Здавалка
Главная | Обратная связь

А в коде I части она появится в своем основном виде, перебрасывая, тем самым, арку к началу I части. Но такие примеры встречаются очень редко.



Яркий контраст между медленным Вступлением и последующим Allegro компенсирует отсутствие контраста между ГП и ПП партиями. Это становится одной из характерных особенностей Лондонских симфоний. Темы главных и побочных партий носят народный песенно-танцевальный характер. Между ГП и ПП Гайдн использует только тональный контраст: в мажоре ГП – изложена в основной тональности, а ПП – в доминантовой, (в миноре тональности ГП и ПП являются параллельными)

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех Лондонских симфониях - ГП в Экспозиции исполняет струнная группа в динамике p. По форме ГП представляют собой период повторного строения.

ГП и ПП в I частях могут быть построены на одном тематическом материале, как, например, в симфонии № 104.

Но, даже в тех случаях, когда ГП и ПП партии различны по тематическому материалу, то по кругу образов и характеру музыки они во многом похожи друг на друга, например, в I части симфонии № 103.

Особую роль играет в Экспозиции СП. Основная её функция - соединить между собой тональности ГП и ПП. И хотя это самые близкие, родственные тональности, однако, СП у Гайдна всегда очень велика по объему. Она появляется неожиданно и вносит в Экспозицию яркий контраст. Это происходит в тот момент, когда группа струнных завершает на piano тему ГП. В тот момент, когда тема ГП заканчивается тоникой основной тональности, внезапно весь оркестр весело врывается на forteили ffи начинается СП.

 

Copyright © Андреева Е. Г.

Этот приём, производит юмористический эффект, как будто внезапно нагрянула весёлая шумная ватага и вовлекла в водоворот бурного движения.

Большому развитию в Лондонских симфониях подверглись Разработки. Новаторство Гайдна заключается в том, что его Разработки строятся путем мотивного вычленения. От темы ГП и ПП отделяется короткий, и наиболее яркий, запоминающийся отрезок, который подвергается самостоятельному развитию:

- он непрерывно модулирует в разные тональности

- звучит в разных регистрах

- и у разных инструментов

Это придает Разработке динамичный характер, а часто такое развитие связано с минорными тональностями и приобретает драматический оттенок. Главной особенностью Разработки является её тональная неустойчивость.

Реприза сонатной формы никогда не бывает простым повторением Экспозиции. И, хотя темы ГП и ПП возвращаются в той же последовательности, что и раньше, однако в Репризе в них может быть изменена фактура, оркестровка и продолжительность звучания. Кроме того, в Репризе все темы всегда звучат в основной тональности и, тем самым, утверждают её тонику.

 

Вторые части - медленные – имеют различный характер. Часто это сфера созерцательной лирики, но иногда могут быть использованы песенные или маршевые темы. Нередко во вторых частях Гайдн использует вариационную форму, например, в симфонии № 94 в качестве темы вариации использована популярная мелодия.

А в симфонии № 103 вторая часть написана в форме двойных вариаций. Первая тема заимствована из хорватской народной песни. А вторая имеет маршеобразный характер.

Другой вариант использования формы в медленных частях представляет симфония № 104. Здесь использована сложная 3-х частная форма с разработочной серединой и варьированной Репризой. Основная тема второй части – прекрасный образец гайдновской созерцательной лирики. В этой теме ощущается лёгкий оттенок танцевальности.Во всех разделах формы эта тема станет главным объектом развития.

 

Шедевром зрелого стиля Гайдна являются его Менуэты. Они идеально гармонируют со всем художественным строем Лондонских симфоний. Своеобразно и индивидуально выражено в них народно-жанровое начало. Менуэты гайдновских симфоний далеко ушли от чопорного, галантного, придворного танцевального стиля. Они приобрели характер деревенских танцев с неожиданными акцентами, ритмическими сдвигами, нарочито грубоватой поступью, имитирующей прихлопы и притопы.

Часто это имеет юмористический эффект и создает картину деревенского веселья, полную очарования и неожиданностей.

