О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Искусство эпохи барокко эмблематично. Метафоры, сравнения, отвлеченные понятия приобретают роль знака, общепонятного в условиях данного типа культуры, преобразуются в эмблемы. Эта особенность отразилась и в музыке. За рядом устойчивых, отшлифованных временем интонаций закрепились семантические значения, превратившие их в музыкальный символ – выражение в звуках определенного понятия, идеи. Таков мотив креста, символа крестной муки – основа мелодики аллеманды d-moll; он развивается в сарабанде, приобретая обостренную напряженность интонаций. Мотивным ядром аллеманды h-moll является символ предопределения. В хоралах «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в пеленах смерти») и «Was mein Gott will, das g'scheh allzeit» («Что мой Бог хочет, то сбудется») на подобный мотив приходятся слова: «Вера принимает смерть» и «То сбудется»: фа-диез-си-ля-диез-си. За восходящими звукорядами закрепилась символика воскресения, за нисходящими – умирания, «положения во гроб». Печальная согбенность нисходящих звукорядов присутствует во всех сарабандах. Особенно заметна их роль в сарабандах d-moll и Es-dur, где нисходящие мотивы проводятся как равноправные с главным материалом. Эти «знаки печали» также характерны для музыкального языка И. С. Баха. Символ сострадания – восходящее трезвучие с секундовым завершением – лежит в основе сарабанды h-moll. Тот же смысл присущ ему во вступительном хоре из «Страстей по Матфею» на слова «Придите, о дочери, помогите мне оплакивать» и в прелюдии fis-moll II том XTК. Использование мотивной символики в сюитах не случайно. Если рассматривать все шесть Французских сюит во взаимосвязи мотивных соотношений и порядка ладотональностей, можно прийти к выводу о смысловом единстве цикла. В эпоху барокко была распространена семантическая трактовка тональностей, за каждой из которых закреплялось определенное значение. Так, тональность D-dur выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Для выражения печали, траурности использовался c-moll. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяемая Бахом для выражения радостного чувства – G-dur. Тональности A-dur и E-dur – светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. В свете этого взаимозависимость тональностей и символов во французских сюитах может читаться так: патетический d-moll с символом крестной муки; печально-горестный c-moll с интонациями креста в обращенном, «закрытом» варианте (в сарабанде) в качестве символа свершившейся крестной муки; страдальческий h-moll с символом предопределения. После группы минорных сюит, связанных с драматически-скорбными образами, идут три мажорные сюиты: Es-dur – просветление, основанное на вере в волю Бога (символ Троицы); G-dur – светлая радость, юбиляции в мажорных трезвучиях, составляющих основную мотивную идею сюиты; E-dur – мягкая оживленность с «благодарственными поклонами» в аллеманде, юбиляциями в куранте и пасторальностью вставных танцев. Символику в инструментальных сочинениях И.С. Баха (в том числе и в сюитах) мы понимаем исходя из их употребления в музыке с текстом (вокально-хоровой), Такое сопоставление тональностей и использование символов, однако, не дает оснований для того, чтобы прочитывать в сюитах конкретное религиозно-философского содержания. Символы в сюитах воспринимаются как выразители некоего общего образного строя. Что же касается общей композиции цикла Французских сюит по тональному признаку, то она вряд ли была рассчитана на религиозное прочтение и скорее явилась результатом философско-эстетических представлений Баха. Но, каковы бы ни были его причины, сам факт организации сюит по определенному принципу говорит о том, что цикл сюит, написанных одновременно, не является случайной подборкой пьес. Поэтому в сюитах должно присутствовать общее содержание, объединяющее их в единый цикл. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|