Здавалка
Главная | Обратная связь

К самостоятельной работе с монографией



 

№ п/п Выходные данные Аннотация
Августин. Исповедь / Августин. - М., 1991. Ю3 А 185 В книгу входит 13 автобиографических сочинений Августина Блаженного, написанных около 397-398 г н. э. и рассказывающих о его жизни и обращении в христианство. «Исповедь», которая считается первым образцом автобиографии в европейской литературе, в течение тысячелетия служила литературным образцом для христианских писателей. Она охватывает только часть жизненного пути Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания), но содержит ценнейшие сведения о его духовном пути и развитии философских и религиозных взглядов.
Аристотель. О душе / Аристотель // Собр. соч.: в 4 т. Аристотель. – М., 1975. Т.1.   I 178706 I 327416 В своем произведении "О душе" Аристотель пишет, что "из естественных тел одни наделены жизнью, другие - нет". И он дает такое определение жизни: "Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом".
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. –М., 1992. Ю 93 А 896 Эта книга представляет собой исследование психологических установок европейцев в отношении смерти и их смену на протяжении огромного исторического периода — от средних веков до современности. Как показывает Арьес, в понимании индивидом и обществом смерти и потустороннего мира проявляется отношение к жизни. Изменение взглядов на человеческую кончину происходило крайне медленно и поэтому ускользало от внимания историков.
Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика (Наука и народ. Государство и анархия) / М.А. Бакунин. - М., 1989. СО Б 198 В книгу вошли работы "Федерализм, социализм и антитеологизм", "Наука и народ", "Наука и насущное революционное дело" и др.  
Башляр Г. Новый рационализм / Г. Башляр. М., Гуманитарная литература, 2000. Ю3(0) 6-63 Б 335 Книга «Земля и грезы» воли 4 часть пенталогии Башляра, посвященная поэтики стихий. В центре внимания автора находится творчество поэтов и писателей, посвятивших себя земной стихии, в том числе творчество Гюйсманса. Русскому читателю не без интересно будет узнать, что к поэтам Земли Башляр относит Блока, А. Белого и Есенина. Другая основная тема – уроки воображения стихии, самопсихоанализ.
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 12 т. (Взгляд на русскую литературу 1846 г. Менцель – критик Гете. Письма к В.П. Боткину от 01.03.1841 и 06.09.1841. Письмо к Н.В. Гоголю 15.06.1847) / В.Г. Белинский- М., 1956. Лучшие статьи В. Г. Белинского. Творчество великого критика, исследователя и истолкователя русской классики.
Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - СПб., 1914.   Б 482 Творческая эволюция — одна из основополагающих работ Анри Бергсона, впервые опубликованная в 1907 г. Книга претендует на звание трактата по философии эволюции. Бергсон полагает, что эволюция - это величайшее открытие человеческой мысли. Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв - некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным.
Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М., 1990. Ю3 (2) Б 483 Русская мысль в течение XIX в. была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось национальное сознание. В центре духовных интересов стали споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе. Построение религиозной философии истории есть, по-видимому, призвание русской философской мысли
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М., 1989. 87.3 Б 483 В книгу вошли «Философия свободы», «Смысл творчества». Вступительная статья Л. В. Полякова. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия. Свобода как философская категория сущности человека.
Бубер М. «Я» и «Ты» / М. Бубер. - М., 1993. Ю3 Б 90 Мартин Бубер - известный иерусалимский философ, один из крупнейших мыслителей XX в. Центральная идея его философии - бытие как "диалог" между Богом и человеком, между человеком и миром - разворачивается в работе "Я и Ты". В книгу также включена работа "Проблема человека" - уникальная попытка воссоздать историю западноевропейской философско-антропологической мысли.
Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М., 1995. Б 90 Классическая философская мысль. Встречи с Бубером, Я и Ты, Диалог, Образы добра и зла, Проблема человека, Два образа веры, Затмение бога. Мысли по поводу взаимоотношений религии и философии, Приложение. В книгу вошли наиболее значительные работы еврейского философа М.Бубера, в творчестве которого соединились исследование основ иудаистской традиции, опыт религиозной жизни и современное философское мышление. Основная тема его творчества - то особое состояние личности, при котором возможен диалог между человеком и Богом, человеком и миром, человеком и человеком. Эмоционально напряженная манера письма и непрестанное усилие схватить это "подлинное" измерение человеческого бытия создают в его работах высокий настрой истинности.
Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. (Два града. Философия хозяйства) / С.Н. Булгаков. - М., 1991. 87.3 Б 907В книге выдающегося русского мыслителя и богослова Сергея Николаевич Булгакова (1871-1944) собраны "исследования и этюды", написанные им в 1904-1910 гг., т. е. в тот период его жизни, когда он уже перешел от "марксизма к идеализму". В центре рассмотрения Булгакова - "религиозная природа" русской интеллигенции, "первохристианство и социализм", "религиозная" природа марксизма (статья "Карл Маркс как религиозный тип") и др. Книга впервые была издана в 1911 г. московским издательством "Путь". Настоящее издание снабжено комментариями и указателем имен и цитируемой литературы, в приложении помещены критические отзывы на первое издание книги. "Философия хозяйства" С.Н. Булгакова знаменовала собой новый этап в развитии экономической мысли, на котором был осуществлен синтез идей политической экономии, христианства, русского космизма, экологические основы нравственного природопользования.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Л. Вала.- М., 1989. Ю3 (4ИТ) В 157 (б-ка ПГПУ)\ Лоренцо Валла (1407 - 1457) - крупнейший итальянский философ-гуманист. Большое место в его творчестве занимают вопросы этики и критики схоластики. Все произведения, входящие в данное издание, переводятся на русский язык впервые.
Василий Великий. Творения. Беседы на Шестоднев / Василий Великий. - М., 1991. IV в. жизни Христианской церкви, в который протекала деятельность славного отца и учителя Церкви - Василия Великого, был самым замечательным периодом в истории христианства. За свою недолгую жизнь святитель оставил большое количество богословских трудов: трактаты, правила, беседы на различные темы, несколько проповедей. В настоящее собрание сочинений вошли "Беседы на Шестоднев", "Нравственные правила", а также письма Василия Великого к разным лицам. "Шестоднев" - беседы на первую главу Книги Бытия замечателен не только своими глубокими религиозными настроениями, но и теми философскими и научными выводам, которые сохранили свою ценность и до настоящего времени.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М., 1989.     В 35 (краевая б-ка им. А.М. Горького) В книгу включены наиболее значимые и актуальные произведения выдающегося отечественного естествоиспытателя и мыслителя В. И. Вернадского, посвященные вопросам строения биосферы и ее постепенной трансформации в сферу разума - ноосферу. Трактат «Научная мысль как планетное явление» посвящен истории развития естествознания с древнейших времен до середины ХХ в. В заключительный раздел книги включены редко публикуемые публицистические статьи ученого.
ВернадскийВ.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. - М., 1988. Ю3 В35 (б-ка ПГПУ) В книге по сохранившимся в Архиве АН СССР рукописям В. И. Вернадского публикуются его последние работы "Научная мысль как планетное явление" и серия очерков, объединенных заглавием "Пространство и время в неживой и живой природе", которые в 1975 и 1977 гг. были изданы со значительными сокращениями в двух книгах под общим названием "Размышления натуралиста". Для настоящего издания все тексты заново сверены с оригиналами. Книга содержит, также, малоизвестные, а также непубликовавшиеся, а потому остававшиеся до сих пор неизвестными, фрагменты незавершенных работ, наброски речей и докладов, выдержки из дневников и писем ученого, в которых рассматриваются философские и социальные вопросы науки.
Витгенштейн Л. Философские работы (Ч.I) / Л. Витгенштейн. - М., 1994. Ю3 (4АВС) В54 (б-ка ПГПУ) Вниманию читателей предлагается первое в России собрание важнейших трудов Л. Витгенштейна (1889 - 1951), одного из наиболее оригинальных и глубоких мыслителей прошлого века. Перевод с немецкого М. С. Козловой, Ю. А. Асеева
Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гелбрейт. - М., 1969. Произведение выдающегося американскою экономиста, классика институциональной экономики, государственного деятеля Джона Кеннета Гэлбрейта (1908-2006). Издание дополняют избранные статьи Гэлбрейта, по своему содержанию охватывающие различные стороны его научной деятельности. Большинство статей выходит на русском языке впервые. В трудах Гэлбрейта получили развитие институциональная теория рынка, основанная на противопоставлении плановой и рыночной систем, концепции "зрелой" корпорации и "техноструктуры" как институтов власти и управления в современном мире. Гэлбрейт также является автором оригинальной теории реформирования экономики и общества.
