Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы девиантного поведения



Пьянство – это устоявшееся социальное явление, проявляющееся в виде физической и психической зависимости части общества от алкоголя и приводящая к социальной, психической, физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.

Ранняя алкоголизация опасна тяжелыми последствиями: сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4, 5-10), увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями, повышается вероятность криминального поведения, повышается смертность от отравления.

Пьянство сегодня в России не просто страшная проблема, а смертельная угроза выживаемости страны. Шамиль Султанов – видный журналист и аналитик в статье «Пьянству бой? Или уже поздно», опубликованной в газете «Завтра». – ноябрь. – 2006 г. – № 45 (677), помещает официальные данные, которые показывают степень алкоголизации населения.

Согласно опубликованным данным, в последние годы процент подростков с диагнозом «алкоголизм» в возрастной группе 12-16 лет составил 5процентов. Это означает, что каждый двадцатый подросток в России уже алкоголик, которому требуется стационарное лечение.

В возрастной группе 17-25 лет эта цифра увеличивается уже до 10%. То есть каждый десятый российский юноша или девушка официально считаются хроническими алкоголиками. Свыше 500 тыс. женщин находятся на учете в наркологических диспансерах. Существуют российские регионы, где тысячи детей в возрасте 4-6 лет не могут уже жить без глотка самогона. В крупных мегаполисах к 14-15 годам свыше 60% подростков в той или иной форме пристрастились к алкогольным напиткам, то есть сформировалась психологическая зависимость.

Каждые 6 мин. в российские наркологические стационары доставляют по одному жителю страны с впервые установленным диагнозом «алкогольный психоз»

Ежегодно в результате отравления алкоголем и его суррогатами в России умирает более 40 тыс. чел.

Одним из самых страшных симптомов качественного изменения процесса алкоголизации в последние 20 лет: потребление алкоголя растет вне зависимости от роста или снижения жизненного уровня, охватывая практически все социальные группы. Причем, если 65,5% увеличения с 1990 по 2003 гг. еще можно как-то объяснить кризисами и противоречиями форсированного перехода к «дикому капитализму», то объяснить потребление алкоголя больше чем на 20% с 2000 по 2005 гг. гораздо сложнее. Обстановка требует принятия кардинальных мер по скорейшему изменению ситуации вплоть до введения государственной монополии на производство спирта и продажу алкогольной продукции.

Наркотизм. Наркотизм – это распространенное устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Наркотики – это средства, оказывающие воздействия на психику и поведение человека, формируют постоянную зависимость от них.

Социологи утверждают, что явления социальной реальности и содержание социализации воздействует на предрасположенность некоторых личностей к наркотикам. В их числе можно назвать:

– антисоциальное поведение в раннем возрасте;

– качество воспитания в семье и подражание неблаговидным поступкам своих родителей;

– низкий уровень адаптированности к социальной среде и учебе;

– вовлеченность в группу сверстников, чье поведение девиантное;

– личные черты: непокорный нрав, непринятие традиций, равнодушие к отклонениям от норм, сопротивление родителям, властям, стремление к независимости;

– низкая степень личной компетентности и социальной ответственности.

Среди причин наркомании можно назвать:

– социально-экономический кризис, моральную деградацию общества, кризис ценностей и идеалов;

– разрушение института семьи, 90% наркоманов живут либо только с матерью, либо с бабушкой, без отцов;

– отсутствие жизненных перспектив при наличии завышенных ожиданий;

– плохая организация досуга, который не несет воспитательных последствий;

– сознательное и целенаправленное подсаживание детей и подростков на иглу сбытчиками наркотиков;

– убежденность начинающих наркоманов в том, что они смогут в любой момент остановиться, завязать, надеясь на силу воли.

Опрос молодежи в январе 1996 г. в Санкт-Петербурге показал: на вопрос «Приходилось ли Вам употреблять наркотики?» – утвердительно ответили 64% колонистов, 48% подследственных, 46% учащихся гимназий, 39% учащихся техникума, 15% девушек педучилища, 20% бизнесменов, 20% интеллигентов. Медики показали, что 80% случаев смерти наркоманов – передозировка препаратов.

По официальным данным некоторых молодежных изданий ежегодный оборот наркотиков в стране увеличился в два раза, 60 % уголовных преступлений среди молодежи совершаются наркоманами. Серьезная проблема девиации – женская наркомания. Ее последствия катастрофичны. У их потомства (48%) с 3-х лет проявляются патологические заболевания. В четвертом – пятом классе – патология уже не только физическая, но и интеллектуального развития. Эти дети сами вдвое больше будут подвержены наркомании и алкоголизму. А их дети будут страдать патологией уже в 100 % случаев. В итоге исследований социологов выяснено, что 90% принимающих наркотики работают или учатся, в том числе 9% работающих занимаются умственным трудом, 87,2% – физическим. Наркоманией страдают в основном холостые – 50,7%, из числа опрошенных, женатых – 35%, у 35% есть дети.

