Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм страхования автотранспортных средств в российских и зарубежных страховых компаниях



 

Дать определение механизма страхования, охарактеризовать его элементы, увязать со страхованием автотранспортных средств

Гражданским законодательством РФ предусмо­трено обязательное и добровольное страхование. Независимо от вида страхования оно осуществля­ется на основании договоров имущественного и личного страхования, которые заключаются юри­дическим лицом или гражданином со страховой организацией.

Страхование автотранспортных средств осу­ществляется на добровольной основе. Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета страхо­вых премий, страховых выплат и правовые основы договоров страхования.

Правовые основы. Правовые основы страхо­вания определены гл. 48 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Как уже было отмечено, страхование осущест­вляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражда­нином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (п. 1 ст. 927 ГК РФ). Повторы, убрать!

Сторонами по договору имущественного страхования являются страховщик, страхователь или иное лицо (выгодоприобретатель), в пользу которого заключен договор страхования. По до­говору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмо­тренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или выгодоприобретате­лю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страховате­ля (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ). Это нес вязано с темой парагрвфа

Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором (п. 1 ст. 954 ГК РФ).

При определении размера страховой премии, под­лежащей уплате, страховщик вправе применять раз­работанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска (п. 2 ст. 954 ГК РФ). Договором может быть предусмотрено внесение страховой премии в рас­срочку. В этом случае договором определяются так­же и последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов (п. 3 ст. 954 ГК РФ).

Страховой случай может наступить до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено. В такой ситуации страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имуществен­ного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса (п. 4 ст. 954 ГК РФ).

По договору имущественного страхования может быть застрахован, в частности, риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определен­ного имущества (п. 2 ст. 929, 930 ГК РФ).

Договор страхования заключается в письмен­ной форме, несоблюдение которой влечет недей­ствительность договора, за исключением договора обязательного государственного страхования (п. 1 ст. 940 ГК РФ).

На основании п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в пись­менной форме может быть заключен путем состав­ления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей досто­верно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Между тем согласно п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем состав­ления одного документа либо вручения страхов­щиком страхователю на основании его заявления страхового полиса, подписанного страховщиком. в последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика стра­хового полиса. Если же документ создается в элек­тронном виде, должно быть обеспечено выполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Как отмечено в письме Минфина России от 24.06.2009 № 07-02-06/140, для страховой деятель­ности характерно заключение договоров страхования через агентскую сеть. Страховой агент, уполномочен­ный действовать от имени страховщика и по его по­ручению, может подписывать договор страхования. кроме того, в письме отмечено, что, несмотря на возможность оформления договора страхования в электронном виде, остается обязательным требова­ние об оформлении бланка строгой отчетности при получении страховой премии на бумажном носителе и его вручении страхователю. На этом основании, по мнению Минфина России, нецелесообразно несо­блюдение письменной формы договора страхования.

Существенными условиями договора страхова­ния, по которым между страхователем и страховщи­ком должно быть достигнуто соглашение, являются (ст. 942 ГК РФ):

- определение имущества либо имущественно­го интереса, являющегося объектом страхования;

- характер события, на случай наступления которого, осуществляется страхование (страховой случай);

- размер страховой суммы;

- срок действия договора.

Сумма, в пределах которой страховщик обя­зуется выплатить страховое возмещение по дого­вору имущественного страхования, определяется соглашением страхователя со страховщиком. При страховании имущества, если договором страхо­вания не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать действительной стоимости (страховой стоимости). Такой стоимостью для иму­щества считается его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования (ст. 947 ГК РФ).

Договор страхования, если в нем не предусмо­трено иное, вступает в силу в момент уплаты стра­ховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ).

Страхование, обусловленное договором, распространяется на страховые случаи, которые произошли после вступления договора в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала дей­ствия страхования (п. 2 ст. 957 ГК РФ).

Договор страхования может быть прекращен до наступления срока, на который он был заклю­чен, если после вступления договора в силу воз­можность наступления страхового случая отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Таким обстоятельством может быть, в частности, гибель застрахованного имущества по иным при­чинам, чем страховой случай (п. 1 ст. 958 ГК РФ).