Гельвеций К.А. Сочинения: в 2 т. (О человеке) / К.А. Гельвеций. 593337 М: 1973 605770 М: 1974 (б-ка ПГПУ) Произведение "О человеке" является документом истории умственного развития французской революционной буржуазии конца XVIII в., а из истории утопического социализма. Но в известном смысле, в порядке изучения преемственности между утопическими социалистами и французскими материализмом, эта книга представляет интерес и для изучения истории социализма. В этом произведении Гельвеций развивает материалистическую теорию о зависимости человеческой психики от телесной организации человека, следуя общепринятому среди французских материалистов физиологическому учению Декарта.
Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. (Левиафан…, Человеческая природа) / Т. Гоббс.- М.:Мысль, 1989, 1991. Ю3 (4вл) Г 57 (б-ка ПГПУ) Взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и «машине», а завершаются пространными полемическими рассуждениями насчет того, какой должна быть «истинная религия». Практически половина всего объема «Левиафана» посвящена обсуждению религиозных вопросов. Человеческая природа. Основные элементы природы, разум и страсть, вызвали к жизни два рода познания - математическое и догматическое. Первое свободно от споров и разногласий, ибо сводится к сравнению фигур и движений, а в этих вопросах истина не сталкивается с интересами людей. В области же познания второго рода все вызывает споры, ибо этот род познания занимается сравнением людей, затрагивает их права и выгоды, а в этих вопросах человек будет восставать против разума всякий раз, когда разум выскажется против него. Этим и объясняется то, что люди, писавшие о справедливости и о политике вообще, очень часто вступали в противоречие как с самими собой, так и друг с другом.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Л., 1989. Т 5 Г 946 (б-ка ПГПУ)Историю нужно изучать как естествознание, отделяя факты, наблюдаемые и существующие как эмпирическое явление, и оставляя в стороне все разные толкования событий, к которым так склонны европейские авторы.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М., 1991. Т3 (0) Д 181 (б-ка ПГПУ)Очередной выпуск серии "Социо-Логос" знакомит читателя с полным текстом монументального социально-философского, культурологического труда русского мыслителя 19 века Николая Яковлевича Данилевского "Россия и Европа", вышедшего из-под пера автора ровно 140 лет назад. Написанная с позиции панславизма эта научная и одновременно публицистическая работа будет хорошей пищей для ума тем, кто придерживается других политических и национально-культкрных взглядов (таковой она стала, например, для немецкого представителя "философии жизни" Освальда Шпенглера - автора знаменитого "Заката Европы").
Дюркгейм Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1981. 60.5 Д 972 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Данное издание представляет собой третье, исправленное и дополненное, издание сборника произведений родоначальника современной социологии Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917). Книга "Метод социологии", которая является манифестом дюркгеймовской социологии.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М., 1991. 60.5 Д 972 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обусловливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т. е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда.
Зиммель Г. Как возможно общество? / Г. Зиммель // Избранное.- М., 1996. Т. 2. 87.3 З-624 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Георг Зиммель (1858 - 1918) - один из наиболее ярких представителей немецкой философии жизни, философии культуры и социологии, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии. Люди многообразны и индивидуальны, и никто не может проникнуть в душу другого. Так как же им удается вступить во взаимодействие, быть одновременно и неповторимыми и типичными, и свободными и зависимыми, и вне общества, и внутри него? Какова же именно всеобщая и априорная основа, какие предпосылки должны действовать для того, чтобы отдельные конкретные процессы в индивидуальном сознании были реальными процессами социализации? Какие из содержащихся в них элементов делают возможным производство из индивидов общественного единства? Эти вопросы рассматриваются в работе Зиммеля "Как возможно общество?"
Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла. - М., 1954. Ю3 (0) 43 К 186 (б-ка ПГПУ) Томазо Кампанелла (1568 - 1639), знаменитый итальянский философ-утопист, поэт и политический деятель. Политическая философия Кампанеллы в его "Городе Солнца" содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти ("монархия Мессии").
Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. - М., 1990. Ю3 (4Фр)К 189 (б-ка ПГПУ)Альбер Камю (1913-1960) - французский писатель, драматург, один из основателей французского «атеистического» экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. «Бунтующий человек» -это полемика с нигилизмом, рассматриваемым как предпосылка теории и практики тоталитаризма.
Киреевский И.В. Критика и эстетика (О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. О необходимости и возможности новых начал для философии) / И.В. Киреевский.- М., 1979. К 43 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Иван Васильевич Киреевский (1806 - 1856) - прозаик, критик, публицист, философ, один из виднейших представителей славянофильства. Статья "О характере просвещения Европы…" содержит мысли, уже высказанные Киреевским раньше, в прежних литературных его произведениях, но, по законченности развития основных положений, определенности и последовательности их изложения считается особенно значительным, капитальным трудом автора. По мнению Киреевского, европейское просвещение, достигнув во второй половине XIX в. полноты своего развития, породило всеобщее чувство недовольства и обманутой надежды, потому что самое торжество ума европейского обнаружило односторонность его коренных стремлений, общий вывод из всего богатства знания представил только отрицательное значение для внутреннего сознания человека. Статья "О необходимости и возможности новых начал для философии" представляет собой замечательное по стройности историко-критическое обозрение развития философского мышления на Западе.
Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1977. 651667 (б-ка ПГПУ) Томас Кун – выдающийся историк и философ науки XX в. "Структура научных революций" Томаса Самюэля Куна, американского физика и философа, впервые опубликованная в 1962 г., вызвала широкий резонанс в научных кругах. В этой работе Томас Кун впервые сформулировал новую концепцию развития науки и научного знания, которая произвела настоящий переворот во всей философии науки. В настоящее время эта концепция, некогда давшая повод для широкой полемики и множества философских дискуссий, является общепризнанной во всем научном мире и по праву считается основополагающей.
Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М., 1993. 87.7 К 979 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Сёрен Кьеркегор (1813–1855) — выдающийся датский философ и теолог, писатель, предшественник современного экзистенциализма, оказавший влияние на творчество многих деятелей русской и западноевропейской культуры. Этические трактаты Кьеркегора «Страх и трепет», представляется наиболее важным для понимания его мировоззрения, проникнутого парадоксальностью, мистическими настроениями и тонкими психологизмом в понимании нравственных начал человека. Сочинения Кьеркегора, отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Стиль философствования Кьеркегора становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс.- М., 1994. 63.5 Л 36 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Издание знакомит российского читателя с творчеством выдающегося представителя французского структурализма, этнографа и социолога Клода Леви-Стросса (род. 1908). Исследуя особенности мышления, мифологии и ритуального поведения людей "первобытных" обществ с позиций структурной антропологии, Леви-Стросс раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, прежде всего традиционных, системах, в культурной жизни народов.
Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М., 1983. Т 5 Л 36 (б-ка ПГПУ) Эта книга из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы. Произведение известного этнографа и философа Клода Леви-Стросса изучают и анализируют не только коллеги по цеху, но и социологи, лингвисты, психологи, литературоведы. Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомский, и относят к ряду "властителей дум современности". Он популярен не только в научных кругах, но и в мире искусства.
Локк Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. - М., 1985-1988. (Два трактата о правлении). П-3 1737 (б-ка ПГПУ) "Два трактата о правлении" - классический труд в истории политической мысли, главное произведение Локка, в котором философ, опираясь на естественное право и теорию общественного договора, формулирует основные принципы социально-политического устройства нового общества и общую концепцию государственного управления.
Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. - М., 1982. С 6 М 151 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Имя этого человека давно стало нарицательным. Своей непреходящей популярностью и неоднозначной репутацией титан эпохи Возрождения Никколо Макиавелли обязан прежде всего трактату "Государь", обобщающему способы и методы управления людьми. Эта книга по сей день остается настольной для многих политиков, экономистов, историков и психологов. В тени "Государя" оказались другие произведения Макиавелли, незаслуженно обойденные вниманием потомков. Настоящее издание представляет читателю Макиавелли во всем блеске его таланта - как мыслителя и историка, стратега и поэта, патриота и гуманиста. Перевод с итальянского. Шедевр итальянского писателя и дипломата - "Государь" - был задуман как учебник для самодержцев всех времен. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ее укрепления. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя - вот от чего зависит, по мнению Макиавелли, успех проводимой им политики.
