Здавалка
Главная | Обратная связь

Рынок труда и проблемы его регулирования



Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих рецептов, посто­янно действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к стране в зависимости от особенностей социально-экономи-ческого и политического устройства', культурных традиций, модифи­цируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда. '

При всех различиях между странами, касающихся не только кон­кретных методов государственного вмешательства, но и ключевых принципов, на которых оно строится, было бы неразумно игнориро­вать накопленный ими — нередко ценой проб и ошибок — опыт, тем более что по мере перехода России к рыночной экономике спектр сход­ных со странами Запада проблем становится все шире.

С начала 60-х и до середины 70-х годов в обстановке общего эко­номического подъема и обнаружившейся нехватки рабочей силы в ряде отраслей главной задачей государственной политики стран Запада ста­ло развитие «человеческих ресурсов», стимулирование приспособления совокупной рабочей силы к структурным сдвигам в экономике, смяг­чение социальных последствий циклических колебаний производства и расширение возможностей для трудоустройства тех категорий трудя­щихся, которые испытывали наибольшие трудности на рынке труда. При этом брался курс на относительно постоянную занятость не на одном и том же предприятии, а в пределах всей экономики, при;повы­шении отраслевой, профессионально-квалификационной и региональ­ной мобильности и способности адаптироваться к техническим и струк­турным изменениям.



Раздел б

В это время происходило расширение инструментария государ­ственного регулирования, создавались научные центры по изучению проблем рынка труда и министерства, ведомства и службы, ответствен­ные за практическую реализацию политики занятости. Одновременно укреплялась ее финансовая база за счет формирования специальных фондов, которые могли бы использоваться в нужное время и в нужном месте для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения рабочей силы. Вмешательство государства приобретало разветвленный и постоянный характер.

После глубокого экономического кризиса середины 70-х годов и последующего взлета массовой и длительной безработицы, когда на первый план выдвигались различные меры по поддержанию занятос­ти, заметно увеличивались государственные ассигнования на их осу­ществление, начала проводиться линия на децентрализацию И повыг-шение роли местных органов власти в регулировании занятости. В ряде стран правительствами были приняты программы компенсации потерь заработка трудящихся из-за перевода их на сокращенную рабочую не­делю. Широкое распространение получило государственное субсиди­рование найма, в первую очередь молодежи, «длительно не работаю­щих и лиц с пониженными шансами на трудоустройство». Программы занятости разрабатывались для отдельных регионов, отраслей, катего­рий безработных.

Значительно расширилось участие государства в обеспечении под­готовки и переподготовки кадров, предпринимателям возмещается часть расходов на организацию учебного процесса, выплату стипен­дий, оплату определенного процента заработной платы лицам, согла­шающимся пройти переквалификацию. При этом профессиональное обучение и переобучение оценивалось двояко: как средство повыше­ния качества рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда, с одной стороны, и средство повышения гибкости рабочей силы, ее адап­тивности в условиях возросшего динамизма рынка труда — с другой стороны.

Немаловажное значение в создании рабочих мест приобретали общественные работы для безработных, особенно в таких странах, как США, Дания, Норвегия, Нидерланды.

С начала 80-х годов в русле неоконсервативного поворота и пере­несения акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособ­ности производства осуществлялся курс на «либерализацию» правил найма и увольнения, повышение гибкости рабочей силы. Важное зна­чение в регулировании занятости отводилось мерам по ограничению предложения рабочей силы путем поощрения частичной и временной


 

Обеспечение занятости населения

занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения или перекры­тия притока иностранных рабочих, содействия их репатриации и т.п.

Программы поддержания занятости приобретали более «селектив­ный» характер, нацеливаясь на определенные «болевые точки» рынка труда, главным образом на нетрудоустроенную молодежь. В связи с увеличением удельного веса длительной безработицы роль обществен­ных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, большей частью не требующую высокой квалификации, уменьшалась. В программах переподготовки курс берется в основном на субсидирование их прове­дения на предприятиях. Важное значение в политике занятости отво­дится поощрению мелкого предпринимательства, в том числе создания собственного дела безработными, различным инициативам, осущес­твляемым на низовом уровне на основе совместных действий местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных орга­низаций.

С конца 80-х годов, когда завершился самый длительный после­военный подъем, сменившийся в начале 90-х годов экономическим кри­зисом, произошло замедление темпов экономического роста при уси­лившемся обновлении капитала на базе Новой, большей частью инфор­мационной технологии. В этот период сохранились очаги застойной безработицы (несмотря на сокращение притока молодежи на рынок труда) при нехватке квалифицированных кадров. В этих условиях в большинстве стран Запада получали признание новая стратегия регу­лирования занятости, основанная на концепции активного общества, связывающая увеличение количества рабочих мест с более широким участием трудящихся в экономической и общественной деятельности. Эта стратегия предусматривает переход от мер, создающих зависимость от трансферта доходов, к действиям по мобилизации, и развитию «человеческих ресурсов», расширению их возможностей, повышению эффективности рынка труда в целом. Курс, направленный на сохране­ние рабочих мест во что бы то ни стало, даже если они не отвечают техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как не совместимый с экономическим прогрессом. Многие страны (Великоб­ритания, Австралия и др.) сокращают расходы на, сохранение, или со­здание рабочих мест, в то же время увеличивая затраты на обучение и переобучение персонала. Признается слабая эффективность политики ограничения предложения рабочей силы. В частности, в тех,странах, где строго ограничивался приток иностранных рабочих, сохраняется высокий уровень безработицы, а в странах, которые этого не делали, она сокращается. Поощрение досрочного выхода на пенсию, нередко лишая предприятия квалифицированных рабочих, при складывающейся


524

Раздел 6

ныне демографической структуре населения накладывает непосильное бремя на его активную часть.

