa’i rnam shes). Например, как дождь наполняет реки, а реки текут в океан, в котором они собираются, так же и здесь: дождь – это семь групп сознаний; действия, совершаемые и накапливаемые умом – это река; а основа-всего – это океан.

Следует также заметить, что какое бы ни было действие, оно есть полная завершенность трех [составляющих]: подготовки, собственно действия и исхода (sbyor dngos rjes), – это то, что называется накопленным действием (кармой) (las bsags pa), – и именно оно имеет силу обязательного результата. После того как действие прекратилось, и пока его плод еще не созрел, оно созревает в этой [основе-всего], которую так и называют (6) [основой] полного созревания.

Кроме того, когда все необходимые условия в сборе, немедленно, подобно тому как в океане начинается движение волны, в основе-всего – хранилище семян – поднимается и приходит в движение омраченный ум, вследствие чего возникает немедленный ум. Так из всех семян, находящихся в основе-всего, возникают плоды (bras bu), возникающие не смешанно, но индивидуально. В «Абхидхарма-сутре» сказано:

 

Восприятия возникают из [омраченного] ума,

Ум возникает из основы-всего,

В основе-всего все дхармы-явления

Подобны волнам, которые все время в движении.

В другой сутре также сказано:

Как в океане под напором ветра [101]

поднимаются волны, так же

Из так называемой основы-всего – семени всего —

Возникает ее собственная сила – то или иное сознание.

 

Коль скоро порождает всё внешнее и внутреннее, – является основой-всего – [почвой] для вызревания всех семян. Потому ее называют причинным условием шести групп.

Если же сила слушания и медитации поворачивает семь групп вспять – во внутрь (nang du log), то поскольку впечатления [от действий] уже более не накапливаются, то подобно тому, как высыхает океан, когда воды рек и дождя иссякли, нет более причины для порождения основы-всего, и она устраняется (ldogpa). Поскольку [сознание-основа] зависит от таких условий как семь групп, его называют еще и (7) обусловленным сознанием (rkyen gyi rnam she s).

Кроме того, как причиной всех полностью омраченных дхарм-явлений является сознание-основа, так и эти омраченные дхармы-явления рассматриваются в качестве причинного условия этого же сознания-основы, поскольку других причинных условий не наблюдается (та drmgs pa).

Этот [отрывок] следует понимать так, что [Кармапа] дал дополнительные термины, совокупно описывающие [основу-всего] и сделал это согласно «Собранию [Великой] колесницы», где они подробно объясняются.

В принципе, если так описывать основу-всего, то отчасти ее можно условно назвать причиной полной чистоты (Просветления) (mam byang, vyavadāna) в смысле, что она очищается (dagpa), однако не верно рассматривать таким образом описанное сознание-основу в качестве собственно причины нирваны, то есть называть это сознание «Изначальным осознаванием Будды» (ye shes, jňāna). Так, в «Нигде не находящейся тантре» (Rab tu mi gnas ра'i rgyud, Apratisthāna-tantra) сказано:

 

Основа-всего хоть и является основой всего, [102]

Но не является основой просветления.

Однако на этот счет существует много высказываний.

 

Здесь могут задать вопрос: «Но разве постижение, основывающееся на правильном видении реальности добродетельных качеств, неотделимых от Просветления Будды (sangsa rgyas kyi byang chub), не опирается на основу-всего? И как же тогда порождаются все эти качества полного Просветления?» Это [постижение] основывается на Будда-природе (de bzhin gshegs pa’i snymg po, tathāgatagarbha) – Дхармакае, Таково сти всех дхарм-явлений, а также на совершенно чистом по своей природе Уме (sems). Чтобы изучить это подробнее, следует обратиться к комментарию на текст, также написанный всеведущим [Кармапой] Ранджунгом [Дордже]: «Учение о Будда-природе (De bzhin gshegs pa’i snymgpo bstan pa)».

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.