Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема С2С или потребитель-потребитель



Виды электронной коммерции

Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.

Схема B2B или бизнес-бизнес

Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Схема B2C или бизнес-потребитель

В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные интернет-магазины (Рисунок 1), направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

Рисунок 1 - Схема работы интернет-магазина

 

Схема С2С или потребитель-потребитель

Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — специализированный интернет-ресурс, предоставляющий пользователям виртуальное информационное пространство для осуществления электронной коммерческой деятельности. ЭТП может быть организована в формате электронного аукциона, позволяя проводить сделки в он-лайн режиме между удаленными участниками, фактически выступая в роли биржи. Большинство тендерных площадок предлагают информационные сервисы для заказчиков и подрядчиков, обеспечивая доступность информации о существующих тендерах и возможностях их исполнения для всех заинтересованных лиц

Задачи, решаемые с помощью электронных торговых площадок

1. Расширение рынков сбыта.

Благодаря тому, что на электронных площадках работает большое количество компаний, формируется наиболее полная база предложений, которыми могут воспользоваться все участники. А разработанный оптимальный механизм покупки и продажи позволяет проводить торговые операции в режиме реального времени.

2. Организация тендеров.

Для закупки крупных партий товара площадки предоставляют своим клиентам возможность организации тендеров, как один из самых эффективных и выгодных инструментов ведения бизнеса. Сегодня это наиболее востребованная форма проведения закупок продукции, так как торговая площадка не лоббирует ничьих интересов и гарантирует непредвзятость в определении победителя.

3. Определение эффективности работы.

Электронные торговые площадки используются и как инструмент маркетинга. С их помощью нетрудно провести анализ динамики продаж собственной компании, оценить, какой товар пользуется наибольшим спросом, какой — самый рентабельный, планировать спрос и предложение. Мощные инструменты статистики и анализа, заложенные в электронных торговых площадках, дают уникальную возможность без дополнительных затрат принимать адекватные решения по развитию бизнеса. Получив доступ в рабочую зону электронной площадки, клиент может работать в ней самостоятельно: рассылать или получать заявки, связываться с потенциальными партнерами напрямую, отслеживать сделки, платежи, графики поставок.

Виды электронных торговых площадок (ЭТП):

1. ЭТП для размещения муниципального заказа ЭТП, отобранные Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в масштабах особой упражнения, располагают перечнем возможностей для проведения открытых аукционов в электронной форме и срабатывают по распорядку, агрессивно особому законодательством РФ. Сообразно указа Минэкономразвития Рф от 26 октября 2009 грам. № 428 и указа Минэкономразвития Рф и ФАС Рф от 14 ноября 2009 грам. № 466/763 к 1 января 2010 года был совершен отбор 5 электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС» [4].

2. ЭТП для платных клиентов - данное площадки, на которых электронные торги проводят не муниципальные фирмы (платные клиенты). Таковых ЭТП веско более, нежели для муниципальных торгов и регламент проведения электронных аукционов наиболее эластичный [4].

ЭТП для коммерческих поставщиков делятся на 2 типа:

Специализированные ЭТП, созданные под нужны определенного предприятия: Электронная торговая площадка Газпрома по продаже нефтепродуктов.

Многопрофильные Электронные Торговые Площадки, на которых представлен более широкий спектр продукции и услуг, чем на специализированных ЭТП (Fogsoft.ru, b2b-center.ru, ambit-trade.ru, Фабрикант, tender.pro и др.) [4].

На таких площадках любая компания может выступать как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика товаров и услуг без ограничений по номенклатуре [4].

Государственные торговые площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://sberbank-ast.ru/ [4]

ОАО «Единая электронная торговая площадка» http://etp.roseltorg.ru/

ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» http://etp.zakazrf.ru/

ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)» http://www.etp-micex.ru/

ООО «РТС-тендер» http://www.rts-tender.ru/

Коммерческие торговые площадки:

Наиболее известные площадки: B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и другие.

