Участие третьей стороны в управлении конфликтами
1. Понятие третьей стороны посредничества 2. Основные моменты посреднической деятельности 3. Сущность процесса медиации Формы: · Тот, кто ведет переговоры (инициативная или приглашенная сторона, наблюдатель) · Арбитраж (принимает решения, властный статус) и третейский суд (консультант) · Консультант · Посредничество (информация, контроль за ходом процесса, одна из форм – медиация) · Пособник · Провокатор · Помощник · Наблюдатель Механизмы давления: · Насилие (модификация информации, удаление) · Социальное давление (остракизм) · Суд (обязательность для выполнения) Третья сторона – некий социальный субъект, который находится в относительной независимости от конфликта, и определенным образом старается воздействовать на конфликт. Формы участия (модели): 1. Формальная и неформальные роли третьих сторон Формальная: · Посредник (обязательства) · Арбитры (обязательства по принятию решений) · Омбудсмены Неформальные: · Посредник (один и тот же человек курсирует между сторонами и сообщает какую-либо информацию) · Специальных посланцев
1. Самостоятельные и представительские роли 2. Званые и незваные третьи стороны 3. Беспристрастные и пристрастные третьи стороны 4. Консультативные и директивные стороны 5. Межличностные и межгрупповые роли 6. Ориентация на решение и на отношение Посредничество: Модификация физической и социальной структуры ситуации (структурирование коммуникации, использование открытости и нейтральности условий проведения переговоров, равноправие сторон, установление сроков, подключение дополнительных ресурсов: время посредников)
Медиация · Участники сами ответственны за выполнение решений · Нейтральный характер Принципы медиации: · Равноправие сторон · Нейтральность медиатора · Конфиденциальность Идеалогемы медиации: · Медиатор ознакомился · Медиатор ничего не хочет знать, просто ознакомился и организовывает Каким образом: · Регламент · Документы: 1. Посредническое соглашение 2. Медиативный договор 3. Что за какие деньги делает медиатор. Кто берет ответственность за оплату. 4. Медиативное соглашение
Медиаторы Функции медиатора: · Аналитическая (побуждает стороны анализировать конфликты) · Функция активного слушания (отделить интересы от эмоций) · Организационная · Медиации идей · Расширения ресурсов оппонентов · Контролирующая (фильтрация решений, которые нереалистичны) · Социально-педагогическая (обучение ведению переговоров с установкой на сотрудничество)
Методики: · Техники ведения разговора ü Техники постановки вопросов – это вопросы, которые опираются на рациональное мышление, здравый смысл, прояснение позиций сторон. Три уровня: проблема, решение и что было бы хорошо ü Перефразирование ü Визуализация (таблица, схема) ü Я-послание ü Дифференцирование (высказывания в корректной форме): конкретизация, абстрагирование, конфронтация ü Резюмирование (моменты, в котором оппоненты пришли к определенному согласию) ü Кооперативный дискурс (сотрудничающее обсуждение, поиск конструктивных идей) · Креативный поиск решения проблемы (реализация функции генерации идей и расширения ресурсов оппонента) ü Креативные вопросы (вопросы-гипотезы, прогностические вопросы, вопросы о чуде, дополнительные вопросы о чуде, циркулярные вопросы: если проблема разрешится, на каком моменте это будет заметно окружающим) ü Креативные техники (ассоциативные техники: мозговой штурм, мысленное послание, мысленная прогулка; техники воображения: ролевая игра, 6 шляп, 3 стула; техники систематического поиска идей: контрольный перечень Осборна, метод вращения; техники создания образов и технологий: бисоциация и бионика; сетевое мышление: метод 6 человек-3идеи -5 Шляп: нейтральность, чувство, сомнения, оптимизм, креативность, основные перспективы. Осборн: поиск других применений, адаптация, изменения, увеличение, уменьшение, замена, перестановка, перевертывание, комбинация, трансформация. Вращение: метод противовположных сценариев, создание образов и аналогии. Бионика: поиск аналогий в природе. Бисоциация: сопоставление разных объектов между собой. Сетевое мышление, 7 основных ошибок: 1) Проблемы объективны 2) Любая проблема имеет одну причину 3) Мы способны понять ситуацию своим собственным умом 4) Поведение всегда можно спрогнозировать 5) Единственная сложность – издержки 6) Те, кто принимает решение, думают, что могут реализовать любое решение 7) С нахождением решения, проблема считается решенной Оценка и отбор вариантов на основе интересов Заключение итогового соглашения Стадии (когда уже вместе): 1) Вступительное слово 2) Представление сторон 3) Вентиляция эмоций (кокус) 4) Формирование повестки переговоров 5) Подготовка соглашений 6) Этап постконфликта
