Определение (диагностика) психологического типа по КБФ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Способность определить «психологический тип по КБФ» это существенный момент еще и потому, что без этого умения, всякое рассмотрение поведения человека не может полноценно опираться на типологию по КБФ. Конечно же, можно удовлетвориться и тем, что кто-то другой «надежно» обозначит тип РС человека, так как он не меняется на протяжении всей жизни. И можно опираться на это знания в дальнейшем. Но умение сделать это самостоятельно помогает лучше понять «содержание» и значение этой различительной характеристики. Однако развитие диагностических навыков требует преодоления определенных трудностей, особенно на первых порах. Особенно если принять во внимание существование многих других факторов и различий между людьми, оказывающих влияние на их поведение. Хотя тип РС задает устойчивую специфику отражения мира и особенности сознательной активности, в поведении это может отражаться по-разному. На проявление типичных реакций могут влиять личная история, необычная ситуация и установки, характер профессиональной деятельности. Также есть различия для людей разного пола, возраста, культурной среды, национальных особенностей и культурно-этнических стереотипов реагирования. Иначе проявляют себя люди с различным темпераментом и особенностями характера. Люди с повышенным уровнем «невротичности» проявляют нехарактерную для себя бурную активность или пассивность. Тот, кто находится под давлением социальных норм, - сдержанность и лояльность. Имеют значение наследственные и возможные «психотравматические» элементы жизненного опыта и другие приобретенные травматические следствия для здоровья. Препятствием и ограничением в восприятии различий по КБФ также может становиться опыт интенсивных, но специфичных «контактов» с людьми какой-либо определенной группы. Или недостаточное разнообразие в общении по каким-либо другим причинам. В этом случае вероятно «различительное непонимание». Слишком широкий спектр разнообразия общения и участия в отношениях также может запутывать, если он недостаточно или неадекватно (ошибочно, неточно) структурирован. Поэтому диагностика требует определенной психологической подготовки, навыков и опыта наблюдения, а также наличия схем эффективного анализа поведения человека. Сложность также представляет и контекст, который каждый человек склонен вносить в описание того или иного явления, признака или факта. Для успешной диагностики важно усвоить одновременно три главных момента: - типичность построения сценариев поведения (в частности, типичные стихийные стили участия в общении),(5),(6),(7) - разнообразные внешние признаки психологического типа, демонстрируемые человеком в доступном непосредственному восприятию его поведении, Научиться воспринимать внешние признаки психологического типа по КБФ помогает наблюдение за поведением людей одного типа. А также сравнение их поведения с людьми другого типа. - особенности различий в оценках ситуации и основанном на этой оценке спонтанном реагировании,(6)
Список ссылок 1. Суворов, А.В. Проблемы "близкого контакта". Психологические типы по КБФ. СПб : СПбГУ, 2003, стр. 31-37. 2. —. Отношения людей с разными типами ролевой структуры. Ролевая структура базовых феноменов психической активности. СПб : СПбГУ, 2007, стр. 39-44. 3. —. Дополнительные отношения. Психологические типы по КБФ. СПб : СПбГУ, 2003, п 5.3, стр. 33-35. 4. —. Дополнительные отношения. Ролевая структура базовых феноменов психической активности. СПб : СПбГУ, 2007, стр. 44-45. 5. —. Проблемные ситуации в контакте. Алгоритм-контакт. СПб : б.н., 2006, 3, стр. 18-24. 6. —. Общее описание типов. Психологические типы по КБФ. СПб : СПбГУ, 2003, 3, стр. 15-27. 7. —. Стихийные индивидуальные стили контакта. Ролевая структура базовых феноменов психической активности. СПб : СПбГУ, 2007, стр. 36-38.
Список литературы
Суворов А.В., Психологические типы по КБФ, типология индивидуальных особенностей человека, основанная на системном подходе «Комплекс базовых феноменов», СПб: 2003 г. Суворов А.В., Алгоритм-контакт, СПб: 2006 г. Суворов А.В., Ролевая структура базовых феноменов психической активности, СПб: 2007 г. [1] …осознавать, отмечать, выделять среди других… [2] …управлять, оформлять, сдерживать… ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|