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения / Экхарт Мейстер. - М., 1991. Б 25 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Мейстер Экхарт (1260 - 1327) - великий немецкий мистик и богослов, чьи проповеди производили потрясающее воздействие на современников. Именно от него ведет свое происхождение язык немецкого богословия и философии. Мейстер Экхарт оказал сильное влияние на немецкоязычную мистику и на романтизм начала XIX столетия, а также на философию жизни. В "Духовных проповедях и рассуждениях" Экхарт смог добиться того, к чему безуспешно стремились многие его современники: простым и доступным языком он описывает глубочайшие теологические проблемы, не забывая коснуться и тех вопросов, которые волнуют сердце человека: смерти, любви, страдания, радости, нищеты духа и душевной простоты.
Мор Т. Утопия / Т. Мор. - М., 1978. М 79 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Томас Мор (1478 - 1535) - государственный деятель, писатель. В историю Томас Мор вошел прежде всего как автор знаменитой "Утопии", которую он написал на латыни в 1515 - 1516 гг. Это произведение содержит описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало впоследствии нарицательным). Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гессет. - М., 1991. Ю3 О-702 (б-ка ПГПУ) Хосе Ортега -и - Гассет - оригинальнейший философ XX столетия, развивающий во многих своих работах (в том числе представленных в данном издании) концепцию «рациовитализма», интерпретируя это как вслушивание в жизнь с помощью «жизненного разума». Воззрения Ортеги о судьбе и назначении человека, подпитываемые во многом идеями экзистенциально - феноменологической философии, одновременно коррелируют и противостоят понятию «бытия – в - мире» Хайдеггера и понятию «сознания» Гуссерля.
Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. - М., 1992. Т. 1/2. П 586 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Один из известнейших современных философов анализирует роль Платона, Гегеля и Маркса в формировании идейной базы тоталитаризма. Критикуются претензии на знание «объективных законов» истории и радикальное преобразование общества на «научной основе». Подробно рассмотрено развитие со времен Античности идей демократического «открытого общества». Книга, давно ставшая классической, рассчитана на всех интересующихся историей общественной мысли.
Поппер К.Р. Нищета историцизма / К.Р. Поппер. - М., 1993. Ю3 П 586 (б-ка ПГПУ) Эта книга создана на основе лекции, прочитанной на семинаре профессора Ф. фон Хайкена в Лондонской школе экономики (являющаяся частью Лондонского университета) зимой 1935-1936 гг. Главной целью была критика Марксового «материалистического понимания истории» — попытки предска­зать, что социализм (или коммунизм) неизбежно наступит в результате надвигающейся социальной революции. Также была дана критика всех сфер исторических проро­честв — любых предсказаний будущего, основанных на материа­листическом, идеалистическом или любом другом модном мировоззрении, — и вне зависимости от того, что за будущее нам предсказывают — социалистическое, коммунистическое, капита­листическое, черное, белое или желтое. Состоит из 4 глав, включающие: антинатуралистические концепции историцизма, пронатуралистические концепции историцизма и их критику.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо.- М., 1969. Р 896 517701 (б-ка ПГПУ)Данное издание включает в себя все главы социально-политического сочинения Руссо, представляющие наибольший теоретический интерес. Так как объем книги не позволил поместить их полностью, то некоторые представлены лишь частично и вошли в раздел "Дополнения", содержащий и фрагменты незавершенных сочинений Руссо на социально-политические и исторические темы.  
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. Ж.-П. Сартр - М., 1989. 87.7 С 207 (краевая б-ка им. А.М. Горького) В книгу включены произведения видных западных мыслителей — Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Фромма, А. Камю, Ж.- П. Сартра, которые подвергают критике религиозные идеи. Экзистенциализм - крупнейшее направление философии XX в. Особенности возникновения и сущность, основные черты, понятия, концепции. Французский экзистенциализм как гуманистическое философское учение о противопоставлении человека и остального мира.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сочинения. Сенека - М., 1987. А С 31 (б-ка ПГПУ) Римский философ, драматург, поэт, оратор, государственный деятель, Сенека был наставником, а затем и советником Нерона, впоследствии приговорившего его к смерти. "Нравственные письма к Луцилию" - итоговая философская книга Сенеки, написанная в конце жизни. Сенека учит Луцилия освобождению философическому и нравственному, освобождению от страха смерти, ненужного честолюбия, неправильных мнений, дурных движений души.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М., 1992. С С 654 (б-ка ПГПУ) В книгу "Человек. Цивилизация. Общество" включены сочинения Сорокина по культурологии, социально-политической, социологической и философской проблематике, написанные в России, а также переводы наиболее известных работ, отражающих почти полувековой период его исследований в США.
Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М., 1991. Т3 Т509 (б-ка ПГПУ) Сборник составлен по материалам первых семи томов капитального труда выдающегося британского историка Арнольда Дж. Тойнби "Постижение истории". На основе глубокого изучения колоссального объема фактов мировой истории Тойнби предпринимает попытку переосмыслить тенденции общественно-исторического развития человечества в духе теории локальных цивилизаций.
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12 письмах / П.А. Флоренский. - М., 1990. Ю3 (2) Ф 732 (б-ка ПГПУ) «Столп и утверждение истины» - самое знаменитое из творений отца Павла Флоренского. Даже жесткие критики построений Флоренского отмечали, что это очень необычная книга, в которой ее автор раскрывается как блестящий и парадоксальный мыслитель. Значение ее в свое время было весьма велико, поскольку П. Флоренский своевременно ставит в ней вопрос об Истине в кризисную для Европы "духовно-модернистскую эпоху". В книге автор развивал идеи "философии всеединства" B.C. Соловьева, разрабатывал учение о Софии как основе осмысляемости и целостности мироздания, создал теорию, объединяющую исследования в области лингвистики, искусствознания, философии культуры, математики и физики.
Франк С.Л. Предмет знания / С.Л. Франк. - СПб., 1996. Ф 833 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Предмет знания - основное и наиболее известное произведение знаменитого русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка (1877-1950). Книга посвящена исследованию предмета знания, то есть автором делается попытка разрешения основного гносеологического вопроса о природе и условиях возможности знания, а также о значении и пределах знания, выраженного в понятиях.
Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990. – №3. В статье утверждается, что за последние годы во всем мире достигнут небывалый консенсус на тему о легитимности либеральной демократии как системы правления, и этот консенсус усиливался по мере того, как терпели поражение соперничающие идеологии: наследственная монархия, фашизм и коммунизм. Более того, либеральная демократия может представлять собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества» и «окончательную форму правления в человеческом обществе», являясь тем самым «концом истории». Это значит, что в то время, как более ранние формы правления характеризовались неисправимыми дефектами и иррациональностями, в конце концов приводившими к их крушению, либеральная демократия, как утверждается, лишена таких фундаментальных внутренних противоречий. Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - СПб., 1994. Ф 942 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Мишель Фуко (1926—1984) — крупнейший французский философ и культуролог, оказавший огромное влияние на современную теорию познания и историю) культуры. "Слова и вещи: Археология гуманитарных наук", формулирует принципы "археологии знания" как особой дисциплины, которая изучает историю идей, наук и ментальностей, выявляя взаимодействия между различными видами речевых практик, зафиксированных в разного рода исторических документах, а также между речевыми практиками и внеязыковыми "структурами повседневности" — экономическими, социальными, политическими и проч. «Слова и вещи» — это одна из самых трудных и неоднозначных работ французского мыслителя. В процессе её написания у Фуко уже сложился план книги «Археология знания». Поэтому одновременно с основной задачей книги демонстрируется и сам археологический метод. Главной же задачей Фуко является рассмотрение того сдвига в истории западного знания, который вызвал к жизни современную форму мышления, являющуюся, в первую очередь, мышлением о человеке.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. - М., 1992. Ю 2 Х 121 (б-ка ПГПУ) В книгу вошли три лекции, прочитанные одним из самых известных западных философов в Институте философии РАН: статья «Гражданство и национальная идентичность», а также интервью, данные Ю.Хабермасом немецкому философу П.Крюгеру и журналу «Вопросы философии». Издание дополнено статьями проф. Н.В.Мотрошиловой и А.Денежкина.
Хайдеггер М. Вещь/ М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. - М., 1993. Ю3 (4 ГЕР) Х 154 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Данное издание предлагает вниманию читателей главное произведение выдающегося немецкого философа Мартина Хайдеггера. Эта работа оказала решающее влияние на развитие европейской философской традиции и западного гуманизма в XX в. Что вещественно в вещи? Что такое вещь в себе? Мы доберемся до вещи в себе. только когда наша мысль доберется, наконец, просто до вещи как вещи.  
