Здавалка
Главная | Обратная связь

Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции.



Е.П. Ильин

Психология воли.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. <...>

Второй этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии. <...>

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

Наконец, на четвертом этапе волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели. <...>

В действительности же воля — это, во-первых, реальное психическое явление, представляющее собой произвольное управление, и, во-вторых, она неразрывно связана с разумом (конечно, не подменяя его), поскольку произвольное управление — всегда сознательное и преднамеренное, т. е. разумное. <...>

Воля (или произвольность) — это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (пресловутая «свобода воли»!), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. И именно ее имел в виду Аристотель, когда говорил о произвольной регуляции. <...>

Самость — это сознательное преднамеренное планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, с переживаемым им самим чувством долга (мотивация), это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями.

 

 

Рис. 1. Функциональная структура произвольного управления

 

Произвольное управление включает в себя самодетерминацию, самоинициацию и самоторможение действий, самоконтроль (как за своими действиями, так и за своим состоянием, эмоциями), самомобилизацию и самостимуляцию. В соответствии с таким пониманием общая функциональная структура произвольного управления (воли в широком понимании) выглядит так (рис. 1).

Волевое действие — это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием.

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание.

Н. Н. Ланге в волевом (произвольном) действии выделял четыре части: 1) чувство, потребность, т. е. стремление; 2) предсказание о цели; 3) представление о движении; 4) само движение. С. Л. Рубинштейн в произвольном действии тоже выделил четыре стадии: 1) актуализация побуждения и постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение действия. В. И. Селиванов выделяет три стадии: 1) постановку цели действия; 2) мысленное планирование исполнения и 3) само исполнение. <...>

Волевые качества считаются моральными. И в этом есть своя логика. Еще И. М. Сеченов писал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства. Следовательно, проявление волевых качеств зависит от нравственных черт характера.

Волевые состояния. В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния.

Состояние мобилизационной готовности. В зависимости от обстоятельств человек может по-разному мобилизовывать имеющиеся у него возможности.

Психологически мобилизационное состояние характеризуется переводом из долговременной памяти в оперативную информации, необходимой для эффективной деятельности, активизацией мыслительных процессов (ускорением оперативного мышления), обостренностью восприятия адекватных стимулов, созданием у себя уверенности в успехе. Важно при этом, чтобы уверенность не перерастала в самоуверенность. Например, показал, что спортсмены добивались лучших результатов, когда уровень их уверенности в успехе составлял в среднем 70% от максимального.

Состояние сосредоточенности. Это волевое состояние связано с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности. О такой концентрации в процессе творчества А. С. Пушкин писал: «Я забываю мир». <...>

Состояние решимости. Очевидно, впервые этот термин употребил У. Джемс, но им он скорее обозначил именно решительность. О решимости как состоянии писал А. Ф. Лазурский (1995). Ее он описывал как своеобразное чувство, которое специфично для всех волевых актов и относится к числу возбуждающих и сопутствующих разрешению напряжения.

Состояние сдержанности. Сдержанность— это психическое состояние, при котором поведение подчиняется разумному контролю. Левитов при описании этого состояния отождествляет его с волевыми качествами — выдержкой и терпеливостью. Конечно, в сдержанности имеется элемент терпения, но это не то терпение, которое проявляется при физическом усилии или при задержке дыхания.

Эмоции и воля являются непременными компонентами управления человеком своим поведением, общением и деятельностью. В процессе регуляции поведения и деятельности эмоции и воля могут выступать в различных соотношениях. В одних случаях возникающие эмоции могут оказывать на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля (а точнее «сила воли») выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. Состояния тревожности и сомнений, то, что называют «смятением души», преодолеваются с помощью волевого качества решительности, состояние страха — с помощью волевого качества смелости, состояние фрустрации — с помощью упорства и настойчивости, состояния эмоционального возбуждения (злости, радости) — с помощью выдержки. <...>

В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность (воодушевление, радость, в ряде случаев — злость), и тогда проявления волевого усилия не требуется. В этом случае высокая работоспособность достигается за счет гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов. Однако такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда заключает в себе опасность переутомления. Но и волевая регуляция имеет свою «ахиллесову пяту» — чрезмерное волевое напряжение может привести к срыву высшёй нервной деятельности. Поэтому личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности. <...>

Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции.

Волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых личность осуществляет власть над своими побуждениями.

Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, — все это остается пока до конца не выясненным.

Волевое усилие возникает не спонтанно, непроизвольно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Самостимуляция всегда связана со второй сигнальной системой. Самоободрение способствует повышению эмоционального тонуса посредством прямых призывов и указаний (например, «Будь молодцом!») или косвенно — путем вызывания ободряющих мыслей и представлений, связанных с умалением трудности задачи, с будущим успехом, удовольствием, радостью. Самоприказ применяется обычно тогда, когда другие виды самовоздействия не могут обеспечить волевого поведения.

Классификации волевых качеств. Можно сказать: сколько авторов, столько и классификаций.

В данной монографии автор выделил два класса волевых качеств: собственно волевые («простые») и морально-волевые («сложные»). В свою очередь, собственно волевые разделены на две группы. Первая характеризует целеустремленность, длительность удержания побуждения, волевого усилия (терпеливость, упорство, настойчивость), вторая — самообладание (смелость, выдержку, решительность). <...>

Нарушение силы волевых побуждений. Снижение силы волевых побуждений выявлено при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. Выделены такие нарушения воли, как абулия, гипобулия, гипербулия и парабулия. Абулия (от греч. abulia — нерешительность) — состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он подолгу лежит или сидит в постели, часто в стереотипной позе. Нередко при абулии отмечается мутизм — молчание: больной не говорит, не отвечает на вопросы. <...>

Под гипобулией понимают менее выраженное ослабление волевых побуждений.

Гипербулия характеризуется кажущимся повышением волевой активности больного, хотя трудно представить себе, что воля может возрастать под влиянием болезни. Речь идет о чрезмерно повышенном, маниакальном настроении, которое повышает активность.

Наиболее грубое нарушение действий при патологии воли выражается в различных формах ступора, состояниях полной обездвиженности. При одной из форм ступора — каталепсии — сохраняется автоматическая подчиняемость, когда больной застывает в приданном ему положении. Наиболее выраженной формой каталепсии является состояние восковидной гибкости. Больной сохраняет при этом любую позу, приданную его телу.

 

Ю. Б. Гиппенрейтер







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.