Самоубийство – это намеренное лишение себя жизни. В истории общества самоубийство – это способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средство восстановления своей чести, доказательство верности другому человеку. Самоубийство не отвечает идеалам совершенной личности, кроме случаев самопожертвования или спасения жизни других людей. В самоубийстве сфокусированы многие проблемы: философская – утрата смысла жизни; психологическая – дезадаптация; социальная - неустроенность, неудовлетворенность, потеря статуса, престижа, нравственная, правовая; медицинская – расстройство психики, неизлечимая болезнь.

 

Виды самоубийств

Э. Дюркгеймв своем аналитическом труде «Самоубийство» показывает, что причиной самоубийств являются не столько индивидуальные психологические мотивы, внутренние свойства индивида, сколько внешние причины, управляемые людьми, кризисное состояние общества.

Но при этом следует отметить и другие суицидогенные факторы. К ним относятся:

1. Биологические:

– раса: у негров, индейцев самоубийства редки, а германская раса, саксонцы склонны к суициду;

– пол: мужчины в 4-5 раз чаще прибегают к суициду, чем женщины;

– возраст: у мужчин пик самоубийства приходится на 16-18 лет, у женщин на 40-45;

– физиологическое состояние: большинство самоубийств осуществляется женщинами в менструальный период;

– состояние стресса.

2. Социально- экономические:

– социально-экономическая ситуация в стране;

– проживание в определенной местности (показатели суицида на Севере, Урале, в Приволжье приближаются к 55 случаям на 100 тыс. чел.);

– развод;

– лишение свободы;

– изнасилование;

– уровень образования, профессия, уровень жизни;

– безработица;

 

3. Естественно- природные факторы, включая влияние:

– погоды;

– температуры;

– солнечной активности.

 

Смерть – явление универсальное, она касается всего, что рождается и развивается во времени: обществ, культурных систем, живой природы, предметов, людей. Смерть делится на физическую (разрушение тела, биологическая (остановка жизненно важных функций организма), психическую(сумасшествие), социальную (уход от активной общественной и практической деятельности).

Смерть – это тайна, о ней известно только то, что она есть, а описать ее «изнутри» как нечто прочувствованное и пережитое невозможно. Ее черта – таинственность и естественность. А самоубийство – это не естественно, это насилие. В современный период в России ежегодно добровольно лишают себя жизни 60 тыс. чел., официально учтенных.

Виды самоубийств

Название Характеристика
Самообречение Фанатичная жертва собою ради достижения отвлеченных целей
Институционное Совершенное по мотивам, отражающим репрессивные, этнические предписания общества или религиозные предписания (например, самосожжение буддистов).
Невротическое Вызванное «истерией», психическими заболеваниями
Бредовое Обусловленное бредом преследования, манией величия, манией всемогущества, бессмертия, бредом богатства.
Депрессивное Связанное с идеями греховности, самообвинения, переживанием утраты смысла жизни.
Демонстративное Совершаемое как демонстрация своего мужества.
Самоубийство как образ жизни Присущее как данность определенным формам деструктивного поведения (алкоголизм, наркомания)
Платоническое Совершаемое по идейным соображениям
Альтруистское Добровольная смерть ради спасения других
Индуцированное Реализуемое под влиянием внушения или других скрытых форм манипулирования сознанием
Итоговое Совершаемое из-за боязни мучительной или позорной смерти

Источник: Рысь Ю.И. Социология: учебник / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М., 2003. – С. 218.

 

Всякая религия считает суицид неискупимым грехом. Добровольно ушедших из жизни хоронят вне кладбища, ранее семья лишалась наследства, неудачники суицида приговаривались к каторжным работам. Э. Дюркгейм считал причинами суицида дезинтеграцию в обществе, утрату социальных целей и связей, упадок моралей и ценностей, утрату целей и идеалов.

Преступность – это массовое, статистически устойчивое социальное явление, это форма девиантного поведения, достигшего социальной опасности, определяемой законодателем в уголовном законе.

Э. Дюркгейм охарактеризовал преступность как вызов коллективному сознанию, нарушение социальных норм.