При наступлении страхового случая страхова­тель обязан немедленно уведомить страховщика о его наступлении (ст. 961 ГК РФ). Способ уведомле­ния и сроки необходимо предусмотреть в договоре.

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие раз­решения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определяется законами о страховании (ст. 938 ГК РФ).

Следует отметить, что Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности», а также одноименный Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который придет ему на смену с 03.11.2011, на стра­ховую деятельность не распространяются.

На территории РФ страхование интересов юридических лиц может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в порядке, установленном Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации».

Международная система страхования автотранспортных средств «Зеленая карта» вступила в действие с 1 января 1953 г. Она базируется на, так называемом, типовом «Лондонском образце соглашения», на основе которого организации – члены системы различных европейских стран заключали между собой двусторонние соглашения. В них, во-первых, определяются значения основных понятий, таких как «член системы» (страховая организация, входящая в национальное бюро), «страхователь» (лицо, застрахованное согласно условиям полиса и имеющее действующее свидетельство о страховании – международную карту автомобильного страхования), «средство автотранспорта», «страховой полис», «дорожно-транспортное происшествие», «претензия» и др. во-вторых, определяется порядок выдачи страховых документов, рассмотрения и урегулирования возникающих претензий в связи с дорожно-транспортным происшествием, порядок взаиморасчетов между национальными бюро, устанавливаются размеры расходов по ведению дел, а также другие организационные положения по функционированию системы.

Основополагающими принципами системы являются:

- законодательное введение обязательного страхования транспортных средств в странах, участвующих в системе «Зеленая карта»;

- признание страной, которую посетило иностранное лицо, страховой защиты его гражданской ответственности, которой он обеспечен как владелец автотранспортного средства согласно законам страны пребывания;

- страховые организации страны, где в результате ДТП нанесен ущерб имуществу, жизни или здоровью пострадавших, уполномочены рассматривать от имени страхового учреждения иностранного виновника происшествия претензии пострадавших в своей стране, а также оценивать и возмещать ущерб, который был причинен. Это не механизм страхования!

В каждой стране – участнице системы «Зеленая карта» страховыми организациями создаются национальные бюро, в обязанности которых входит выпуск свидетельств о страховании «Зеленая карта» для их продажи выезжающим за границу гражданам, а также регулирование претензий, которые предъявляются потерпевшими в результате происшедших на территории страны по вине иностранных граждан ДТП. Текст должен быть наукообразным, а не свободного изложения.

Свидетельство о страховании «Зеленая карта», таким образом, является эквивалентом страхового полиса, выпущенного согласно закону об обязательном страховании ответственности страны посещения, и соответствующего стандартной форме (с обязательным указанием страны или группы стран, для которых предусмотрена страховая защита и срок действия страхования).

Законность системы «Зеленая карта» должна быть официально признана государством, в котором действует национальное бюро, несмотря на частный характер договора между заключившими его странами в лице национальных бюро.

В соответствии с условиями соглашения международного автострахования, в случае, если при эксплуатации автотранспортного средства, зарегистрированного в одной из стран-участниц соглашения, в другой стране-участнице будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу, он подлежит возмещению через механизм страхования.

Страховщик, предоставивший страховую защиту, обеспечивает выплату возмещения пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания, а документом, подтверждающим наличие страхования гражданской ответственности и является «Зеленая карта». Она содержит все необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях страхования (срок и место действия). Если ее владелец становится виновником ДТП, причинения ущерба, то он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая тем самым наличие страхования, а пострадавшей стороне сообщает адрес бюро в стране посещения.

Механизм реализации соглашения состоит в следующем. Страховщики, проводящие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, объединяются в каждой стране-участнице Соглашения в национальные Бюро зеленой карты, которые снабжают страховщиков «Зелеными картами». все национальные Бюро объединены в Совет Бюро с местонахождением в Лондоне, который координирует работу национальных Бюро, разрабатывает общую документацию, представляет интересы страховщиков в международных организациях.