 

Финалы симфоний Гайдна – логическое завершение художественного замысла. Они поддерживают структуру цикла. В их основе лежит жанрово-бытовой материал, но в отличие от Менуэтов, он не столько образно-наглядный, сколько обобщающий. Отражение основной идеи произведения в Финалах преобладает над конкретностью изображения. Часто Гайдн использует форму Рондо-сонаты, так её возможности отвечают главному содержанию Финалов - создавать непрерывность движения в развитии только одной основной темы. Финалы отражают дух веселья и радости бытия.

Если в Финалах бывают контрасты, то они скорее красочного, внешнего характера. Например, в финале симфонии № 104 отражена картина праздника и все проникнуто танцевальной стихией. Основная тема финала изложена таким образом, что её народное происхождение сразу же очевидно.

 

 

Copyright © Андреева Е. Г.

У виолончелей и контрабасов звучит октавный органный пункт на Тонике - по типу волыночного баса. А первые скрипки играют тему ГП, мелодия которой напоминает популярную хорватскую песню.

Также, ГП родственна чешской народной песне "Будь со мной, милый мой".На этом же материале построена и первая тема ПП.

Но вот неожиданный контраст возникает во второй теме ПП. На фоне всеобщего, праздничного веселья эта тема отражает нежный лирический образ, как будто в суете танцевального движения становишься невольным свидетелем украдкой брошенного, влюбленного взгляда.

 

Таков типический облик Лондонских симфоний в целом. Четыре части цикла отражают характерный для композитора круг образов. Но, в каждой из четырех частей цикла при всей определённости их функций, заложена особая композиционная идея. Причем, Гайдн в каждой симфонии проявляет редкостную изобретательность, остроумие и авторскую интерпретацию народных по своему происхождению, ем.

При общности в главном, симфонии Гайдна нескончаемо разнообразны в индивидуальных деталях. Отличия заключены, прежде всего, в самих темах. Также, индивидуальный облик симфониям придают особенности тематического развития и оркестровка.

В Лондонских симфониях Гайдн закрепляет классический состав симфонического оркестра. Тяжелая медь в оркестре Гайдна - тромбон и туба – полностью отсутствует. Кларнеты полноправно вошли в состав деревянных духовых только в двух последних Лондонских симфониях - № 103 и № 104.

Ведущую роль в оркестре Гайдна играют первые скрипки - им поручается изложение основного тематического материала. Однако флейты и гобои очень часто удваивают партию скрипок или чередуются с ними в проведении темы.

Партия виолончелей и контрабасов записана на одном нотном стане. Эти инструменты играют одну и ту же басовую партию – только контрабасы играют на октаву ниже виолончелей.

Валторны и трубы исполняют весьма скромную функцию, лишь подчёркивая гармонию и ритм. И лишь в тех случаях, когда все инструменты оркестра играют tutti, на forte, тогда валторны и трубы участвуют на равных правах с другими инструментами. Но такие случаи бывают очень редко.

 

В заключение хочется отметить, что в последние годы жизни Гайдна окружали почет и уважение. Его высоко ценили и признали во всем культурном мире. Никогда ещё он не одерживал таких триумфов. Ему оказывали всякие почести, выбивали в его честь медали. Он был почетным членом:

- Общества музыкантов в Вене

- Шведской музыкальной академии

- Общества "Заслуг" в Голландии

- Института во Франции и

- Филармонического общества в Петербурге.

В последний раз Гайдна публично чествовали в Вене весной 1808 года в связи с его 76-и летием. Это происходило в зале университета. Исполнялась его оратория "Сотворение мира". Среди множества слушателей на этом торжестве присутствовал Бетховен. Все, кто знал Гайдна, говорили о нем, как о человеке чуждого праздности и тщеславия, о ясности его духа, о его доброжелательности к людям и доброте. Но также, отмечали его волю и умение идти к намеченной цели.

Немецкий музыковед А. Эйнштейн так сказал о Гайдне:

-"Это величайшее чудо, что из простого мальчика-хориста собора св. Стефана в Вене, из скромного бедного венского композитора, вышел не уличный музыкант, а великий Гайдн".

Copyright © Андреева Е. Г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.