Медиация – не то же самое, что участие третьей стороны. Медиация – американские заморочки, которые с конца 50ых и начла 60ых – альтернативный вариант судебных решений. 2 идеологии медиации: • Снятие полностью личностной вовлеченности медиатора в деятельность – организация переговоров • Медиатор как консультант, который вникает в суть проблемы Особенности: процесс медиации – добровольный. Медиация помогает сторонам самим приходить к решению или соглашаться-несогласья с предложениями медиатора. В суде - обязательное решение, в медиаторстве – согласовывают. В медиаторстве не рассматриваются меры правоты. Любая сторона в любой момент отказаться о переговоров. В отличие от суда может в любой момент отказаться. Законодательства: Медиатор всегда соглашение принимают. Стороны согласны с правилами. Но другой стороны это не навязанные им схемы действия. Но самое главное то, что медиатор это не юрист. С чем связано обращение сторон к медиатору : • Затянувшийся конфликт • У сторон антагонистические интересы и стороны не могут их преодолеть • Если существует непонимание нормативных регулятивов Принципы медиации: • Озвучиваются сторонами – не под давлением а по собственному решению • Добровольно отказываются отчасти своей свободы • Нейтральность медиатора – могут иметь свои симпатии и антипатии – в идеале беспристрастно • Конфиденциальность – могут вестись записи с согласия сторон, медиаторы устанавливают что его участие – конфиденциально • Главная функция – отсекать эмоциональное, чтобы не было манипуляций • В конечном итоге – создание корректного решения Итог – зависит от квалификации медиатора Структура медиации • Кокус в медиаторике та же челночная демократия, когда медиатор работает с отдельными сторонами в целом Разделять посредничество и медиацию. Медиация – специфичекий вид посредничества, профессионал и нейтральность Функции медиатора: 1. Аналитическая –побуждение сторон к анализу ситуации 2. Функция генератора идеи 3. Функция активного слушания
Субъект 1→медиатор←Субъект 2 Субъекты замкнуты на медиатор
←→ Субъекты через медиатора начинают устанавливать контакт
↔ Стороны идут на взаимодействие
Стороны сам взаимодействуют и медиатор сторонний наблюдатель
Таким образом, медиатор должен подвести своих клиентов, что они начнут активно слушать. Активное слушание – отделение эмоции от информации.
4. Медиатор организует процесс переговоров – структурировать процесс 5. Посредник расширяет ресурсы спорящих – сам процесс медиации регламентирован за счёт сокращения времени и возможности шире взглянуть в ситуации 6. Контрольная функция – подталкивает к тому, чтобы стороны сами оценили реалистичность своих высказываний 7. Медиатор как педагог, психолог, обучающий, ведению переговоров 8. Подготовка к процессу медиации, если одна из сторон • Соглашение о процессе медиации • Медиативный договор • Договор о гонораре • Формулируется заказ
Стадии медиации: 1. Вступительное слово – стороны уже поставлены в известность о сущности процесса медиации. Представление себя и сторон. Вербализация конфликта. 2. Представление сторон – прояснение точек зрения участников Определить, кто начнёт – если совсем критично, т подбрасываем монетку. Медиатор должен активно слушать эхоповторы – правильно ли я Вас понял. И при этом медиатор должен не давать второй стороне встревать Стороны предлагается высказать, что хотят и варианты решения При несоблюдении правил медиатор может просто прекратить процсс и забрать денюшку Медиатор слушает две стороны- даёт им высказаться 3. Вентиляция эмоций – убрать эмоциональную составляющую - рационализация–
4. Формируется повестка переговоров – медиатор позволяет сторонам разделить конфликт на подконфликты , устанавливается иерархия интересов сторон – стороны согласуют, какие из предложенных тем для них наиболее существенно, какие менее существенные 5. Выработка предложений – поиск идей –нужно иметь ввиду, что несмотря на сотрудничество у сторон может быть достаточно ограниченное видение и стороны могут принимать стратегию пассивности – сообщить сторонам, что принятие решение это их дело. Следит, чтобы групповое решение были приближенным реальности. Как заставить выйти из пассивного состояние: • Креативные вопросы – гипотетические вопросы, вопросы, ориентированные в будущее (много денег), вопросы о..
Насилие и агрессия 1. Причины и сущность насилия 2. Основные концепции насилия 3. Цели и мотивы насилия Насилие – причинение человеку физических и моральных травм, социальные и антропологический феномен. Шир. Любой ущерб, наносимый одной или более сторонам, любые формы принуждения, влекущие за собой подчинение другого человека. · Инструментальное: для достижения целей · Эмоциональное: насилие как самоцель
· Прямое · Структурное
Культурное насилие – любой элемент культуры, который может быть использован для легализации насилия. · Личностное · Групповое · Макросоциальное Природа насилия, основные концепции Основные подходы: · Инстинктивистская/биогенетическая (Лоренц. Обратная сторона зеркала) · Психологические (Фрейд, фрустрация-агрессия) · Экологические (Н. Луман. Власть, свободная энергия из других систем) · Социальные (неофрейдистские концепции, насилие как самоцель, городская цивилизация, социального научения) Цели и мотивы насилия На индивидуальном уровне: · Личная неприязнь · Ревность · Месть Какая-то концепция и оппозиционная · Кратковременные эффекты · Ололо Проявление агрессии в повседневной жизни: · Эффект прайминга (цепной рекции)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|