Питирим Сорокин выражает несогласие с определением преступления Э. Дюркгеймом и выдвигает теоретическую базу для определения преступности в идее трех категорий актов поведения:

 

1. «Дозволенно-должные»; поступки, соответствующие представлениям «должного» переживания. Это акты осуществления прав или обязанностей.

 

2. «Рекомендуемые» – акты, не противоречащие представлениям дозволенно-должного. Но представляют избыток над необходимым минимумом «доброго» поведения.

 

3. «Запрещенные», или «недозволенные», которые будут теми актами, что противоречат представлениям «должного» поведения и нарушают его «должную» норму поведения. Указанные типы актов поведения вызывают реакцию: дозволенно – должные» – нейтральную, «рекомендуемые» – благодарную, «недозволенные» – враждебную.

 

Сорокин считал, что преступление может быть только психическим явлением, определить признаки преступления – это значит отметить признаки специфического класса психических переживаний.

 

Источник: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 57-60.

Существует и другие теории преступности. Так, итальянец по происхождению, тюремный врач в Турине Чезаре Ломброзо в 1876 г. опубликовал работу «Преступный человек». В ней он систематизировал преступников по группам:

1. Прирожденные преступники

2. Душевнобольные преступники

3. Преступники по страсти, в том числе и политические маньяки

4. Случайные преступники

Ч. Ломброзо полагал, что треть заключенных обладают атавистическими чертами, треть – пограничного биологического вида, треть – случайные правонарушители. К физическим аномалиям врожденных преступников он относил: большие челюсти, крупные клыки, лишние зубы, приплюснутый нос. Зародыши преступности, отмечает он, проявляются в раннем детстве: гнев, ярость, месть, неспособность понять идею справедливости, отсутствие любви к другим. Многие ученые с его выводами не согласны.

Биологическая теория преступности утверждает, что генные изменения могут войти в число причин преступности.

Психологи утверждают, что решающую роль в преступлениях играют характер и содержание воспитания, и особенно психическое состояние личности.

Многие из них утверждают, что преступниками являются ненормальные люди с антисоциальными моделями поведения, то есть люди, которые страдают:

фобиями – страхами;

паникой – страхом потери контроля над собой;

маниакальностью (маньяки), имеющие страсть к совершению преступления;

ипохондрией – ипохондрики, уверенные в неизлечимых заболеваниях, имеющихся у них;

депрессией – это необъяснимая грусть, потеря интереса к жизни;

шизофренией – потеря мысли, языка и моторной деятельности;

психопатией – нарушающие права других, безразличные к обязательствам, нарушающие закон,

парафилией – испытывающие сексуальное возбуждение в ответ на неясные объекты.

Социологи утверждают, что преступному поведению люди учатся в общении с другими, особенно в группировках, где люди, нарушающие закон, становятся авторитетами.

Среди форм девиантного поведения также можно назвать проституцию, дедовщину в армии, вандализм, нарушение нравов и социальных норм, экстремизм, терроризм.

Значительную роль в девиации играет так называемый «комплекс неполноценности». Данный термин ввел психолог А. Адлер, утверждая, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их малых физических размеров, недостатка силы и возможностей. Этот комплекс нередко затрудняет позитивный рост и развитие. А стремление к совершенству является врожденным, без него жизнь была бы немыслимой.

Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Человек, стремящийся к превосходству над другими, развивает в себе зависть, амбиции, недоверие, злость. Адлер полагал, что эти черты характера не являются врожденными, то есть первичными, а являются вторичными, навязываемыми тайной, скрытой целью человека. Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некорпоративного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуация является:

– органическая неполноценность, частые болезни, слабость ребенка, от чего он мало взаимодействует с другими и не способен с ними соревноваться;

– избалованные дети имеют трудности в развитии чувства социального интереса. Им не хватает чувства уверенности в своих силах, поскольку за них всегда все делали другие. Они вместо сближения с другими начинают выдвигать к друзьям, семье односторонние требования;

– отверженность может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок не знал ни любви, ни заботы, ни кооперации и единства в доме, поэтому ему трудно развить позитивные качества, ибо он их не видел. Такие дети не уверены в своей необходимости для окружающих, от чего становятся холодными, жестокими, равнодушными.

Неслучайно Адлер отмечал, что при изучении биографий наиболее значительных врагов человечества бросается в глаза одна общая черта: со всеми ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развились жестокость, зависть, враждебность, они не могут видеть других счастливыми.

Особое место в девиантном поведении занимают агрессия и фрустрация.

