Минимальные требования к содержанию дисциплины «Теоретический и практический курс русского языка»Стр 1 из 26Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского
Институт педагогики Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»
Профили подготовки: «Педагогика и методика начального образования» и «Информатика», «Педагогика и методика дошкольного образования»
Квалификация: Бакалавр
Срок обучения: 5 лет
Разработчик: старший преподаватель И.В.Пацина
Калуга, 2012 АННОТАЦИЯ Минимальные требования к содержанию дисциплины «Теоретический и практический курс русского языка» Сущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление о системе языка. Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней. Язык и речь. Речь как деятельность. Слово как единица лексического уровня языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Явления омонимии, синонимии, антонимии и паронимии. Происхождение русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления русской лексики. Фразеология. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии. Основные понятия морфемики. Типы и разновидности морфем. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный виды анализа. Этимология. Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Категориально-семантические, морфологические и синтаксические характеристики частей речи. Основные синтаксические единицы. Смысловые отношения в синтаксисе. Способы выражения синтаксических значений. Понятие о словосочетании, классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность. Формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложения. Классификация простых предложений. Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений. Синтаксис текста. Коммуникативная структура и единицы текста. 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана направления. Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тесно связана с философией — наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Понятно, что к сфере ведения философии имеют непосредственное отношение те из проблем языкознания, которые касаются проявлений в языке общих свойств окружающей нас действительности. Это такие проблемы, как сущность и устройство языка, его связь с мышлением, взаимоотношение языка и общества, происхождение языка и закономерности его эволюции. Все эти вопросы решаются лингвистами с опорой на основные положения философии, а полученные результаты являются достоянием не только языкознания, но и философии. Существование и развитие языка тесно связано с жизнью общества, его историей, политическим устройством, социальной структурой, культурой. Это обусловливает связь между языкознанием и социологией — наукой об устройстве и закономерностях развития общества. Владение языком неразрывно связано с деятельностью человеческого сознания, направленной на отражение действительности и управление поведением человека. Эту деятельность изучает психология, с которой дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тоже тесно связана. Языкознание, как и все другие научные дисциплины, связано с математикой — наукой, изучающей количественные отношения и пространственные формы действительного мира. С помощью методов математической статистики удается исследовать особенности словарного состава языка, частоту встречаемости тех или иных языковых явлений в речи, а также, например, особенности различных стилей. Кроме того, математические, и в частности алгебраические, методы могут применяться при анализе структуры языка. Знание законов построения языка во многом определяет содержание и глубину литературоведческого анализа текста. Поэтому очевидна связь данной дисциплины с дисциплинами литературоведческого цикла: «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература», «Актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе», «Актуальные проблемы изучения современной детской литературы в начальной школе» Наконец, следует упомянуть связь дисциплины с информатикой. Компьютеры, которые наряду с решением иных задач начинают все шире использоваться для хранения и обработки текстов, накопления, поиска и передачи информации, обучения людей тем или иным дисциплинам, автоматического перевода с одного языка на другой. Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тесно связана с другими лингвистическими дисциплинами: «Педагогическая риторика», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Теоретические основы развивающего обучения русскому языку», «Исторический комментарий к современному русскому языку». 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса: · Нормативный блок: аннотация, учебная программа дисциплины, список литературы основной и дополнительной по разделам.
· Практический блок: - планы практических занятий; - планы-задания для самостоятельной работы студентов. · Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: - требования к уровню знаний по разделам дисциплины; - вопросы к экзаменам и зачетам; - тесты по дисциплине; - тексты аудиторных контрольных работ. 4. Список авторов элементов УМК: старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Пацина И.В. 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|