Национальные Бюро заключают между собой двухсторонние соглашения, в соответствии с которыми:

- выдаваемая страховщиками-членами национального Бюро страхователям «Зеленая карта» признается национальным Бюро и государством другой страны в случае временного прибытия страхователя на территорию другого государства;

- убытки, нанесенные на территории страны третьим лицам иностранным владельцем «Зеленой карты», регулируются и оплачиваются национальным Бюро той страны, где произошел страховой случай, исходя из норм законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств данной страны;

- после оплаты убытков национальное Бюро выставляет счета Бюро той страны, регистрационный номер которой имеет автотранспортное средство;

- выставленные национальным Бюро счета подлежат оплате страховщиками страхователей, нанесших вред, а если страховщики их не оплачивают по каким-либо причинам, то – самим Бюро, для чего они образуют у себя гарантийные фонды.

Поскольку размеры лимитов ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности, устанавливаемые законодательствами каждого из государств-участников Соглашения «Зеленая карта», различаются между собой, специальной Директивой ЕС, принятой 30 декабря 1983 г., установлены следующие минимальные размеры лимитов, которые должны соблюдать все государства-участники Соглашения.

Лимит ответственности для каждого пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия, в случае причинения вреда его здоровью должен быть не менее 350 тыс. евро. В случае причинения вреда здоровью в результате одного дорожно-транспортного происшествия более чем одному лицу, величина минимального лимита ответственности для всех пострадавших – 500 тыс. евро. Минимально быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

Этой же Директивой установлено, что Бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате (если последний имеет право в соответствии с законодательством требовать возмещения вреда его причинителем) только в двух случаях:

- если пострадавший может получить возмещение через органы социального обеспечения;

- если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

Установленный лимит ответственности на случай нанесения вреда имуществу третьих лиц в результате одного дорожно-транспортного происшествия – 100 тыс. евро независимо от числа пострадавших. Наконец, в государстве-члене Соглашения может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

Этой же Директивой установлено, что Бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате (если последний имеет право в соответствии с законодательством требовать возмещения вреда его причинителем) только в двух случаях:

- если пострадавший может получить возмещение через органы социального обеспечения;

- если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

Таким образом, национальное бюро обязано рассмотреть и удовлетворить претензию пострадавшей стороны, возмещая ущерб в соответствии с действующим в стране законодательством, а затем обратиться к национальному бюро той страны, где было зарегистрировано средство автотранспорта виновника ДТП и где выдавалась «Зеленая карта», с требованием о возмещении убытка. Урегулирование убытков, таким образом, производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро, являющимися членами системы.

Исходя из принципа, что обязательное страхование ответственности в первую очередь нацелено на защиту интересов пострадавшей стороны, а не лиц, использующих средство автотранспорта, условия страхования системы «Зеленая карта» четко определяют, что наличие исключений в национальных условиях страхования не освобождает страховщика от обязательств по возмещению ущерба в подобных случаях. Однако страховщик имеет полное право воспользоваться своим правом регресса к держателю страхового полиса.

По усмотрению национального бюро страны, где имело место ДТП, возможность отказа страховщика от выполнения своих обязательств допускается только в двух случаях. Во-первых, страховщик может воздержаться от выплаты возмещения, если пострадавшее лицо имеет право получить компенсацию через органы социального обеспечения и, во-вторых, если ДТП произошло по вине лица, противозаконно использовавшего средство автотранспорта (кража, захват с использованием насилия). В таких случаях имеется еще одна возможность для выплаты возмещения – через гарантийный фонд. Под гарантийным фондом подразумевается орган, который создается в каждой из стран, являющихся членом системы «Зеленая карта», с целью обеспечения защиты интересов пострадавших в результате ДТП в тех случаях, когда ущерб причинен незастрахованным или не установленным средством автотранспорта.

Фонды для выплаты возмещения в тех случаях, когда виновное в происшествии лицо не застраховано или не установлено, финансируются, по крайней мере, частично, налогом на премию по автострахованию.

Таким образом, «Зеленая карта» – это тот же полис страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, но при этом действительный на территории 45 стран: Албания, Андорра, Бельгия, Босния-Герцеговина, Болгария, Дания, Германия, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Великобритания, Иран, Ирландия, Исландия, Израиль, Италия, Сербия, Черногория, Хорватия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Марокко, Македония, Молдавия, Голландия, Норвегия, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция, Швейцария, Словакия, Словения, Испания, Чехия, Турция, Тунис, Украина, Венгрия, Белоруссия, Кипр.

