Первоначальное понимание термина. Рынок – место встречи продавца и покупателя.Стр 1 из 90Следующая ⇒
Понимание категории «рынок» прошло определенную эволюцию, от простой трактовки к более сложной. Первоначальное понимание термина. Рынок – место встречи продавца и покупателя. Более позднее понимание термина (позиция неоклассиков). Рынок – способ взаимодействия спроса и предложения благ. Формирование равновесной цены – результат взаимных уступок. Современное понимание (позиция институционалистов). Рынок – способ спонтанной координации действий экономических агентов. Принципиальные основы рыночной экономики: - частная собственность на инвестиционные ресурсы; - свобода в принятии экономических решений (свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора; - приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм); - наличие свободной конкуренции; - рынок и цены как механизм саморегуляции; - рыночная направленность деятельности государства; - социальное неравенство. Главной, определяющей чертой рыночной экономики и фундаментом этой системы является, безусловно, преобладание в ней частной собственности. При всей значимости прочих черт все они – в большей или меньшей степени – являются производными от частной собственности.
Важнейшей предпосылкой функционирования рыночной экономики являются и условия свободной конкуренции. Это обеспечивает отсутствие явного давления одних социальных групп на другие. Условия формирования рыночной системы. Формирование рыночных отношений обусловлено историческими и причинно-следственными обстоятельствами: 1. Развитие рыночной системы связано с историческим процессом разделения труда. Специализация явилась причиной обмена продуктами труда между индивидуумами, группами, слоями, нациями.
3. Помимо указанных, отметим и психологические причины. Данный аспект исследуется экономической психологией. Согласно ей рыночная система рассматривается как стихийно найденная форма самокоррекции человеческого общества. Функции рынка. Ценообразующая функция. Взаимодействие на рынке спроса и предложения формирует равновесную цену. Появление цены на рынке – результат достижения согласия, компромисса у контрагентов рыночной сделки. Роль цены состоит в том, что она является важнейшим информационным сигналом. Регулирующая функция. «Невидимая рука» рынка формирует регулирующее начало благодаря втягиванию участников в атмосферу взаимозависимости. В современных условиях к регулирующей функции рынка добавляется регулирующая роль государства. Посредническая функция. Рынок – средство объединения, связи, контактов участвующих субъектов. Он выступает как институт - посредник. Информационная функция. Важнейшие информационные индикаторы: цена, индекс цен (т.е. динамика цен), ставка процента, курс валют, аналитические индексы. Санирующая функция. Механизм конкуренции дает дорогу более передовому и выбраковывает слабые звенья. Санирующий механизм рынка нарушают монополии (хотя и не устраняют его полностью). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|