Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы российской социальной политики



В переходной экономике изменяются при­оритеты и цели как в экономической, так и в со­циальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духов­ных благ, вместо которой создается механизм со­четания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие изменения про­исходят в формировании и распределении общес­твенных благ, в финансировании социально-куль­турных отраслей. Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается основой соци­альных решений, но роль социальной сферы в ре­шении проблем экономического роста возраста­ет. Взаимодействие этих двух факторов определя­ет единую, общую стратегию развития общества— стратегию перехода от одного этапа к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Преобразования в переходной экономике — приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. — не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и


 

Социальные приоритеты в экономической политике

созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае, если их результатом будет достижение высоких жизнен­ных стандартов. При осуществлении экономических реформ государ­ство должно оценивать их последствия для всего населения, проводить взвешенную реалистическую социальную политику.

♦- Индикаторы, используемые в социальной политике. Для опре­деления эффективности социальной политики используются различные индикаторы. Так, в качестве важнейшего международного индикатора качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциа­ла, который рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, изме­ряемого на базе реального ВВП надушу населения. По этому показате­лю Россия занимает 52-е место в мире.

На современном этапе переходной экономики также использу­ются:

♦ показатели уровня жизни (децильный коэффициент дифферен­циации доходов, индекс концентрации доходов населения (индекс Джини), порог бедности и богатства, коэффициент социальной стра­тификации населения, степень удовлетворения потребностей, структу­ра доходов и расходов и др.); • • >

♦ минимальные государственные стандарты (прожиточный мини­мум, минимальная заработная плата и т.д.);

♦ социально-демографические показатели (продолжительность жиз­ни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

♦ показатели экономической активности населения (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безра­ботицы, самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

♦ показатели социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступнос­ти, коррупция и т.д.);

♦ показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обес­печенности региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и т.д.);

♦ доля затрат на экологию в ВВП.

Оценивая социально-экономическую ситуацию в России с по­мощью Названных индикаторов, можно сделать вывод о том, что про­водимый курс реформ, о котором подробно говорилось в предыдущих разделах, не сопровождался четко определенной социальной полити­кой. Государство по существу прекратило контролировать важнейшие социальные процессы. Вместо этого время от времени принимались



Раздел б


Социальные приоритеты в экономической политике



 


конъюнктурные популистские решения, которые лишь усиливали не­доверие к власти и к проводимым ею преобразованиям.

Социально не обоснованный курс реформ и ослабление государ­ственного регулирования экономики обернулись тягчайшим кризисом всей социальной сферы. Социальная цена реформ оказалась очень высо­кой для большинства населения России, которое понесло огромные, во многом невосполнимые потери.

Произошло значительное снижение жизненного уровня основной массы населения. Реальный размер среднемесячной заработной платы рабочих и служащих в 1996 г. по сравнению с декабрем 1991 г. умень­шился в 3 раза, а пенсий — в еще большей мере. Реальные денежные доходы в расчете на душу населения сократились наполовину. В связи с кризисным состоянием экономики уменьшились и выплаты социаль­ного характера на предприятиях. Социальные выплаты составляли (на конец года) в 1992 г. — 7% по отношению к заработной плате, в 1993 г. — 9%, в 1994 г. — 9,6%, в 1995 г. — 10,8%, а в 1996 г. — 3,5%.

Резко увеличились масштабы бедности, и, хотя прожиточный ми­нимум теперь рассчитывается по реальной стоимости гораздо меньше­го набора товаров и услуг, в 1996 г. доходы 22% населения были мень­ше прожиточного минимума. По отношению к прожиточному мини­муму за 1990—1996 гг. среднедушевые доходы снизились с 352 до 211%, а средний размер назначенной пенсии — с 237 до 120%.

На фоне общего ухудшения условий жизни и падения ее уровня произошло углубление социальной и имущественной дифференциации. Если до кризиса доходы 10% самых состоятельных семей превышали доходы самых бедных семей в 4 раза, то в 1996 г. — в 13 раз, что превы­шает пределы, которые считаются допустимыми в мировой практике.

