О «Типологии по КБФ»: комплекс базовых феноменов психической активности и их системный порядок – ролевая структураСтр 1 из 2Следующая ⇒
Что такое «Психологические типы по КБФ»? Типология индивидуальных психологических различий по КБФ (комплекс базовых феноменов) основана на существовании в психической активности человека семи центров. Они являются своеобразными «точками наибольшей плотности» во всей психической активности и регулируют эту активность, создавая основу для полноценной «работы» сознания. В силу принципиального характера влияния на поведение эти центры называются базовыми феноменами психической активности. Взаимосвязи базовых феноменов между собой определяют значение каждого из них во влиянии на поведение. Один из них «ведущий», другие играют каждый свою роль, согласно степени удаленности от ведущего в их общем системном порядке. «Соседние» с ведущим – это феномены-средства, феномены-окна – через один от ведущего, через две позиции от ведущего – закрытые феномены. Объединенное влияние всех ролей на поведение создает эффект ролевой структуры (РС), которая является жесткой системой совместного влияния базовых феноменов на поведение человека. Возникает основа для психологических различий, которые принципиально не зависят от возраста, пола и национальности. Поскольку возможных типов РС – семь, то и типология разделяет всех людей на семь психологических типов…
Направления разработки типологии
![]()
О «Типологии по КБФ»: комплекс базовых феноменов психической активности и их системный порядок – ролевая структура Типология индивидуальных психологических различий по КБФ (комплекс базовых феноменов) основана на идее существования в психической активности человека семи центров, регулирующих эту активность и создающих основу для полноценной «работы» сознания. Концепция ролевой структуры базовых феноменов психической активности является теоретическим описанием основы для такого разделения, а значит и теоретической базой для типологии. Согласно этой концепции поведение людей типично различается в силу его зависимости от одного из семи разных «оснований». Причем, принципиальное содержание этого основания не зависит от возраста, пола и национальности. Такую общую основу образуют семь центров, которые, в силу их принципиального характера влияния на всю психическую активность в целом, называются «базовыми феноменами психической активности». Каждый феномен обозначается конкретным номером, который не меняется и всегда относится только к определенному феномену с его уникальным содержанием. Один из них играет «ведущую» роль. Поэтому все люди и разделяются в типологии по КБФ на семь «психологических типов». Проявляясь в мотивах, оценках и других элементах поведения, базовые феномены образуют определенную систему совместного влияния на поведение. В индивидуальной психической активности между базовыми феноменами существуют системные связи. Наиболее важные из них – это порядок следования, соответствующий их нумерации, и ролевые позиции. Ролевые позиции, или ролевые функции, зависят от «места» феномена в общем системном порядке, что и определяет их объединенное влияние на поведение – ролевую структуру. Ролевые функции определяются как ведущий феномен, феномены-средства, феномены-окна и закрытые феномены. Ведущий феномен и феномены-средства образуют активную группу, закрытые феномены – пассивную. Ведущий феномен является самой мощной движущей силой «стихийной» (природной, естественной…) внутренней мотивации. Остальные - благодаря строгому порядку взаимного расположения - создают жесткую структуру внутренней (самодостаточной) мотивации человека к тем или иным действиям и поступкам. Феноменами-средствами человек чаще всего пользуется, причем неосознанно, и, как следствие, достаточно «манипулятивно», через феномены-окна до него легче всего «достучаться», закрытые феномены образуют стихийную основу для возникновения внутренних проблем. Общий комплекс ролевых функций – это и есть ролевая структура (РС), тип которой связан с тем, какой базовый феномен играет роль ведущего. Таким образом, строгий порядок следования феноменов друг за другом, а также и строгий порядок в распределении между ними ролевых функций, в зависимости от местоположения относительно ведущего феномена, образуют семь возможных вариантов ролевой структуры. Каждый вариант - тип РС – задает комплекс характерных для него индивидуальных психологических особенностей – психологический тип. Он связан с устойчивыми симпатиями между людьми (взаимная привлекательность) и антипатиями (тенденции «отторжения»), легкостью или, наоборот, закономерными трудностями в понимании друг друга. У людей разных психологических типов оказываются и принципиально разные подходы к оценке происходящих событий, отличается логика выстраивания причинно-следственных связей. И это явно контрастирует со сходством этих же характеристик поведения у людей одинаковых психологических типов. Закономерности поведения, вызванные влиянием на него типа РС, не отменяют, а дополняют и по-своему упорядочивают накопленный опыт изучения человека, затрагивая свой диапазон различий. Их влияние на развитие личностных качеств и особенности интеллектуальной активности, хотя и существует, но в ограниченных рамках. Внимательно также следует рассматривать связь этих закономерностей с особенностями «телесной конституции». Так, например, сильно отличаются друг от друга люди одного психологического типа, но с разным темпераментом. Также отличается реагирование «экстравертов» и «интровертов», которые будут вести себя по разному, несмотря на одинаковый психологический тип по КБФ. Существует много и других факторов, имеющих собственное значение для различий между людьми. Таким образом, типология по КБФ – это лишь «дополнительный штрих» к общей картине знаний о человеке и его поведении. Насколько он существенный – покажет дальнейшее изучение его содержания. Различия, описываемые в типологии, имеют, в какой-то степени, биологическую основу, так как у детей всегда оказывается предыдущий, по порядку следования ведущих феноменов, психологический тип, относительно типа матери. Причем независимо от присутствия матери в период после рождения, особенно восприимчивый к характеру воспитательного влияния. Другими словами, это врожденная, а не воспитанная или приобретенная в ранний детский период, характеристика поведения человека. И психологический тип человека не меняется на протяжении всей его жизни. Умение видеть[1] закономерности, связанные с психологическим типом, помогает контролировать[2] стихийные проявления энергии базовых феноменов. А также и предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, или быстрее находить их «разрешение». Возникают дополнительные ресурсы для защиты от «стихийного» поведения окружающих, что способствует достижению взаимопонимания с ними. Например, «стихийные манипуляции» в общении для людей с неподходящими (не дополнительными) типами РС могут вызывать подозрения о корыстных планах или агрессивном настрое. Но часто это лишь результат неправильной интерпретации «непонятного» поведения. Поэтому, в частности, фатальная неотвратимость возникновения проблем «горячего» и «холодного» конфликта(1),(2) требует привлечения компенсирующих мер. Труднее осознать собственные стихийно предопределенные своим психологическим типом элементы мотивации. Но когда она становится доступной для осознания, то возникают и идеи о том, как можно себя удерживать от этой стихийной одержимости. Однако недостаточно только «видеть» закономерности - необходимы еще и систематические усилия по приобретению определенных навыков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|