Здавалка
Главная | Обратная связь

Представление содержания учебного материала



1. Вводная часть:

1.1. Организационный момент: Преподаватель фиксирует посещаемость студентов, оговаривает организационные вопросы.

1.2. Преподаватель обоснует значимость темы и объясняет цель занятия (смотреть п.3,4).

2. Контроль исходного уровня знаний: Устный опрос по данной теме (смотреть вопросы для самоподготовки п.6).

3. Основной этап:

3.1. Формирование знаний о видах относительных величин: Преподаватель рассказывает об относительных величинах, что обсуждается вместе со студентами.

Относительные величины используются для характеристики закономерностей распределения признаков в статистической совокупности, а также для сравнения в ходе статистического анализа нескольких совокупностей.

Наиболее часто используются следующие виды статистических величин:

а) интенсивные коэффициенты (показатели.);

б) экстенсивные коэффициенты;

в) коэффициенты соотношения;

г) коэффициенты наглядности.

Интенсивные коэффициенты характеризуют частоту, уровень, распространенность в процентах, в промилле, в продецимилле и т.д. явления в той среде, в которой оно происходит за определенный период времени.

В практической деятельности врача они используются для изучения здоровья обслуживаемого населения: заболеваемости, инвалидности, медико-демографических процессов и т.п.

Интенсивные показатели делятся на общие и специальные.

Примеры общих показателей: уровень рождаемости, смертности, общий показатель заболеваемости.

Примеры специальных показателей: уровень плодовитости, младенческой смертности, уровень заболеваемости отдельными болезнями.

Экстенсивные коэффициенты (распределение, структура, удельный вес) характеризуют отношение части к целому или распределение целого на части, т.е. определяет долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Показатель экстенсивности характеризует таким образом распределение (обычно в %) явлений внутри совокупности. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (процент) заболеваний гипертонической болезнью среди всех заболеваний системы кровообращения.

Сравнивая показатели экстенсивности, полученные в одной местности, за какой-либо определенный период времени, с другими данными и в динамике, можно судить лишь о больше или меньшем удельном весе, о его снижении или возрастании, об изменении структуры явления, но не о частоте.

Показатели соотношения характеризуют отношения двух не связанных между собой совокупностей (в расчете на 1, в %, промилле и т.д.)

На практике используются для характеристики обеспеченности населения медицинской помощью.

Пример: число коек на 10 000 жителей; число врачей на 10 000 жителей; число прививок на 1000 человек населения.

Коэффициенты наглядности показывают насколько процентов (или во сколько раз) один или несколько однородных показателей больше или меньше по сравнению со сравниваемой базовой величиной, принятой за 100%. На практике эти коэффициенты чаще используются для характеристики динамики явления (см. такие динамический ряд).

3.2. Освоение методики расчета относительных величин (интенсивных и экстенсивных коэффициентов). Решение ситуационных задач на основе задачи-эталона №1 и №2.

 

Задача-эталон №1.

В исследуемом районе К проживают 12000 населения, в 2008 году в данном районе родилось живыми 543 человека, умерло 700. Число заболеваний в течение года ОРВИ составило 124 из расчета на 1000 населения. Произвести расчет общих и специальных интенсивных показателей.

 

1) Интенсивный коэффициент вычисляется по формуле:

численность явления х либо на 100, либо на 1000,10 000   в зависимости от размера явления
численность среды

 

а) Расчет общих интенсивных коэффициентов:

Применительно к данной задаче:

 

число родившихся живыми х 1000=     х 1000=   0,45‰
общая численность населения

 

В исследуемом районе показатель рождаемости = 0, 45‰

 

число умерших х 1000=     х 1000=   0,58‰
общая численность населения

В исследуемом районе показатель смертности = 0, 58‰

 

б) Расчет специальных интенсивных коэффициентов:

Применительно к данной задаче:

 

число заболеваний ОРВИ в течении года х 1000=     х 1000=   0,103‰
общая численность населения

Вывод: В исследуемом районе К. уровень смертности выше уровня рождаемости, что говорит о неблагоприятной демографической обстановке и требует более подробного изучения района. Также в данном районе в течение года регистрируется 103,3 случая ОРВИ из расчета на 1000 человек населения. Сравнивая аналогичные показатели в разных группах населения, в разных географических зонах или в динамике, можно судить о том, где чаше или реже встречается явление, частота его нарастает или имеет тенденцию к снижению.