Не менее резкой является отраслевая и территориальная диффе­ренциация доходов. Такая социальная поляризация усиливает социаль­ную напряженность в обществе, угрожает национальной безопасности страны1.

1 Например, по результатам исследования ЮНЕСКО — ВОЗ о динамике уровня жизни и жизнеспособности народов в 1994—1995 гг. коэффициент жизнеспособнос­ти населения России определен в 1,4 балла. Коэффициент жизнеспособности изме­ряется по пятибалльной шкале. Он характеризует возможность сохранения генофонда, интеллектуального развития нации в условиях проведения социально-экономичес­кой политики, осуществляемой на момент обследования страны. Балл ниже 1,5 оз­начает, что население страны вступает в полосу обезличивания, дебилизации и вы­мирания. По другим странам результат такой: 5 баллов не имеет ни одна страна в мире; 4 балла — Швеция, Голландия, Бельгия, Дания; 3 балла — США, Япония, Гер­мания, Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.; 2 балла — Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.; 1,6 балла — Сомали, Гаити, Бирма; 1,5 балла — Босния, Зап. Сахара.


Ликвидация товарного дефицита, которую принято относить к положительным результатам реформ, произошла не вследствие разви­тия отечественного производства, а прежде всего из-за сокращения спро­са на внутреннем рынке в связи со снижением платежеспособности на­селения. Последнее же было обусловлено повышением цен, снижением уровня заработной платы и пенсий, сокращением сбережений, ъе. па­дением жизненного уровня населения.

На грани полного разрушения находятся практически все отрас­ли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, об­щественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая не­обеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жиз­необеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно умень­шилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.

Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депо­пуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продол­жительности жизни. Так, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сократилась с 70 лет в 1989 г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот период также уменьшился, т.е. началась убыль населения.

В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижени­ем репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы.

Для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти.

А Социальная стратегия. Социальная политика по своей сути яв­ляется долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспектив­ной модели социально-экономического устройства общества. Социаль­ная политика должна содержать стратегические установки, направлен­ные на достижение крупномасштабных целей.

Стратегические цели социальной политики определяются комплек­сом условий переходной экономики, отмеченных в предыдущих гла­вах. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении финан­совых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран-


480

Раздел б

жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

В долговременной перспективе это приближение уровня и качест­ва жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достиг­нутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном пе­риоде — достижение докризисного уровня и качества жизни, прису­щих им стандартов потребления; в настоящий момент — обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвра­щения социального взрыва.

Достижение долговременной стратегической цели связано с фор­мированием среднего класса1, обеспечением высоких жизненных стан­дартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки соци­альной стратегии.

Понятие «качество жизни» — синтетическое, собирательное, бо­лее широкое, чем понятие «уровень жизни», определяемый в основном уровнем потребления материальных благ и услуг, а также доходов на­селения.

К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамот­ности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социаль­ного обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качес­тва жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обос­нованной социальной стратегии и политики, составной частью кото­рой должна быть специальная программа преодоления резкого сниже­ния качества жизни российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики — все­мерное стимулирование мотивации экономической активности чело­века, создание условий для проявления его инициативы, энергии и спо­собностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уро­вень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьез-

1 В западном обществе средний класс стал многочисленным на рубеже 50—60-х годов (^ численности населения) в результате перехода от капитализма свободной конкуренции к государству всеобщего благосостояния («Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы». М.: Молодая гвардия, 1996. С.75).


 

Социальные приоритеты в экономической политике

ных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценнос­тей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей.

Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых воз­можностях для всех граждан. В переходный период государство долж­но создать условия для реализации прав человека на прожиточный ми­нимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоох­ранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению соци­альной справедливости.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государ­ственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

♦ нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления
и действующие как законодательно установленные и обязательные
(величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии,
гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья

И др.); ,

♦ социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределе­ния доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.)1;

♦ налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов;

♦ индексация доходов;

♦ регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправ­ление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

♦ Первоочередные задачи и приоритеты социальной политики.