Хейзинга Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. - М., 1992. 4I I Х 353 (б-ка ПГПУ) Йохан Хёйзинга, выдающийся нидерландский историк и культуролог, основоположник игровой концепции культуры, пишет еще одну книгу, завоевавшую признание во всем мире, — «Homo ludens» («Человек играющий»). Ставшее классическим это фундаментальное исследование посвящено всеобъемлющему анализу феномена игры и его значения в человеческой цивилизации. Оно отмечено яркостью и убедительностью изложения, обилием фактического материала и несомненными художественными достоинствами.
Хомяков А.С. О старом и новом / А.С. Хомяков.- М., 1988. Ш5 (2-Р) 5 Х 769 (б-ка ПГПУ) Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – основоположник философии славянофилов. В очерке «О старом и новом» им поставлены ключевые для славянофильства проблемы соотношения России и Запада, оценки реформ Петра I как поворотного пункта в истории России, вопрос о роли религии в истории и православия в русской истории в частности.
Чаадаев П.Я. Сочинения (Философические письма. Апология сумасшедшего) / П.Я. Чаадаев. - М., 1989.   Ю3 (2) 4-12 (б-ка ПГПУ) Книга включает в себя основные философские произведения русского мыслителя первой половины XIX в. Петра Яковлевича Чаадаева. «Философические письма» написаны в проповеднической манере и обращены к некой даме. В них сосредоточена система взглядов Чаадаева. За них "высочайшим повелением" он был объявлен сумасшедшим. Почему?.. «Апология сумасшедшего» - это и анализ странного положения, в котором оказался Чаадаев, «пораженный безумием по приговору верховного судии страны», и определение целей, которые он преследовал, напечатав «Философическое письмо»: из любви к Отечеству, к истине, а не ради «милости толпы» и «народных рукоплесканий». «Апология» раскрывает также основные положения писем о месте России по отношению к Западу и Востоку, о путях ее развития и является их логическим продолжением.
Чернышевский Н.Г. Сочинения: в 2 т. (Антропологический принцип в философии. Критика философских предрассудков против общинного владения. Эстетические отношения искусства к действительности) / Н.Г. Чернышевский. - М., 1986. 4-497 (краевая б-ка им. А.М. Горького) Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – публицист, философ, писатель, литературный критик, теоретик утопического социализма. Первую известность Чернышевскому принесла магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в которой изложены главные положения его «реалистической эстетики». Тезис Чернышевского о том, что «прекрасное есть жизнь» подразумевает восприятие действительности, сообразуясь с правильными понятиями о ней, в том числе и вынесение приговора отрицательным социальным явлениям. Критика философских предрассудков против общинного владения. Первобытность общинного поземельного владения свидетельствует ли против предпочтения его личной поземельной собственности? - Необходимо ли у каждого народа каждому учреждению проходить все логические моменты развития? (Регламентация и законодательство). Главное его философское сочинение – «Антропологический принцип в философии» (1860). Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.
Шестов Л.И. Сочинения: в 2 т. (Власть ключей) / Л.И. Шестов. - М., 1993.   Ю3 (2) Ш 52 (б-ка ПГПУ) Лев Шестов (1866-1938) – создатель совершенно поразительной концепции "философии трагедии", во многом базирующейся на европейском средневековом мистицизме, в остальном же - смело предвосхищающей теорию экзистенциализма. В своих произведениях неизменно противопоставлял философскому умозрению даруемое Богом иррациональное откровение и выступал против "диктата разума" - как совокупности общезначимых истин, подавляющих личностное начало в человеке. "Признавал ли хоть один философ Бога? Кроме Платона, который признавал Бога лишь наполовину, все остальные искали только мудрости... Каждый раз, когда разум брался доказывать бытие Божие, - он первым условием ставил готовность Бога подчиниться предписываемым ему разумом основным «принципам».