Главной целью современной политики занятости развитых стран становится повышение занятости всего населения путем выявления не­используемых 'способностей, вовлечения совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудос­пособного населения на рынок труда. Исходным пунктом такого под­хода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития «человеческих ресурсов», повышения их про­изводительной силы, что более производительная экономика увели­чивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается про­изводство, снижается стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта.

В политике занятости курс берется на мобилизацию всех челове­ческих потенций общества, устранение всех препятствий к участию в экономической жизни, в том числе и в нестандартных формах (частич­ная, временная занятость, надомничество). Это требует значительного повышения и улучшения общеобразовательной и квалификационнной подготовки (особенно учитывая имеющиеся диспропорции на рынке труда), превращения их в постоянный процесс, повышения всесторон­ней мобильности рабочей силы, ее способности приспосабливаться к переменам.

В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера. Под пассивным регулированием пони­маются усилия, направленные главным образом на налаживание сис­темы вспомоществования безработным, ограничение предложения ра­бочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривает­ся как данный. Под активным регулированием понимаются попытки государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятос­ти путем создания необходимых условий для увеличения числа рабо­чих мест, в том числе за счет повышения уровня квалификации рабо­чей силы. Службы занятости в этом случае призваны содействовать сокращению армии нетрудоустроенных. В частности, выплата пособий безработным обусловливается осуществлением активных действий по повышению их пригодности для рынка труда. Большая роль отводит­ся местным инициативам по трудоустройству, поощрению инноваци­онной и предпринимательской деятельности. В целях развития регио­нальной мобильности трудоустраивающимся могут компенсироваться


 

Обеспечение занятости населения

транспортные расходы и расходы, связанные с переездом на новое мес­то работы и жительства.

Государственное регулирование занятости,требует немалых затрат, которые в развитых странах в настоящее время представляют замет­ную долю ВВП. При этом они окупают себя за,счет увеличения эффек­тивности использования человеческих ресурсов.

Формирование свободного рынка труда — важнейший элемент перехода к рыночной экономике, условие роста ее эффективности. Од­нако российский рынок труда делает лишь первые шаги на пути осво­бождения от стесняющих его оков. Он носит переходный характер, со­храняя многие черты, унаследованные от административно-командной системы. На состоянии рынка труда отражаются глубокий кризис, пе­реживаемый страной, а также непоследовательность в осуществлении экономических реформ.

В значительной мере сохраняют свое влияние на рынке труда государственный монополизм, административные ограничения мобиль­ности рабочей силы. Не получила достаточного развития и инфра­структура рынка труда: система информации, банки данных, лишь начи­нают свою деятельность служба занятости и независимые органы рабочего представительства.

Вместе с тем на движение рабочей силы и уровень ее оплаты начи­нают влиять и рыночные факторы. В результате разгосударствления, приватизации и перемещения рабочей силы растет удельный вес заня­тых в негосударственном секторе экономики. На относительную вели­чину оплаты труда отдельных категорий трудящихся воздействуют спрос и предложение. Возрастает значение качественных аспектов труда.

В современной кризисной обстановке усиливается стихийное обес­ценение рабочей силы. При этом еще больше возросли унаследованные от прошлого перекосы и диспропорции в оплате труда в производстве, в отраслях услуг и в бюджетной сфере. Растет и поляризация доходов.

При нехватке квалифицированных рабочих кадров острый кри­зис переживает система профессиональной подготовки. При нынешнем финансовом положении предприятий, при их переходе во многих слу­чаях на производство менее технологичной продукции снижаются их возможности и желание финансировать подготовку и переподготовку рабочих кадров. В бедственном положении находится и большинство ПТУ, которые после передачи их в систему общего образования оказа­лись отодвинутыми на задний план. Численность их выпускников сни­жается. Все говорит о том, что качественный рост трудового потенци­ала, представляющий основную производительную силу и залог буду­щего процветания страны, резко замедлился.


526

Раздел 6

Важнейшее значение в этих условиях приобретают активизация и совершенствование политики занятости. Ощущается настоятельная необходимость выработки и осуществления активной и комплексной стратегии регулирования рынка труда. Особую значимость приобрета­ют такие проблемы, как выбор средств и механизмов регулирования занятости, соотношение государственной и частной инициативы, сти­мулирование деловой активности. Перед политикой регулирования рынка труда стоят и другие важные цели: сохранение и увеличение про­фессионально-квалификационного потенциала, содействие оплате тру­да, соответствующей его результатам, повышение гибкости рабочей силы и ее приспособляемости к структурным сдвигам, усиление трудо­вой мотивации и налаживание механизма социального партнерства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.