Здавалка
Главная | Обратная связь

Уильям Брук- 10-й лорд Кента (в некоторых источниках-барон) Коэм вместе со своей семьей. Неизвестный художник. 1567 г.



Слайд № 5 (Английский этикет)

1. Коленопреклоненный рыцарь. Миниатюра из Вестминстерской псалтыри (ок. 1250, библиотека Британского музея, Лондон). Crusader, possibly King Henry III of England, giving homage. The image depicts the armour worn by a Crusading knight and emphasizes the importance to medieval knights of military service to God and the church.

Основной чертой феодального общества являлась его строгая иерархичность. Это общество, где социальные роли были четко распределены, где индивид уже при появлении на свет обладал комплексом определенных прав и обязанностей, в том числе и в сфере этикета. Возникшая в 11 веке общественная система рыцарства распространилась по всей Европе, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage -вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса.

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные поклоны порой включали в себя коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся перед монархом или при отправлении религиозных обрядов. В средние века существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но принцип чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон был общим. В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему.

Уильям Брук- 10-й лорд Кента (в некоторых источниках-барон) Коэм вместе со своей семьей. Неизвестный художник. 1567 г.

На полотне изображен лорд, которому около 40 лет. Рядом жена, сестра и шестеро детей. Мы видим сцену семейного застолья, с налетом некой чопорности и церемонности. Мы видим на столе груши. Яблоки, виноград, грецкие орехи – отсылка к роскошному саду богатой семьи. Дворяне ели не раньше, чем наступит время обеда, — в 11 или 12 часов (это было на час позже, чем во времена Генриха VIII), а ужинали в 5 или между 5 и 6 часами вечера.

Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить. Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе

предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.

 

3. Уильям Хогарт. Эпизод из цикла картин «Модный брак». «Вскоре после свадьбы», 1743—45. Национальная галерея, Лондон.

«Модный брак» был первой сатирической серией, высмеивающей нравы высших слоев общества. Темой серии стал брак по расчету между сыном обедневшего аристократа и дочерью состоятельного торговца. Второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене весит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак. Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины. Художник подтрунивает над манерами новоявленной графини: пьет кофе, как настоящая знатная дама, и при этом вульгарно потягивается. Следует отметить, что художник скорее высмеивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара предстает жертвой безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а сочувствие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.