Как уже отмечалось, наряду со стратегическими установками социаль­ная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер пре­одоления кризиса. Их разработка требует определения социальных при-

1 Известно, что в результате научно-технической революции в 70-Х годахдоля
общественных расходов (трансфертов) в ВНП увеличилась по сравнению с1960 г. в
Германии с 31,3 до 36%, в Англии — с 32,3 до 40,9%, в США — с 27,5 до 34% («Соци­
ально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы», М.:
МолоДая гвардия, 1996. С. 71). ''

Курс...


482

Раздел 6

оритетов. К ним прежде всего относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своев­ременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расшире­ния зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социаль­ной сферы.

В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП, ВНП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей.

Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жиз­ни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их опре­деления необходимо установить соотношение бюджетных и небюджет­ных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономи­ки на производство ради потребления, развитие жилищного строитель­ства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социаль­ными приоритетами) являются:

♦ достижение улучшения материального положения и условий жиз­ни людей;

♦ обеспечение занятости населения, повышение качества и конку­рентоспособности рабочей силы;

♦ гарантии конституционных прав граждан в области труда, соци­альной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспече­ния жильем;

♦ переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

♦ нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

♦ улучшение социальной инфраструктуры.
Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно.

Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных со­циальных стандартов (социальных нормативов); законодательное за­крепление порядка определения и использования показателя величины


 

Социальные приоритеты в экономической политике

прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса.

Предусматривается также повышение минимальных государствен­ных- гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожи­точного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедли­вого их распределения; создание полноценной системы защиты трудо­вых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-ком­мунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производст­во экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлет­ворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материаль­ного положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

Региональные социальные программы. Впереходной эконо­мике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание ре­гионов по уровню социального развития, поэтому при разработке со­циальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджет­ных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, соци­альной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких про­грамм позволит сосредоточить средства на реализации важнейших со­циальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание долж­но быть уделено следующим проблемам:

♦ выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

♦ поддержке социальных реформ и социального развития проблем­ных регионов;

♦ адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера.

В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в реше­ние социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональ­ных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной под­держки безработных. Это не только пособия, но и периодическая мате­риальная помощь, а также оплата летнего отдыха детей, бесплатное и льготное питание. В региональных социальных программах предус­матривается также выделение средств на доплату к пенсиям, покрытие


31»



Раздел б

убытков в связи с регулированием цен на топливо и газ, важнейшие продукты питания, обеспечение бесплатных услуг здравоохранения и образования. Принимаются меры по ограничению роста безработицы, оказывается помощь в трудоустройстве, но, к сожалению, не уделяется должного внимания дифференцированной работе с разными группами безработных — молодежью, беженцами, работниками обанкротивших­ся предприятий и т.п.

Создать благоприятный инвестиционный климат в регионе—дело сложное. Возможности налоговых льгот часто ограничены. Поэтому следовало бы шире привлекать инвесторов путем предоставления им земли на льготных условиях, поддерживать различные формы самоза­нятости, мелкий бизнес и т.д.

Приоритетными направлениями для развития мелкого бизнеса может быть производство товаров народного потребления и сельско­хозяйственной продукции, а также большинство отраслей сферы услуг, особенно торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, рек­реационный комплекс.

Необходима разработка региональных программ стимулирования самостоятельных форм занятости. Следует предусмотреть конкретные меры поддержки мелкого предпринимательства: преимущество трудо­вого коллектива в приватизации мелких предприятий; помощь в нала­живании субподрядных отношений с крупными предприятиями; по­мощь в обеспечении производственными помещениями; защита от влия­ния предприятий-монополистов, теневой экономики, преступности. Особая роль здесь принадлежит государственным органам, которые должны разрабатывать региональные программы поддержки мелкого предпринимательства с учетом конкретных условий и возможностей каждого региона. Помощь начинающим предпринимателям должна иметь целевой характер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.