Агрессия – это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверному пониманию действительности, к неадекватному поведению. Она часто рассматривается как результат внутренней агрессивности, присущей некоторым людям либо как продукт процесса обучения, либо как следствие неудачной или недостаточной социализации.

Агрессия бывает замещенная, защитная, инструментальная.

Замещенная применена к объекту, замещающему главный объект, нанесший обиду (козел отпущения).

Защитная – враждебные действия по отношению к другим, чтобы ликвидировать свои проблемы.

Инструментальная – враждебные действия, не являющиеся целью сами по себе, а служащие достижению других целей, решению других интресов. Агрессия может быть также прямая (крик, рукоприкладство) либо косвенная (насмешка, критика), непосредственная либо отсроченная во времени, направленная на другого человека или на самого себя (аутогрессия).

Фрустрация – это невозможность удовлетворения потребностей, эмоциональное состояние человека, возникающее в случае проявления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека, формируя комплекс неполноценности.

Социологи отмечают, что в современной России средства массовой информации формируют целенаправленно тип личности, основой которого является агрессия, страх, психические отклонения (патологические, сексуальные). В ряде учебников по социологии демонстрируются факты, которые показывают угрожающее положение в России по части душевных недугов:

– в России страдают неврозами от 40 до 60 % городского населения, от 30 до 50% сельчан;

– за рубежом объем нагрузки на одного психиатра– 4-6 больных, у нас – 36.

Наиболее распространенные психические расстройства:

1. Расстройства, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте: умственная отсталость, расстройства внимания, расстройства в поведении (агрессия, неадекватность), расстройства, связанные с тревогой, динамические нарушения в развитии (аутизм).

2. Психические расстройства в пожилом возрасте, расстройства от лекарственных препаратов, отравления, галлюцинации, амнезия.

3. Шизофрения.

4. Паранойя.

5. Аффективные расстройства: депрессии, биополярные расстройства, неврозы.

6. Расстройства, связанные с тревогой: фобии, панические расстройства.

7. Психосексуальные расстройства.

 

Половые отклонения

1. Гомосексуализм – ориентация полового влечения мужчин на лиц одноименного пола. У женщин – лесбийская любовь (сапфизм).

2. Садизм (мазохизм) – склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других.

3. Сексуальная перверзия (извращение) – причинение партнеру физического и морального страдания, получения самим удовольствия.

4. Фетишизм – направленность полового влечения на отдельные части тела или туалета.

5. Пигмалионизм – направленность полового влечения на скульптуры или изображения тела, их созерцание с целью сексуального возбуждения.

6. Вампиризм – сексуальное удовлетворение наступает благодаря вкусу крови партнера.

7. Педофилия – половое влечение к детям.

8. Геронтофилия – любовь к лицам старческого возраста.

9. Некрофилия – любовь к трупам.

10. Содомия – любовь к животным.

11. Инцест – кровосмесительство.

12. Эксгибиционизм – стремление к обнажению половых органов лиц другого пола.

13. Плюрализм – групповой секс.

 

Исследования, проведенные российскими социологами М. Руткевич, Г. Скласте, Т. Гурко свидетельствуют, что подача средствами массовой информации, проституции, насилия, половых извращений вызывают сексуальные преступления, превращают сексуальные проблемы в коммерческие.

Поскольку девиантное поведение, как показывает практика, заразительно, дискредитирует социальные ценности в обществе, деморализует часть общества, оправдывает произвол, то необходимо с ним бороться. Социологи предлагают для этого следующие меры.

Во-первых,выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствует укреплению социальной конформности – готовности подчиняться нормам, по которым живет большинство остального населения.

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу контрастнее увидеть, что оно принимает в качестве нормы.

В-третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство.

В-четвертых, возникновение и широкое распространение в обществе девиаций сигнализирует о том, что социальная система функционирует неправильно.

Для того чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать в соответствии с установленными социальными нормами. У общества имеется для этого специальный механизм – социальный контроль.

Социальный контроль – это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Известно, что человеческое общество с древних времен регулировало поведение его членов. Больше всего это делалось через табу (запреты), традиции, ценности. Традиции– это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Нормы – это устоявшиеся или вновь принимаемые обществом правила поведения. Ценности– это абстрактные понятия, это наши представления о добре, зле, справедливости и подлости, войне и мире, прекрасном и безобразном. Ценности для общества являются эталоном.

В определенные исторические периоды правила человеческого общежития стали подкрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средство общественного согласия. Так, одна часть правил стала обязанностью человека, другая – правом.

Вместе с тем, в обществе появились социальные санкции. Санкция представляет собой оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации объектов и общественных структур.

