Функционирование фондового рынка и формирование его инфраструктуры
♦ Профессиональная деятельность на фондовом рынке. Основными субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы и институты, которые обеспечивают перераспределение денежных ресурсов, выполняют посреднические функции (брокеры, дилеры и др.) и организуют торговлю ценными бумагами. Деятельность на рынке ценных бумаг может быть подразделена на два основных направления. К первому относится профессиональная деятельность по перераспределению денежных ресурсов и финансовому посредничеству, обеспечивающая исполнение заявок. Это, в частности, брокерская и дилерская деятельность, торговля ценными бумагами, деятельность инвестиционных фондов, трастовое управление ценными бумагами и ряд других. 444 Раздел 5 Ко второму направлению следует отнести организационно-техническое, информационно-вычислительное, расчетно-клиринговое и правовое обеспечение рынка. Регистрационные, депозитарные и другие организации, реализующие практические действия профессиональных участников рынка, определяющие порядок этих действий и юридическое оформление сделок, в совокупности образуютинфраструктуру рынка ценных бумаг. Обслуживающие фондовый рынок институты должны обеспечить выполнение следующих основных функций. Для эмитентов: ♦ размещение акций и гарантии от их распыленности как внутри России, так и за рубежом; ♦ освобождение акционеров от ведения реестров акций и защита от агрессивной скупки контрольного пакета акций; ♦ гарантии от появления на рынке фальшивых акций; ♦ регулируемую котировку акций; ♦ профессиональные консультации; ♦ коммуникационные и торговые услуги. ♦ приобретение ликвидных, защищенных от подделки акций, облигаций и других ценных бумаг; ♦ регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление реализованных ценных бумаг на другое лицо; ♦ профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство; ♦ профессиональные консультации; ♦ гарантии надежности инвестиций: хранения ценных бумаг, надежного междепозитарного обращения и учета акций, надежности инвестиционных проектов, контроля за их реализацией и др. Профессиональные финансовые посредники в принципе должны заниматься исключительно деятельностью на рынке ценных бумаг. Необходимы также ограничения на совмещение различных видов профессиональной деятельности. Одно и то же юридическое лицо не должно действовать как дилер, т.е. за свой счет и в своих интересах, и как брокер, т.е. за счет и в интересах клиента. Эмитент должен быть независим от институтов, занимающихся регистрационными и расчетными функциями. В силу стихийного универсализма российских банков и массовой быстрой приватизации, сопровождавшейся образованием обслуживающих инвестиционных институтов, в России фактически сформировались основы смешанной модели фондового рынка, на котором в качес-
Развитие рынка цепных бумаг тве профессиональных финансовых посредников выступают как коммерческие банки, так и небанковские компании по ценным бумагам. Банки заинтересованы в активном участии на фондовом рынке, создающем дополнительные возможности по привлечению денежных ресурсов, включая ресурсы населения, получению прибыли, расширению сферы влияния и поддержанию ликвидности. Эта деятельность может осуществляться банками непосредственно или через учреждаемые ими инвестиционные институты и через институциональных инвесторов. В мировой практике роль централизованных рынков оптовых операций с ценными бумагами выполняют фондовые биржи. Количество, таких бирж не превышает 5—10. В России на фондовом рынке в 1996 .г, работали 52 биржи из 66, имеющих лицензию на право операций с ценными бумагами. Российские фондовые биржи еще не заняли подобающего места на фондовом рынке. Они оказались не готовыми к торговле именными ценными бумагами, не в состоянии снизить степень риска за счет соблюдения особых правил торговли, предоставлять необходимые услуги непосредственным участникам рынка. Биржевой рынок носит в основном региональный характер и не обеспечивает межтерриториального перемещения ценных бумаг. Налаживание торговли ценными бумагами требует обеспечения стандартных торговых процедур, нормальной регистрации сделок, организации биржевых котировок ценных бумаг, сбора и распространения информации о ценных бумагах и их эмитентах, определения цен, анализа состояния экономики, фондового рынка и его секторов, выработки и жесткого выполнения правил деятельности. Неразвитость фондовых бирж является одним из основных препятствий развития рынка корпоративных ценных бумаг. Девять десятых их оборота приходится на государственные ценные бумаги. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) подпатро-нажем ЦБ РФ и Минфина продолжала реализацию проекта создания общенациональной системы торгов государственными ценными бумагами. В 1996 г. функционировало 7 региональных площадок, осуществлявших торги ГКО—ОФЗ в режиме реального времени. В системе было около 800 удаленных терминалов, на которых работало 237 дилеров, из них в Москве — 157. Формирование единой торговой системы ГКО—ОФЗ позволяет осуществлять расчеты в день совершения сделок всем кредитным организациям, подключившимся к системе и торгующим друг с другом напрямую. Для дальнейшего развития системы требуется формирование расчетного банка с филиалами, специализированного на обслуживании фондового рынка. Сейчас эту функцию выполняют дочерние бан- 446 Раздел 5 ки ММВБ и СМВБ. С открытием в ряде городов региональных площадок положено начало освоению общероссийского пространства в торговле ГКО—ОФЗ. В принципе создаваемая торговая структура по мере развития может быть использована и для торговли корпоративными ценными бумагами. Но это дело будущего, а в 1996 г. ежедневный оборот акций производственных компаний составлял всего 4—5 млрд р. Однако полноценный ликвидный рынок корпоративных ценных Основной объем торговли ценными бумагами сейчас приходится на внебиржевой рынок. Это в значительной мере связано со схемой приватизации. Основы внебиржевого рынка были заложены в 1993—1994 гг. Торговые системы наряду с увеличением объемов деятельности стремятся решать задачи стандартизации условий сделок, котировок акций, обязательности выполнения брокерами указанных в заявке условий, ответственности за нарушение правил торгов, обеспечения переоформления прав собственности, соблюдения сроков перерегистрации и оплаты, поддержания ликвидности рынков и др. Внебиржевая торговля в 1996 г. продолжала развиваться. В декабре 1996 г. на базе российской торговой системы (РТС) открылась РТС-2 для акций второго эшелона. РТС сосредоточивается на наиболее ликвидных акциях. Их насчитывается около 20. РТС-2 будет обслуживать еще примерно 1500 акционерных обществ, в частности ценные бумаги региональных предприятий энергетического комплекса, связи, металлургии и др. Таким образом, торговля менее ликвидными и более ликвидными акциями разделяется. Решения об использовании на российском рынке только именных акций, характерных для большинства (но не для всех) стран с рыночной экономикой, вызвали необходимость ведения реестра держателей акций. Функции регистраторов на Западе выполняются депозита-
Развитие рынка ценных бумаг риями, являющимися номинальными держателями акций, принадлежа Одновременно происходит развитие депозитариев. Функцией депозитариев является предоставление услуг по хранению и учету прав на ценные бумаги. Усиление позиций депозитариев на фондовом рынке обусловлено их нейтральностью по отношению к эмитентам и инвесторам, создающей благоприятные условия при совершении сделок. Кроме того, компьютерные технологии обеспечивают совершение сделок в реальном времени и создают возможность для поддержания ликвидности рынка. Расчетпо-клиринговые организации обеспечивают для клиентов предпродажное депонирование ценных бумаг, получают от реестродержателей подтверждение об их наличии у эмитента, блокируют ценные бумаги у регистраторов на период торгов и совершения сделок, а после их совершения направляют в реестр информацию для перерегистрации на нового владельца и оформляют соответствующие документы. Они определяют взаимные обязательства контрагентов по поставке ценных бумаг и переводу денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам. Расчетно-клиринговую деятельность осуществляют расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и другие кредитные учреждения. Информационное обеспечение фондового рынка формируется крайне медленно. Коммерческие банки в 1996 г. в основном обеспечили публикацию своих балансов, а ЦБ РФ организовал сбор и публикацию информации о банковских ценных бумагах для потенциальных инвесторов. Следующей задачей является повышение качества и надежности этой информации. Аналогичные требования предъявляются и к корпоративным предприятиям. Эмитенты ценных бумаг обязаны ежеквартально раскрывать и публиковать в печати: отчет по ценным бумагам, содержащий данные об эмитенте, данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, данные о его ценных бумагах, а также информацию о существен- Раздел 5 ных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Однако многие эмитенты не придают должного значения информации, не умеют или не хотят предоставлять данные о своем финансовом положении, а нередко распространяют лишь выгодную для себя часть информации и даже ложные сведения. Своевременный обмен информацией, создание и ведение