Электронные торговые площадкиотносятся к классу В2В, т.е. к системам автоматизации сфер межфирменного взаимодействия. На электронных торговых площадках для взаимодействия используется Интернет. На торговых площадках производители, дилеры, дистрибьюторы могут покупать и продавать товар. ЭТП представляют собой единую службу сбыта и снабжения компаний. В2В Интернет-торговля позволяет покупателю снизить затраты на поиск нужных товаров и сэкономить время на процессе закупки. Продавцам Интернет позволяет привлечь новых покупателей и снизить затраты, связанные с процессом продажи. Благодаря тому, что Интернет минимизирует комиссионные, корпоративные закупки и продажи будут переводиться в онлайновую среду.

К системам B2B относится и направление "Управление логистическими цепочками" (Supply Chain Management-SCM). SCM решает задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров/услуг конечным потребителям. Система управление цепочками поставок (SCM-система) позволяет компаниям иметь постоянно обновляемую информацию о состоянии выполнения заказа, о состоянии перемещения товара от продавца к покупателю, прогнозировать и контролировать сроки отгрузки и доставки товара заказчику.

Электронные торговые площадки можно условно разделить на две большие группы:

· Вертикальные торговые площадки - функционируют в определенных областях: энергетика, сельское хозяйство, нефтехимия и т.д. Вертикальные торговые площадки часто являются частью отраслевого портала.

· Горизонтальные торговые площадки - специализируются на отдельных бизнес-функциях или бизнес-потребностях, характерных для многих разных отраслей, например, приобретение подержанного офисного оборудования.

Вертикальные торговые площадки позволяют стимулировать деловые отношения между предприятиями отрасли, являются весьма эффективным маркетинговым инструментом для исследований рынка и продвижения продукции и меняют способы взаимодействия предприятий, увеличивая открытость рынка.

Как говорит доклад фирмы Abеrdeen Group, в 40—45% случаев фирмы выплачивают за продукты и предложения еще более, нежели они стоят по сути. Первопричина данного — недочет инфы о тарифах разных генпоставщиков либо сложность получения схожей информации [3].

Основная задача оптовых пoкупателей — приобрести необходимую продукцию как можно дешевле. Электронная торговая площадка предоставляет менеджеру по закупкам возможность сравнивать условия поставщиков. Выбор предложения может быть осуществлен не только по наименьшей стоимости, но и пo комплексному показателю, который учитывает также услoвия поставки и предлагаемые производителем актуальные скидки [3].

Как правило, при использовании отраслевой электронной торговой площадки время на оформление заявки клиента уменьшается в четыре раза. Клиент самостоятельно через Интернет выбирает необходимые ему товарные позиции, при этoм цена определяется индивидуально с учетом доставки, накопительных скидок, страховок и прочего, и готовая заявка автоматически отправляется продавцу. Автоматическое формирование документов (без участия менеджера) экономит минимум 15—20% рабочего времени сотрудников служб сбыта и снабжения [3].

Использoвание торговых площадок упрощает взаимодействие партнеров, обеспечивает дилерскую сеть актуальной информацией и предоставляет автоматизированные рабочие места для торговой сети любой компании. Управление ассортиментом и обсуждение контрактов в режиме реального времени сводят к минимуму затраты по заключению сделoк [3].

Небольшим предприятиям, покупателям выгодней использовать торговую площадку, чем собственную систему закупок, так как основную часть работ, связанную с обеспечением гарантий сделок и классификации товаров и услуг, берет на себя оператор площадки. Преимущества, связанные с использованием отраслевых торговых площадoк [3]:

· снижение транзакционных издержек на 40—60% и оптимизация бизнес-процессов для участников рынка [3];

· сокращение времени на обработку заказов, мониторинг цен и выведение товаров на рынок, поиск нужных товаров, выяснение у поставщика детальной информации o продукции, цене, стоимости и способе доставки и т.д. [3];

· увеличение уровня прoзрачности рынка [3];

· дoступ к предложениям в режиме реального времени [3];

· качественно новое взаимодействие с партнерами и получение более полной информации о рынке [3];

· вoзможность оперативного анализа хода закупок, прибыльности каждой сделки [3];

· обеспечение широкого выбора для покупателей из-за консолидации спроса и предложения. Oффлайновая компания, покупатель вынуждена выбирать поставщиков в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. Мощные поисковые возможности торговых площадок и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора [3];

· ускоренный дoступ к рынку (время выхода на рынок конечных потребителей сокращается на 30—60%) [3];

