Здавалка
Главная | Обратная связь

Средневековые танцы - отражение мрачного периода средневековья. Придворные танцы их историческое значение.



После эпохи возвышенного искусства античной Греции, воспевающего гармонию и эстетику человеческого тела и души, совершенно противоположным предстает перед нами танцевальное искусство Средневековья, которое также оставило свой уникальный и неповторимый стиль и дух в истории.

Средневековая эпоха – это один из самых мрачных периодов в истории человечества, в котором господствовали варварство, инквизиция, эпидемия чумы, кровавые войны и религиозный гнет. Недаром многие гуманисты называют ее «тёмной эпохой». Религия и церковь в это время были могущественной идеологической силой, поэтому личность и человек утрачивают свое былое значение - главным смыслом существования становится вера, служение Богу и полное подчинение религиозным догмам. Романские храмы, готические соборы, средневековая живопись отражают всю мрачность и суровость жизни и роль человека в ней. Отражается это и в танцах - популярным становится «Пляска Смерти», возникшая на фоне голода, смерти и болезни людей..

Изначально «Пляска смерти»(фр. Danse macabre, итал. Danza macabra) это был жанр, возникший на основе фресок , картин и сюжетов, повествующих о смерти. Этот жанр и первоначальный текст о пляске смерти возникает в средневековой Германии, и далее распространяется и в других городах средневековой Европы. Картины на тему смерти рисуют художники Г. Гольбейн-мл., А. Дюрер и др., изображая образ смерти в основном в виде танцующего или играющего на музыкальных инструментах скелета. В Италии наибольшей популярностью пользовались изображения не пляски, а триумфа Смерти.

Триумф смерти, Фреска в г. Клузоне, Ломбардия, XV в.

 

Танец смерти ( Х.Хольбейн)

Вскоре возникает и хореография танца Смерти. В Каталонии, по свидетельству историков, в середине XIV в. пляску Смерти исполняли на кладбище возле церкви. Вот как описывает М.Реутин испанскую пляску: «Испанская Пляска смерти включает в себя 33 персонажа, среди них — сборщиков подаяния и налогов, иподьякона, дьякона, архидьякона, привратника, кассира, еврейского раввина и мавританского первосвященника. В отличие от немецкого и французского переводов, в испанской Пляски смерти царит не дух отчаяния и покорности, но дух несогласия и противления. Папа молит о заступничестве Христа и Деву Марию, король собирает дружину, коннетабль приказывает седлать коня, щеголь призывает на помощь даму сердца. Над смятенным миром раздается клич триумфатора Смерти. Она влечет в хоровод «всех живущих людей любого сословия».

Как мы видим, смерть была не только символом мрака и ужаса, но и преподносилась в роли судьи, который подводит итог жизни и осуществляет справедливость на земле. Интересной теории придерживается С.Худеков: «Пляска смерти несет в себе философскую идею возмездия в будущей жизни и глубокий сарказм. Ошибочно этот танец называют «пляской мертвецов», но здесь главное действующее лицо не мертвецы, а смерть, предстающая, как правило, в образе человеческого скелета одинаково грозно и весело направляющая к могилам все человечество, не различая сословий и состояний»

К теме смерти обращаются и значительно позже многие живописцы, поэты, писатели и композиторы: Ш.Бодлер, К.Сен-Санс, Ф.Лист и др., которые отражали в своем творчестве тему о смысле жизни и неотвратимости смерти, что во все времена интересовала людей, которые задумывались о том, что все не вечно, что всему приходит конец. Эта тема была и остается актуальной.

В средневековый период была популярна и другая разновидность танца: Пляска Святого Витта, отличительными признаками которой были непроизвольные дергающиеся движения. Этот танец также был реакцией на окружающую жизнь и напряженную обстановку жизни. Люди верили, что для приобретения хорошего здоровья нужно танцевать, изображая движения, которые напоминали поведение психических больных людей перед статуей святого Витта в день его памяти – 15 июня. Большая бельгийская хроника в записи за 1374 год свидетельствует: «В этом годув Аахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».