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. - М., 1992. Ю7 Ш 79 I ( б-ка ПГПУ) Отрицание свободы не проводится Шопенгауэром до того логического конца, где оно обнаружило бы свою абсурдность. Культура, считает он, все же способна радикально влиять на человеческое поведение, но только в одном-единственном случае: если она, опираясь на его этику, покажет субъекту неистинность эмпирического бытия и научит квиетизму, т.е. умению освобождать волю от принудительной силы мотивов, от власти суетных эгоистических желаний. Допуская подобное исключение, Шопенгауэр признает ничем не ограниченную, соразмерную сущности бытия силу морали, но одновременно вводит в свою теоретическую систему вопиющее логическое противоречие. Вектор нравственности здесь направленно противостоит вектору бытия. Но то, каким образом осуществляется переход, точнее сказать, головокружительный прыжок, от метафизического принципа воли к жизни к этическому принципу отрицания воли к жизни, остается совершенно непонятным.
Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М., 1993. Т.1. Ю3 (41) Ш 833 (б-ка ПГПУ) Первый том «Образ и действительность» посвящен преимущественно вопросам искусства и науки, выявлению закономерностей культурно-исторческого процесса. Книги буквально шокировали мировую общественность неординарностью взгляда на закономерности исторического развития человечества. Произведение Шпенглера отнюдь не утратило своей актуальности, ибо названные концепции по-прежнему господствуют в мире.
Элиаде И. Космос и история / И. Элиаде. - М., 1987. Э 46 (б-ка ПГПУ) В книге в основном обсуждаются проблемы сакрального и профанного, преодолеваемого и господствующего времени, в ней проводится детальное сравнение мифологических и религиозных систем разных времен и народов. Тесно примыкают по рассматриваемому материалу к этой книге две главы из более позднего труда автора «Шаманизм и архаическая техника экстаза». Они трактуют те же сюжеты и дают много дополнительных примеров к основной книге, это как бы расширенные иллюстрации к ней, включающие близкий советским исследователям сибирский и среднеазиатский материал. Дополняет сборник статья, вышедшая в конце 60-х гг., рассказывающая о принципах двучленности и контраста в мифологических системах. Она укладывается в основную проблематику книги и дает читателю представление о более поздних работах Элиаде.
Эразм Роттердамский. Философские произведения / Роттердамский Эразм. - М., 1987. Ю3 (0) 43 774 (б-ка ПГПУ) В книгу включены впервые переведенные на русский язык важнейшие философские произведения «Оружие христианского воина», «Послание к Паулю Вольцу», «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли», в которых излагается прежде всего этическая доктрина Эразма Роттердамского, представляющая собой трансформацию религиозной проблематики в чисто моральную. Отражена полемика Эразма с иррационалистической позицией Лютера по вопросу свободы и необходимости.
Юм Д. Сочинения: в 2 т. / Д. Юм.- М., 1965 (Трактат о человеческой природе…). 87.3 Ю 4Г (краевая б-ка им. А.М. Горького) Давид Юм (1711 - 1776) – английский философ, историк, экономист. Стоял на позициях Дж. Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течение жизни, и идеи как их копии. «Трактат о человеческой природе» закладывает основы его учения о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке впечатлений, причины которых непостижимы, иллюстрирует взгляды автора на эмоциональную жизнь людей и на принципы морали, которыми человек может руководствоваться в своей сознательной деятельности.
Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М., 1991. В настоящий сборник вошли работы К.Г.Юнга: «Подход к бессознательному», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия», «Проблема души современного человека», «Йога и Запад», «Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии», «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству».
Юнг К.Г. О современных мифах / К.Г. Юнг. - М., 1994. Ю 50 (краевая б-ка им. А.М. Горького) В книге представлены три работы знаменитого ученого и мыслителя К.Г. Юнга (1875-1961), входящие в сокровищницу гуманитарной мысли ХХ в. и посвященные анализу механизмов мифотворчества в коллективном бессознательном современного человечества. С этой точки зрения рассмотрены такие феномены, как концепция НЛО и идеология нацизма. В центре внимания автора феномен НЛО, возрастающий интерес к которому он связывает с обостренным переживанием социально-психологических проблем в кризисные периоды истории.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1991.   87.3 Я 836 (краевая б-ка им. А.М. Горького) В сборник работ включены 3 книги это – «Истоки истории и ее цель», «Философская Вера», «Духовная ситуация эпохи», объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху противостояния человека и безличной власти смысла, происхождения и целей человеческой истории.

 

РАЗДЕЛ 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.