Поскольку РФ (в лице объединения страховщиков) не является полноправным членом системы «Зеленая карта», владельцы средств транспорта при выезде из страны вынуждены приобретать страховые полисы системы «Зеленая карта», выпущенные иностранными страховщиками – членами системы. На русском страховом рынке предлагаются страховые полисы, выпускаемые страховщиками Западной Европы (Польши, Австрии, Германии), а также ближнего зарубежья.

Стоимость полиса «Зеленая карта» в зависимости от срока (от 15 дней до 1 года). Одна карта выдается на одно транспортное средство. Таким образом, если вы путешествуете на машине с прицепом, у вас должно быть две «зеленые карты». К управлению автомобилем за границей допускаются только лица, вписанные в «зеленую карту». Для оформления страхового полиса «Зеленая карта» необходимо заявление и свидетельство о регистрации ТС (оригинал, копия).

ТОО «УСЦ РосАТО» предлагает полисы «Зеленая карта» немецкого страхового общества «СОФАГ».

Тарифные ставки по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта» представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Тарифные ставки по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта»

15 дней 1 мес. 2 мес. 3 мес. 6 мес. 12 мес.
Тягач 13071 16088 24333 37404 74808 148409
Прицеп 3218 3620 4022 5027 7038 17077

Основной задачей системы международного автострахования «Зеленая карта» является создание эффективной защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с участием автовладельцев-нерезидентов страны, в которой случилось такое происшествие. Такая система должна, прежде всего, ввести механизм гарантированных выплат компенсаций пострадавшим по вине автовладельцев других стран. Это обеспечивалось выполнением определенных условий странами-членами системы «Зеленая карта»:

Во-первых, в таких странах должно осуществляться обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств.

Во-вторых, в каждой стране должна быть единая организация, которая осуществляет урегулирование убытков, причиненных автовладельцами этой страны на территории других государств, а также единая организация, которая урегулирует убытки автовладельцев-нерезидентов на территории своего пребывания.

В-третьих, государство – член системы «Зеленая карта», не должно осуществлять препятствий при трансферте свободно конвертируемой валюты, которая направляется на страховые выплаты.

Убытки в странах – членах системы «Зеленая карта» урегулируются, как правило, через уполномоченную национальную организацию (Моторное страховое бюро), которое переадресовывает материальные претензии, выдвинутые к автовладельцу-резиденту другой страны, на соответствующее моторное страховое бюро этой страны. в этом случае первое моторное страховое бюро рассматривается как бюро – регулировщик убытков, а второе – как бюро-плательщик.

Взаимоотношения между моторными страховыми бюро стран – членов системы «Зеленая карта» регулируется двусторонними соглашениями, которые укладываются по унифицированной форме.

Итак, если автовладелец является резидентом страны – члена системы «Зеленая карта», он беспрепятственно может проезжать территориями всех стран – членов этой системы без обязательного страхования на условиях страны, которые посещаются.

Функционирование этой международной системы привело к эффективности, прежде всего как механизма защиты потерпевших от транспортных средств, которые задействованы в международных организациях.

Вопросы унификации национальных законодательств по страховому делу, т.е. создания единого страхового рынка на территории стран – членов ЕЭС, остаются постоянно актуальными, в том числе и в области страхования автогражданской ответственности, поскольку развитие международного делового сотрудничества, рост автомобильных перевозок и взаимного автомобильного туризма требует комплексного решения проблем страховой защиты граждан, как в пределах своей страны, так и вне ее.

Таким образом, одним из основополагающих требований участия РФ в системе «Зеленая карта» является наличие в стране национального Моторного бюро, членами которого становятся страховщики, занимающиеся обязательным страхованием ГПО владельцев транспортных средств. Агентством финансового надзора в качестве одного из вариантов создания такого бюро предложено создание Моторного бюро на базе Фонда гарантирования страховых выплат. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении.

Универсальный договор по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств «Зеленая карта» планируется ввести в 2009–2010 годах, согласно концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики РФ на 2008–2015 годы.

Вопрос не раскрыт!

Представить сравнительную характеристику механизма страхования автотранспортных средствв российских и зарубежных страховых компаниях







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.