· расширение рынка сбыта для покупателей: вертикальные электронные площадки можно рассматривать как еще один мощный канал сбыта помимо уже существующих (прямые продажи, дистрибуторская сеть и т. д.). Таким образом, интеграция площадок в систему продаж компании, поставщика повышает эффективность реализации продукции. Появляется возможность привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж [3];

· создание эффективного инструмента ликвидации устаревших товаров и излишков продукции [3];

· улучшение сервиса и его персонифицирование [3];

· получение дополнительной информации о покупателях [3];

· концентрация отраслевого опыта и стандартизация, в том числе формирование общей базы данных предприятий и продукции в границах одной отрасли [3];

· равные возможности доступа на рынок для всех участников, в том числе и небольших организаций [3].

Горизонтальные площадки могут создаваться как закрытые (ориентированные на определенную группу покупателей или продавцов), так и открытые (позволяют взаимодействовать одновременно всем субъектам рынка).

По принципам функционирования среди горизонтальных электронных площадок выделяют независимые, отраслевые и частные модели, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки

Так, независимые площадки преимущественно создаются для обслуживания определенных отраслей или товарных групп. Они предлагают участникам решение проблем поиска коммерческих контрагентов, место для ведения бизнеса, виртуальное управление бизнес-процессами и возможность сравнивать цены различных поставщиков.

Отраслевые позволяют промышленным концернам воспользоваться преимуществами электронного бизнеса и управлять процессами развития В2В-коммерции в своем секторе экономики

Частные электронные торговые площадки создаются чаще крупными предприятиями с целью максимального использования информационных коммуникационных технологий для углубления интеграции со своим мы коммерческими партнерами. Они объединяют имеющиеся внутренние информационные системы участников для улучшения работы звеньев снабжения и сокращение расходов на транзакцийї.

На горизонтальных электронных торговых площадках пользователям предоставляются следующие услуги:

· создание и поддержка каталогов предприятий;

· поиск продавцов и покупателей;

· проведения тендеров и аукционов в режиме on-line;

· комплекс средств для интерактивного взаимодействия контрагентов;

· маркетинговый и конъюнктурный анализ;

· доконтрактная и контрактная подготовка;

· организация взаиморасчетов;

· контроль поставок и т.д.

 

Также подразделяют на:

· Корпоративные(частные) закупочные и сбытовые площадки. Они создаются одним или несколькими покупателями, или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании.

· Многоотраслевые, отраслевые (независимые). Они создаются третьими сторонами – технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка.

В зависимости от используемой рыночной модели е-площадки разделяют на 4 основных группы:

· онлайновые каталоги или агрегаторы (online catalog)

· аукционы (auction)

· биржи (exchange)

· сообщества (сommunity)

Онлайновые каталоги - собирают каталоги многих поставщиков/потребителей и предоставляют мощные поисковые возможности, сравнивая товары сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т.д.

Аукционы - устанавливают цены во время торгов.

Биржи - это анонимные ЭТП. Рынок определяет стоимость товаров в динамике, позволяя как покупателю, так и продавцу изменять его цену.

Сообщества - собирают вместе потенциальных покупателей и продавцов на базе общего профессионального интереса и обеспечивают компании необходимой информацией (промышленные новости, исследования, информацию по состоянию рынка, списки вакансий), а также позволяют общение участников непосредственно через чат или с помощью доски объявлений.

Электронная коммерция типа B2B procurement - это закупочная площадка, которая позволяет существенно уменьшить затраты на материально-техническое снабжение, упрощая процедуры взаимодействия с поставщиками.

Электронная коммерция типа E2E (Exchange-to-Exchange, Биржа-Биржа) появилась после возникновения и широкого распространения Интернет-бирж. Партнерство и кооперация Интернет-бирж возникают как тривиальное следствие того факта, что на одной интернет-бирже невозможно представить всю мыслимую совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях просто неудобно. Гораздо привлекательнее выглядит модель, когда потребитель зарегистрирован на одной бирже и посылает заявку на товар и/или услугу на «свою» биржу. Если на данной бирже заявка не может быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она передается дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.

