Здавалка
Главная | Обратная связь

Представители фовизма и их творчество



ДЕРЕН Андре (1880-1954) – французский художник. В 19 лет поступает в академию Э. Карьера и посвящает себя живописи. Вместе с Вламинком работает в 1900 в одной мастерской на острове Шату, которая стала центром фовизма. После продолжительной службы в армии в 1905 работает с Матиссом, приобретая живописную технику с широкими квадратными мазками. Был объявлен «самым великим из живущих французских художников», восхваляемый за эклектизм, главную черту его творчества. С самого начала его творчество свидетельствует о сомнениях этого бесконечно одаренного и образованного художника и о его желании создать новый французский классицизм.

Марке Французский живописец и график. Родился в семье железнодорожного служащего. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1890-1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро (1895-1898). Писал в основном пейзажи, а также обнаженную натуру, портреты, интерьеры и натюрморты.

Пейзажи А. Марке, написанные им в конце 1890-х - начале 1900-х гг., отмечены сильным влиянием импрессионистов. Так, в картине "Деревья в Бийанкуре" (ок. 1898, Музей искусств, Бордо) и сюжет, и композиция, и передача освещения напоминают работы А.Сислея, хотя и без присущей последнему тонкости. Уже в ранних произведениях А.Марке проявляется характерное для него стремление подчеркнуть контур предмета с помощью четко обозначенного мазка-штриха ("Ярмарка в Гавре", 1906, Музей искусств, Бордо).

Во второй половине 1900-х гг. творческие поиски А.Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. С некоторого возвышения художник как бы наблюдает за неспешным течением Сены, его пристальный взгляд отмечает дугообразные линии мостов и прямые перспективы улиц.

ВЛАМИНК Морис (1876-1958) – французский художник. Всерьёз обращается к живописи лишь в 1899 и работает в одной мастерской с Дереном близ моста в Шату (до 1901). Самоучка, он гордился тем, что никогда не учился ни в Академии, ни в мастерской, ни даже в музее. В 1904 одна из его картин впервые была представлена широкой публике. Первая персональная выставка прошла в галерее Воллара в 1907. Искусство Вламинка, беспокойное и инстинктивное, отмечено непосредственной и горячей любовью к природе.

. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Но не смотря на это высказывание идейным отцом основателем данного направления был Анри Матисс.

Отдельные мастера, например Марке, более бережно относились к распреде­лению светлого и темного как освещенного и малоосвещенного. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга.

Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Брак характеризовал свой фовистский период как экзальтацию цвета, большие контрасты, жирные линии, пуантиль и выражение чувств. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Временами встречалось некое красочное тесто с эффек­том некоторой нарочитой «намалеванности». Напряженными и любимыми сочетаниями становились помещаемые рядом зеленые и красные тона, желтые и фиолетовые, по-разному варьируемые. Фовисты любили оттенки пурпурно-красного и фиолетового, кото­рые нередко заменяли черные тона. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Если у обнаженных Ренуара в трактовке пластики использовались светоносные и легкие голубоватые и зеленоватые тона, то фовисты их усиливали, так что тело охристо-красное несло на себе ярко- синие и изумрудно-зеленые краски. Активно использовался и цвет­ной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Он обособлял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки. Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебе­ли. Контур усиливал силуэтность, подчеркивал деформирующие элементы изображения, чем усиливал экспрессию. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Де­рена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.

Такие же приемы можно обнаружить в скульптуре Руо, Дерена, Вламинка, Вольта, Дюфи, Матисса. (Отметим, что многие назван­ные художники занимались и росписью керамики).

Иконография фовистов традиционна и продолжает традиции XIX в. Главным жанром представляется пейзаж, авторитет которого вырос со времен романтизма, барбизонской школы и импрессионизма. Возможно, что свобода интерпретации форм, определенная необязательность соблюдать точные пропорции и отношения, влекла к этому жанру, с его фовистской пуантилью и красочными арабесками. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Художни­ки переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Тут появлялся гротеск, видна едкость кра­сок. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен- Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. В то же время делались попытки обращения к идиллиям и аллегориям, что нашло воплощение в композициях: «Роскошь, покой и сладостра­стие» (1905) и «Счастье жизни» (1906) Матисса, «Золотой век»

(1905) Дерена. Привлекали художников и сцены отдыха, приме­ром чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дю­фи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание»

(1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Ма­тисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д.), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему, их традиции. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов.

 

Матисс

Версия, что Матисс придумал фовизм, вряд ли убедительна, но что он сделал все, чтобы тот состоялся, вне сомнения. Сам Матисс считал, что начал работать в новой манере с 1898 г., и при этом еще оговаривался, что видел картины малоизвестного художника Рене Сейсо, который стал писать таким образом еще за 13 лет «до меня».

Матисс вспоминал 90-е гг.: «Фовизм был для меня испытанием средств: как воедино разместить рядом синий, красный и зеленый цвета». И далее продолжал: «Исходный пункт фовизма — реши­тельное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». В 1902—1904 гг. сомнения и поиски продолжались. Позже все определилось. В 1905— 1907 гг. художник пишет фовистские небольшие пейзажи-этюды, портреты и натюрморты, отдельные крупноформатные панно.

В 1906—1907 гг. формируется матиссовская «академия»,

ставшая вскоре колыбелью космополитического авангарда, в ко-

«

торой обучались венгры, чехи, художники из США и Скандинав­ских стран. Сам Матисс активно занимается не только живо­писью, но и скульптурой, росписью по керамике.

Собственно к 1908 г. для Матисса, как и для его друзей, фовизм кончился. Сложилась новая художественная система, явившаяся синтезом фовизма, стиля модерн и поисков новой экспрессии «знаковых» форм. В это время складывается и собственная «философия искусства». Фовизм, хотя и преодоле­вался, всегда оставался постоянным спутником творчества, более того, художник к нему временами возвращался, иногда, как это случилось в 1936 г., заявляя об этом декларативно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.