 

Задача-эталон №2

В исследуемом районе М проживает 23000 населения (в том числе и дети), из них 10000 мужчин, число детей составляет 6000, лиц в возрастной группе до 29 лет – 5000, 30-49 лет – 7000 и старше 50 лет – 5500 человек. В данном районе преобладают заболевания дыхательной системы, в 2008 году было зарегистрировано 756 случаев, из них бронхиальной астмой – 120 случаев, ХОБЛ – 230, пневмонией – 80, ОРВИ – 310. Число терапевтических коек в стационаре составило 50, инфекционных – 20, хирургических 45. Произвести расчет экстенсивных коэффициентов и показателей соотношения.

 

1) Экстенсивный коэффициент вычисляется по формуле:

часть явления (среды) х 100%  
целое явление (среда)

 

Расчет экстенсивных коэффициентов:

Применительно к данной задаче:

1) Характеристика структуры изучаемого района по полу:

 

число мужчин х 100=     х 100%=   43,5%
общая численность населения

 

Число женщин = общая численность населения – число мужчин = 13000

число женщин х 100=     х 100%=   56,5%
общая численность населения

 

2) Характеристика структуры изучаемого района по возрасту:

 

число детей х 100=     х 100%=   26,1%
общая численность населения

 

число лиц до 29 лет х 100=     х 100%=   21,7%
общая численность населения

 

число лиц 30-49 лет х 100=     х 100%=   30,4%
общая численность населения

 

число лиц старше 50 лет х 100=     х 100%=   23,9%
общая численность населения

 

3) Характеристика структуры заболеваний дыхательной системы:

 

число больных бронхиальной астмой х 100=     х 100%=   15,9%
общее число болезней органов дыхания

 

число больных ХОБЛ х 100=     х 100%=   30,4%
общее число болезней органов дыхания

 

число больных ОРВИ х 100=     х 100%=   41,0%
общее число болезней органов дыхания

 

число больных пневмонией х 100=     х 100%=   10,6%
общее число болезней органов дыхания

 

100% - (15,9%+30,4%+41,0%+10,6%) = 2,1%

2,1% - другие заболевания дыхательной системы.

Выводы:

· В исследуемом районе М удельный вес мужчин меньше, чем женщин (43,5% против 56,5%);

· при анализе возрастной структуры зарегистрирован больший удельный вес возраста 30-49 лет (30,4%), и наименьшей в возрасте до 29 лет (21,7%);

· заболеваемость дыхательной системы распределилась следующем образом: преобладает удельный вес больных с ОРВИ, на втором месте больные с ХОБЛ, и менее всего пневмоний (10,6%). Таким образом, необходимо разработать в районе меры по профилактике и оздоровлению больных с заболеваниями органов дыхания, главным образом для хронических форм.

На основе полученных расчетов на этапе занятия № построить графические изображения, с учетом правил построения.

 

2) Показатели соотношения

Показатели соотношения вычисляются по формуле:

 

совокупность А х либо на 1000,10 000   в зависимости от размера явления
совокупность Б

 

число терапевтических коек х 1000 =   = 2,2‰
численность населения

 

число инфекционных коек х 1000 =   = 0,9‰
численность населения

 

число хирургических коек х 1000 =   = 2,0‰
численность населения

 

Вывод: В районе М обеспеченность населения койками терапевтическими и хирургическими практически одинаковая.

Коэффициенты наглядности

Расчет коэффициентов наглядности будет произведен в разделе «Динамические ряды» - смотреть п. 3.7.

 

3.3. Формирование знаний о применении относительных величин в медицине.

 

3.4. Формирование знаний о графических изображениях и правилах их построения.

 

Графические изображения используются для наглядного изображения статистических величин, более глубокого их анализа.

 

Различают следующие виды графиков:

а) диаграммы - это графики, в которых статистические данные изображаются различными геометрическими фигурами (столбики, фигуры, линии, окружности);

б) картограммы - это схематическая географическая карта, на которой различной окраской или штриховкой показано распределение какого-либо явления в пространстве;

в) картодиаграммы - это сочетание схематической географической карты с одним из видов диаграмм.

 

Наиболее часто используются следующие виды диаграмм:

- линейные;

- радиальные;

- плоскостные (столбиковые, ленточные, внутристолбиковые, секторные, пирамидальные);

- фигурные;

- объемные.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.