Здавалка
Главная | Обратная связь

Следующая часть курса посвящена рассмотрению прохождения растением различных размерностей пространства.



ТРЕХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Семя, корень и росток: жизнь семени в своем замкнутом пространстве и переход из него к росту при «отходе вовне» «солнечной вертикали» при образовании проростка и корня. Переход семени из внутренней сферической замкнутости к соединению с вертикальной солнечной тенденцией.- Раскрытость роста ростка и рост «выворачиванием изнутри» корня. Рисование, лепка.

 

Стебель и лист: переход от трехмерного к двумерному, взаимодействие вертикали и плоскости в процессе роста различных форм роста растений. Противоположность эфирных сил роста и внешних астральных ограничивающих сил. (См. к этому : Юлиус. Метаморфоз). Раскрытие в растении и подчиненность его планетным ритмам в процессе роста, в формах и чередовании листьев. (Ритм)

 

Высвобождение из планетных ритмов в цветке. Переход из двумерного, от листа, чашечки и формирования лепестка, отражающих еще характер планетного, к области цветка, к одномерно-линеарному, отражающему законы Зодиака. (Интервал, угол).

 

Переход за круг Зодиака, область ноль-мерного. «Выворачивание пространства через бесконечно удаленную точку» в ходе процессе образования пыльцы, оплодотворения и завязи.

 

Лепка барельефа растения: встреча сил внешнего мира (стихий) и внутренних сил растения в 4х областях. Работа в парах.

 

Формы пентагон-додекаэдра и икосаэдра, как пример праобразных форм розоцветных и лилиецветных растений. Евангельские образы Благовещения (Мария с лилиями) и Рождества (Мария с розами) как пример художественного прозрения в мир имагинативных образов, стоящих за двумя созидательными мировыми принципами, объединяющимися в акте рождения новой жизни. (Стихотворение Вл. Соловьева «Песнь Офитов».)

 

Два (из семи) видов СВЕТА в медитации «Камня основы» Р. Штейнера («Свет, что согревает бедные сердца пастухов» и «Свет, что осеняет мудрые головы царей») как представление двух потоков в эволюции человечества. Проявление этих потоков в царстве растений и в организме человека. [5] (Роза и лилия, сульфурный и фосфорный процессы).

-------------------------------------------------------

Третья часть курса посвящена формам и жестам животного царства, а также цвету и его планетарным связям.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (О достижении «общих», подвижных и живых понятий)

Р. Штейнер. «Человеческая и космическая мысль» GA 151, лекция 1, стр. 3.

Rudolf Steiner. Der menschliche und der kosmische Gedanke GA 151

 

(…) Вернемся к треугольнику, потому что, в конце концов, в общем безразлично, уясним ли мы это себе на треугольнике, на льве или на чем-либо другом. Вначале представляется безнадежным, чтобы можно было изобразить "треугольник вообще", который заключал бы в себе все свойства, все треугольники. Однако ввиду того, что это не только представляется безнадежным, но и действительно безнадежно для обыкновенного человеческого мышления, вся внешняя философия стоит тут поистине у своего предела; она должна была бы сделать откровенное признание, что как внешняя философия она стоит у своего предела. Но этот предел - предел именно для внешней философии. Через него все же представляется возможным переступить, и с этой возможностью мы теперь и познакомимся.

Представим себе, что мы не просто так рисуем треугольник и говорим: "Я нарисовал треугольник; вот он". Ведь всегда можно возразить, что это именно остроугольный треугольник; это не треугольник вообще. Однако треугольник можно нарисовать и иначе. Собственно, нарисовать нельзя. Но мы сейчас увидим, как эти "можно" и "нельзя" относятся друг к другу.

Допустим, мы рисуем треугольник и даем каждой из его отдельных сторон двигаться в любом направлении, как она захочет. При этом пусть они движутся с разной скоростью (Рудольф Штайнер говорит это, делая рисунок на доске).

рис. 3

Одна сторона движется так, что в следующее мгновение за­нимает это положение, а другая - так, что в следующее мгновение занимает то. Одна движется гораздо медленнее, другая быстрее и так далее. Потом направление изменяется на обратное.

Короче говоря, мы включаемся в неудобное представление и говорим следующее: "Я не только нарисую треугольник и оставлю его в таком виде, но я поставлю своему представлению определенные требования. Ты еще должен представить, что стороны треугольника находятся в непрерывном движении. Если же они находятся в движении, то в зависимости от характера движения могут возникать и прямоугольный, и тупоугольный треугольники или любые иные".

Двоякое можно сделать, а также потребовать на этой почве. Во-первых, можно потребовать, чтобы было достигнуто известное удобство, а именно: чтобы когда кто-нибудь нарисует треугольник, и он будет готов, и будет известно, как он выглядит, то можно было бы успокоиться в своих мыслях, потому что налицо то, что было желательно иметь. Можно, однако, поступить и иначе: одновременно рассматривать треугольник как исходный пункт и дать каждой стороне двигаться с различной скоростью и в разных направлениях. В последнем случае нет того удобства, которое мы имели бы в первом случае, и в своих мыслях мы принуждены выполнять известные движения. Но зато при этом мы действительно имеем общую мысль "треугольника", которую нельзя достигнуть, ограничиваясь только одним треугольником. Общая мысль "треугольника" будет на­лицо, если держать мысль в непрестанном движении, если мысль подвижна.»(…)

(Выделение и курсив мой. - А.Ц.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Р. Штейнер. «Человеческая и космическая мысль» GA 151, лекция 1, стр. 3 )

Rudolf Steiner. Der menschliche und der kosmische Gedanke GA 151

 

(…) затруднение состоит в том, что хотя действительно верно то, что человек живет в каждой прожилке своей мысли и что поэтому, если у него есть какая-либо мысль, он должен знать ее интимнее, чем какое-либо иное представление; однако, да, именно "однако"... у большинства людей нет мыслей. И это об­стоятельство обыкновенно не принимается во внимание достаточно серьезно, не продумывается достаточно основательно по той причине, что для этого требуются именно мысли. Необходимо прежде всего обратить внимание на одно обстоятельство: в самых широких областях жизни препятствием к появлению у людей мыслей является то, что для повседневного жизненного обихода людям не всегда бывает необходимо действительно доходить до мышления; вместо мыслей они довольствуются словами. Значительная часть того, что в обыденной жизни называется "мыслить", протекает "в словах". Думают "словами". "Словами" думают больше, чем это можно себе представить. Многие желающие получить объяснение того или иного обстоятельства довольствуются тем, что им скажут какое-нибудь знакомое слово, напоминающее что-либо, и они принимают за объяснение ощущение, которое испытывают при этом слове, полагая, что у них есть "мысль"(…)

(Выделение и курсив мой. - А.Ц.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.