Санкции – это не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению и утверждению социальных норм.

Санкции – это меры, которые определяют выполнение человеческих норм, следование им. Санкции в основном бывают:

- формальные – это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами. Это меры воздействия, применяемые в соответствии с определенными правилами;

- неформальные – спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, родственников) на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий;

- неформальные (позитивные) – реализуются в ходе неформального общения людей. Это моральное осуждение, похвала, одобрение.

Неформальные санкции (негативные) – находят выражение в порицании, замечаниях, насмешке, злой шутке, издевках, кличках, клевете, жалобе, пренебрежении.

Кроме этих санкций можно отметить:

Санкции моральные – как меры воздействия, направленные на поддержание этических ценностей общества; санкции негативные – меры воздействия, направленные на пресечение нежелательного поведения; санкции позитивные – меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведения, санкционированные меры воздействия, представляющие собой часть правовой нормы, поддерживаемой авторитетом государства; санкции социальные – меры воздействия социальной группы (общности общества) на поведение индивида, отклоняющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от социальных ожиданий, норм и ценностей.

По способу воздействия на индивида различают социальные санкции: физические, экономические, символические.

Опережающим звеном социального контроля является групповой контроль, его реализует непосредственное окружение человека - коллектив, в который он включен.

Можно выделить три типа процессов социального контроля. Это:

1. Процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм.

2. Процессы, организующие социальный опыт индивидов.

3. Процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций.

Социальный контроль реализуется несколькими путями:

– социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек, предпочтений и желаний;

– социальный контроль через групповое давление, когда человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле (самоконтроле), так как на поведение индивида накладывает отпечаток включенность его в социокультурную среду, систему отношений, институциональных норм группы или общности.

Т. Парсонс предложил три формы социального контроля.

Изоляция девианта от общества с содержанием в спецучреждениях под охраной. Обособление – ограничение контактов индивида в общении на определенный срок с целью перевоспитания (помещение в психиатрическую клинику) и возвращения в общество. Реабилитация есть комплекс мер, направленных на возвращение к нормальной жизни с целью адаптации сделавшего нарушение или вследствие болезни (алкоголизм, наркомания), то есть социальная программа, помогающая девиантам вновь стать нормальными членами общества.

Формальный социальный контроль девиации представлен правилами и организациями, защищающими порядок: полиция, специальные подразделения, армии, суды, пенитенциарные (относящиеся к уголовному наказанию) учреждения (поселения, тюрьмы, колонии). Данный контроль осуществляется на основе правовых норм государства, лежит во многом в сфере юриспруденции.

Неформальный контроль девиации существует и проявляется в виде убеждения, переоценки норм, позитивных и негативных санкций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Социальное поведение как реакция на объективную реальность.

2. Понятие социальных отклонений и отклоняющегося поведения.

3. Формы девиантного поведения.

4. Пути и методы воспитания молодежи по соблюдению законов и норм общества.

5. Понятие и определение социального контроля.

6. Социальные санкции.

7. Какие негативные последствия девиации вам известны?

8. Чем конформность отличается от конформизма? В каком из этих явлений заинтересовано общество?

9. Какие проблемы отклонений наблюдаются у лиц без определенного места жительства.

10. В чем специфика мафиозных преступных групп как вида девиации?

Рефераты

 

1. Сущность социального поведения и факторы социального контроля.

2. Деструктивные коллективы, их антиобщественный характер.

3. Пьянство как социальное явление, его последствия и пути преодоления.

4. Наркотизм как социальное явление, его последствия для общества.

5. Преступность как социальное явление, пути его преодоления.

6. Суицид как проблема, его типы, пути преодоления.

 

Контрольная работа

 

Вариант 1

1. Девиантное поведение, его формы, сущность, последствия для общества.

2. Формы проявления социального поведения.

 

Вариант 2

1. Социальное поведение: сущность, проявление, виды социального контроля.

2. Преступность как деструктивное явление общества.

 

Тест

 

1. Социальное поведение – это…

2. Девиантное поведение– это…

3. Пьянство– это…

4. Наркомания– это…

5. Преступность– это…

6. Самоубийство– это…

7. Вандализм – это…

8. Дедовщина– это…

9. Ложный коллективизм – это…

10. Стандарты поведения – это…

11. Социальная патология – это…

12. Социальный контроль – это…

13. Социальные нормы – это…

14. Ретристская группа – это…

15. Антисоциальное поведение – это…

16. Социальная ответственность – это…

 

17. Назовите автора концепции девиантного поведения:

а) О. Конт;

б) М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.