Для того, чтобы преуспеть – ЭТП должна набрать критическую массу покупателей и продавцов. Отраслевые новости, консультации экспертов, дополнительные сервисы, предоставляемые площадкой, такие как страхование сделок, кредитование, доставка и контроль исполнения, обеспечение безопасности транзакций, интеграция с корпоративными информационными системами предприятий и др. услуги позволяют ей завоевать популярность. По мнению аналитиков компании Accenture, гораздо важнее правильно начинать работу на этом рынке, чем любым способом быть одним из первых. Новая B2B-экономика гораздо сложнее чем B2C, так как фирмы, работающие в ней должны учитывать намного больше факторов.

Важны вопросы безопасности и доверия, в разных аспектах. В работе по схеме В2В в бизнесе участвуют несколько партнеров, и каждый из них хочет быть уверен, что деловые связи остальных партнеров не принесут вреда общему делу. Кроме того, электронный бизнес регулируется законодательством, которое в каждой стране свое, как и обычаи делового оборота.

Для компании интеграция в электронный рынок представляет собой чрезвычайно сложный процесс, который требует изменений не только в структуре отделов продаж, но и во всей бизнес логике компании. Необходимо адаптировать свою корпоративную культуру к новым условиям. Люди должны мыслить иначе.

Одной из важнейших проблем создания электронной торговой площадки является ее успешная интеграция с различными системами управления, развернутыми в компаниях, подключенных к ЭТП (ERP (Enterprise Resource Planning) - системами, торгово-закупочными и логистическими системами). Создание ERP-системы, целью которой является автоматизация взаимодействия всех структурных подразделений предприятия, является первым шагом предприятия на пути к рынку В2В. Именно вокруг такой системы создаются приложения для электронной коммерции, онлайновые технологии межфирменного взаимодействия. Без внедрения современной системы управления и планирования производства, оптимизации отношений с клиентами и интеграции этих систем с платформами взаимодействия с другими участниками рынка невозможно успешное ведение бизнеса в Интернете.

Быстрое развитие электронных площадок обуславливает необходимость менять ИТ-политику на уровне корпораций. Теперь им необходимо придерживаться открытых стандартов и модернизировать унаследованные и фирменные системы, взаимно увязав все внутрифирменные бизнес-процессы. При этом тщательно выбирать информационно-технологическую платформу.

Вынося бизнес-процессы на электронную торговую площадку, у предприятий появляется возможность поручить обеспечение автоматизации бизнеса ASP - провайдеру, которым чаще всего является владелец вертикального портала.

Многие мировые компании двигаются вперед, к развитию новых активных межфирменных взаимоотношений, основных на идее к-коммерции – «collaborative commerce» или совместной коммерции, сотрудничестве всех сторон, задействованных в цепочке поставок. Границы корпорации существенно раздвигаются. Акцент переносится с процессов купли/продажи (отнюдь не устраняя их) на информационный обмен между компаниями, так как оптимизация процессов взаимодействия между предприятиями повышает их эффективность. К-коммерция подразумевает улучшение обмена информацией посредством системной интеграции и коммуникаций на основе Интернета. Это сложная задача предполагает работу с процессами, технологиями и документами, которые могут отличаться от используемых на предприятии. Учитывая разные программные продукты и приложения, необходимо выбирать решения, которые подошли бы всем участникам коллаборативной цепочки. Технологии интернет-сотрудничества можно использовать для взаимодействия и обмена информацией между предприятиями, ведущими совместную разработку новых изделий (виртуальное проектирование и НИОКР), для снижения сроков разработки продукта, уменьшения количества ошибок в производственном процессе, создания решений, специфичных для конкретных отраслей. В связи с идеей с-коммерции возникла новая концепция системы ERP - ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing), предназначенной для управления ресурсами и внешними связями предприятий.

Некоторые консультанты полагают что рынок B2B, в конце концов, станет очень похож на рынок финансовых услуг. Что online-биржи станут очень большими - и не очень прибыльными. Производимая ими ценность будет происходить, по большей части, от генерируемой ими информации о торговых тенденциях, а не от комиссионных за транзакции (transaction fees). Например, уже сегодня AutoTradeCenter (used-car business) зарабатывает на услуге, позволяющей поставщикам обмениваться заказами друг с другом, стремясь повысить общую эффективность индустрии.

Схема работы ЭТП представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема работы ЭТП

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.