Естественно церковь не одобряла подобные происшествия и “плясуны” были объявлены больными, их свозили в Часовню Святого Витта и держали под надзором.

Подобная участь ожидала и танец «Тарантеллу», зародившуюся в Италии в XV веке. В средние века танец был почти запрещен, так как он устраивался молодыми женщинами из низших слоев и считался неприличным. По легенде, возникновение танца связано с пауком тарантулом, избавиться от противоядия которого можно было только при помощи танца. Другая версия—родиной тарантеллы был город Таранто, расположенный на юге Италии. Есть вероятность также, что тарантелла появилась в Италии путем проникновения туда плясок святого Витта. Австрийский поэт Рильке писал тарантелле: «…Будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный воспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды». Тарантелла и сейчас является популярным танцем не только в Италии, но и во всем мире. Это быстрый, живой и игривый танец, который обычно сопровождается кастаньетами или тамбуринами и переплетает в себе мавританские и испанские особенности с итальянским колоритом.

 

Тарантелла

 

Питер Рубенс, «Танец итальянских крестьян»

 

Еще одним танцем, который полюбился простому народу, был бранль. Бранль родился в эпоху Средневековья и первоначально представлял собой танец с простыми шагами под исполнение песен. Танцуя бранль, люди образовывали хороводный круг под названием Кароль [франц. Carole – хоровод], который мог перестраиваться в линии и зигзаги. Также отличительной чертой бранля были наклоны корпуса вперед назад, вправо или влево, с подниманием ног. В Англии этот танец называли Брол или Броул [англ. Brawl], а в Испании – Брандо [исп. Brando]. Более всего Бранль прижился во Франции, где его танцевали повсеместно. Туано Арбо в своем трактате описывает один из разновидностей бранля: «этот бранль отличается тем, что требует не только движений ног, но также плеч и рук; он исполняется с невысокими прыжками (petits sauts), в двудольном размере, в легком и оживленном темпе. Танцуя его, следует прыгнуть сначала на обеих ногах влево и приземлиться в позицию pied largi gauche — ноги врозь; левая впереди. Затем снова прыгнуть влево на обеих ногах в позицию pied droit approché — с приближением правой ноги… Этот бранль танцуют слуги и служанки, но иногда молодые люди и дамы благородного происхождения, когда они устраивают маскарады и переодеваются крестьянами и пастухами, либо когда они хотят повеселиться в своей компании».

Французский бранль

 

Танец играл большую роль в жизни людей, так как был средством выражения отчаяния и несогласия с существующей жестокостью и религиозным гнётом. Люди хотели иметь отдушину и радость среди мрачности и безжалостности жизни, и этой отдушиной был танец. На средневековых площадях и ярмарках появляются бродячие артисты, выступления которых состояло из танцевальных, цирковых номеров, сопровождаемых музыкой, песнями и т.д. Во Франции их называли жонглерами, в Италии – мимами, на Руси - скоморохами.

Со временем танцы начали делиться на народные и придворные. Появляются медленные танцы «басдансы», т. е. «низкие» танцы, в которых не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом. Их удобно было танцевать на балах, так как у женщин были платья с длинным шлейфом. Мужчины на балах танцевали, не снимая шпаг, оружие стали снимать позже. Одним из первых танцев на балах был «Танец с факелами» - шествие, впереди которого шли мужчины с зажженными факелами. Часто такой танец - шествие исполнялся во время рыцарских турниров и на свадьбах. Горящий факел был символом Гименея, провожающего новобрачных до нового жилища. Перед началом шествия приглашались музыканты, а после начинались танцы князей и прочих высокопоставленных вельмож..

Постепенно, приближаясь к эпохе Возрождения, танцы приобретают все большую изысканность и выразительность. Это было связано с появлением балов, расцветом рыцарства и культом прекрасной дамы. Дамы хотели понравиться кавалерам, поэтому умение красиво двигаться, считалось необходимым преимуществом для обольщения. То есть танцы начинают выполнять уже совсем другую функцию - они приобщают людей к эстетике, красоте и хорошим манерам.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.