баз данных требуют единого информационного пространства. Существующие информационные системы ориентированы на интересы отдельных кругов пользователей, их деятельность не скоординирована. Для решения этой проблемы предпринимаются попытки создать на коммерческих основах телекоммуникационную систему, охватывающую все административные центры субъектов Федерации. Основные правовые нормы, регламентирующие деятельность на рынкеценных бумаг на ближайшие годы, зафиксированы в Гражданском Кодексе, «Законе о рынке ценных бумаг» и «Законе об акционерных обществах». Принятые законы создали основу для разработки законодательных, нормативных и других актов, регламентирующих деятельность на фондовом рынке и определяющих уголовную и административную ответственность за неправомерную деятельность. Развитие регулирования рынка ценных бумаг идет по трем основным направлениям: постепенно складывается система государственного регулирования, формируются саморегулируемые организации непосредственных участников рынка, проявляется автоматическое воздействие самого механизма рынка, отсеивающего недобросовестных участников. В ] 996 г. продолжалось становление профессиональных объединений. Всероссийским объединением является, например, ПАУФОР. На региональном уровне функционируют Комитет профессиональных участников фондового рынка (г. Санкт-Петербург), Уральская ассоциация финансовых брокеров и дилеров (г. Екатеринбург), Ассоциация фондовых дилеров Сибири и др. Советом директоров ПАУФОР 5.07.96 г. были утверждены правила торговли ОГСЗ, в июле было подписано многостороннее торговое соглашение, утвержден кодекс мер дисциплинарного воздействия, рекомендовано внедрить единые стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами. Торговое соглашение является стандартным договором купли-продажи, и теперь брокерам для оформления сделки достаточно подписать приложения с существенными условиями сделки (наименование акций, их цены и количество). В стандарте внутреннего учета предусмотрен раздельный учет средств клиента и собственных средств компаний.
Развитие рынка цепных бумаг В октябре 1996 г. была создана Ассоциация участников вексельного рынка (АУВеР). В качестве первоочередных задач ассоциации определены: сбор информации о вексельном рынке, в том числе о недобросовестных участниках рынка, обеспечение листинга векселей, разработка единых стандартов и правил вексельного обращения, образование расчетной палаты, развитие общероссийской инфраструктуры, вексельного депозитария, торговой системы, учреждение третейского суда. Как видно из изложенного, рыночные методы мобилизации средств лучше развиты в секторе государственных ценных бумаг. Уровень развития сектора корпоративных ценных бумаг пока не в состоянии обслуживать привлечение финансовых ресурсов в производство. В случае если начнется оживление производства, станет очевидным, что в условиях слабой развитости биржевой и внебиржевой торговли акциями и облигациями, отставания инфраструктуры, информационной базы и правового обеспечения этот сектор окажется не в состоянии выполнить свою функцию. Требуется наведение порядка в вексельном обращении. Практически не началось развитие рынка ипотечных ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг сдерживается не только объективными причинами, но и противоречиями между ведомствами, отражающими интересы различных секторов экономики, медлительностью и непоследовательностью в принятии решений. 1. Назовите основные сектора рынка ценных бумаг в 2. Какие основные задачи решают Органы государствен
3. Назовите основные виды государственных ценных бумаге России. 4. В чем основные проблемы развития рынка государственных ценных бумаг? 5. Что затрудняет развитие сектора корпоративных ценных бумаг? 6. В чем причины неразвитости ипотечных долговых обязательств? 7. Назовите основные проблемы вексельного обращения в России. 8. Назовите основные направления дальнейшего развития рынка ценных бумаг в России. Курс... Раздел 5 ЛИТЕРАТУРА Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М: Финансы и статистика, 1992. Гришаев СП. Что нужно знать о ценных бумагах. М.: ЮРИСТ, 1997. Миркин ЯМ. Ценные бумаги и фондовый рынок. М: Перспектива, 1995. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России // Экономика и жизнь, 1995 №35. Федеральный Закон «Об акционерных обществах»/Под ред. А. А. Игнатенко и СИ. Мовчан. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. Четыркин Е.М. Финансовые вычисления по внешнеэкономической деятельности. М.: Финансы и статистика, 1984. Фельдман А.Б., Лоскутов А.И. Российский рынок ценных бумаг. М.: Аналитика—Пресс—Академия, 1997. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|