Здавалка
Главная | Обратная связь

Первоначальное понимание термина. Рынок – место встречи продавца и покупателя.



Понимание категории «рынок» прошло определенную эволюцию, от простой трактовки к более сложной.

Первоначальное понимание термина. Рынок – место встречи продавца и покупателя.

Более позднее понимание термина (позиция неоклассиков). Рынок – способ взаимодействия спроса и предложения благ. Формирование равновесной цены – результат взаимных уступок.

Современное понимание (позиция институционалистов). Рынок – способ спонтанной координации действий экономических агентов.

Принципиальные основы рыночной экономики:

- частная собственность на инвестиционные ресурсы;

- свобода в принятии экономических решений (свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора;

- приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм);

- наличие свободной конкуренции;

- рынок и цены как механизм саморегуляции;

- рыночная направленность деятельности государства;

- социальное неравенство.

Главной, определяющей чертой рыночной экономики и фундаментом этой системы является, безусловно, преобладание в ней частной собственности. При всей значимости прочих черт все они – в большей или меньшей степени – являются производными от частной собственности.

Помимо вопроса о собственности, исключительно важную роль играет свобода в принятии экономических решений. Обладание частной собственностью обеспечивает экономическую независимость, экономическую свободу субъекта. Это, в свою очередь, создает основу для свободы в принятии экономических решений.

Важнейшей предпосылкой функционирования рыночной экономики являются и условия свободной конкуренции. Это обеспечивает отсутствие явного давления одних социальных групп на другие.

Условия формирования рыночной системы. Формирование рыночных отношений обусловлено историческими и причинно-следственными обстоятельствами:

1. Развитие рыночной системы связано с историческим процессом разделения труда. Специализация явилась причиной обмена продуктами труда между индивидуумами, группами, слоями, нациями.

2. По мере развития общества происходило его социальное расслоение. Причиной данного явления стало постепенное накопление капиталов в руках одних социальных групп и относительное обеднение других. Постепенно сформировалась основа для практики наемного труда, резко повысившего возможность товарного характера труда.

3. Помимо указанных, отметим и психологические причины. Данный аспект исследуется экономической психологией. Согласно ей рыночная система рассматривается как стихийно найденная форма самокоррекции человеческого общества.

Функции рынка.

Ценообразующая функция. Взаимодействие на рынке спроса и предложения формирует равновесную цену. Появление цены на рынке – результат достижения согласия, компромисса у контрагентов рыночной сделки. Роль цены состоит в том, что она является важнейшим информационным сигналом.

Регулирующая функция. «Невидимая рука» рынка формирует регулирующее начало благодаря втягиванию участников в атмосферу взаимозависимости. В современных условиях к регулирующей функции рынка добавляется регулирующая роль государства.

Посредническая функция. Рынок – средство объединения, связи, контактов участвующих субъектов. Он выступает как институт - посредник.

Информационная функция. Важнейшие информационные индикаторы: цена, индекс цен (т.е. динамика цен), ставка процента, курс валют, аналитические индексы.

Санирующая функция. Механизм конкуренции дает дорогу более передовому и выбраковывает слабые звенья. Санирующий механизм рынка нарушают монополии (хотя и не устраняют его полностью).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.