Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормирование качества окружающей среды.



 

Под качеством окружающей среды понимают степень соответ­ствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей чело­века средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жиз­ни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д.

Нормирование качества окружающей среды — установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих пока­зателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.).

Цель нормирования — установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружаю­щую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспе­чить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершен­ствоваться по мере развития науки и техники с учетом международ­ных стандартов.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие.

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

► предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;

► предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воз­действий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

► предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

► предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ;

Комплексные нормативы: предельно допустимая экологическая

(антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) — ко­личество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воз­духе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых про­дуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учиты­вают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на при­родные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1900 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 500 для атмосфер­ного воздуха и более 130 для почв.

При нормировании качества атмосферного воздуха используют такие показатели как ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, ПДК максимально разовую и ПДК среднесуточную.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) — это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неде­лю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать забо­левания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые со­временными методами исследования, в процессе работы или в отда­ленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабо­чей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или вре­менного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

При нормировании качества воды используют такие показатели как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, темпера­туру, жесткость, коли-индекс и другие показатели качества воды.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хо­зяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) — это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последу­ющих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водо­пользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, ис­пользуемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) — это мак­симальнаяконцентрация вредного вещества в воде, которая не долж­на оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

При нормировании качества почвы используют такой показатель как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно до­пустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) — это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды, и не при­водящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных куль­турах ^

При нормировании качества продуктов питания используют та­кой показатель как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточ­ное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) — это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжитель­ного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболева­ний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальный уро­вень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетическо­го фонда. ПДУ — это то же, что ПДК, но для физических воздействий.

В тех случаях, когда ПДК или ПДУ не определены и находятся толь­ко на стадии разработки, используют такие показатели, как ОДК — ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ — ориенти­ровочно допустимый уровень, соответственно.

Необходимо отметить, что существует два подхода к нормирова­нию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можно нор­мировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружаю­щей среды, с другой стороны, — степень трансформации окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время, все чаще об­ращают внимание на недостатки первого подхода, в частности приме­нения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества сре­ды по показателям ее трансформации (например, состояния биоты) практически не развит. По-видимому, лучше использовать оба подхо­да в сочетании друг с другом.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) — это

максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасы­вать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигну­ты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно со­гласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согла­сованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вво­дится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15—20 % загрязняющих производств, на ВСВ — 40—50 %, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке вре­мени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагруз­ка на окружающую среду — это максимальная интенсивность ант­ропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций эко­систем определяется как емкость природной среды, или экологичес­кая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

В зависимости от соответствия уровня хозяйственной деятельнос­ти человека экологической емкости территории природопользование можно разделить на экстенсивное и равновесное.

Экстенсивное (расширяющееся) природопользование харак­теризуется все возрастающей антропогенной нагрузкой на террито­рию, в результате чего в определенный момент времени степень ант­ропогенной нагрузки превышает самовосстанавливающую способность территории. Экстенсивное природопользование ведет к разрушению природных комплексов.

Равновесное природопользование отличается сбалансирован­ностью антропогенной нагрузки и экологической емкости среды.

Таким образом, планирование природопользования на той или иной территории должно начинаться с определения допустимой здесь эко­логической нагрузки.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — терри­тории или акватории, в пределах которых запрещено их хозяйствен­ное использование и поддерживается их естественное состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных, учеб- но-просветительных, культурно-эстетических целях. Особо охраняе­мые природные территории предназначены для поддержания эколо­гического баланса, сохранения генетического разнообразия природ­ных ресурсов, наиболее полного отражения биогеоценотического разнообразия биомов страны, изучения эволюции экосистем и влия­ния на них антропогенных факторов, а также для решения различных хозяйственных и социальных задач.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природ­ных территориях» (1995) в зависимости от строгости охраны различа­ют: государственные природные заповедники (в том числе биосфер­ные), национальные парки, природные парки, государственные природ­ные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботани­ческие сады.

Государственные природные заповедники — территории и ак­ватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного ис­пользования с целью сохранения в естественном состоянии природ­ного комплекса. Для сглаживания влияния прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная де­ятельность ограничена.

Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются для фонового мониторин­га биосферных процессов. В мире в настоящее время создана еди­ная глобальная сеть из более чем 300 биосферных заповедников, ко­торые работают по согласованной программе ЮНЕСКО и ведут по­стоянные наблюдения за изменением природной среды под влиянием антропогенной деятельности.

Национальные парки — относительно большие природные тер­ритории и акватории, где обеспечивается выполнение трех основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и со­хранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научной (разработка и внедрение методов сохране­ния природного комплекса в условиях массового допуска посетите­лей). В национальных парках существуют зоны хозяйственного ис­пользования.

Природные парки — территории, отличающиеся особой экологи­ческой и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного от­дыха населения. По своей структуре они более просты, чем нацио­нальные природные парки.

Заказники — территории, создаваемые на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природ­ных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности попу­ляций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др.

Памятники природы — уникальные, невоспроизводимые природ­ные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстети­ческую ценность (пещеры, вековые деревья, скалы, водопады и др.). На территории, где они расположены, запрещена любая деятельность, на­рушающая их сохранность.

Дендрологические парки и ботанические сады — коллекции деревьев, кустарников и трав, созданные человеком с целью сохране­ния биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в научных, учебных и культурно-просветительных целях. В дендрологи­ческих парках и ботанических садах осуществляются также работы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона растений.

В России в 1997 г. насчитывалось 95 заповедников, в том числе 11 биосферных (1,53 % территории страны), 33 национальных парка (0,39 %), более 1600 заказников, 8 тыс. памятников природы.

 

Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды (экологический монито­ринг) — система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологичес­кого мониторинга — оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности:

1. Наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

► оценку фактического состояния среды;

► прогноз состояния окружающей природной среды и оценку про­гнозируемого состояния.

Следует различать понятия «экологически мониторинг» и «эколо­гический контроль». Система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходи­мой для принятия экологически значимых решений информации. В отношении деятельности, предполагающей принятие активных регули­рующих мер следует употреблять понятие «экологический контроль».

ганов7Ъ^едприятии~ТГгр~аждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и обществен­ный экологический контроль.

В природоохранительном законодательстве Российской Федера­ции государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля.

Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, гео­графии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (сани­тарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), био­сферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, био­логический, здоровья населения, социальный и др.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздей­ствия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базо­вый) мониторинг — слежение за природными явлениями и процес­сами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импак­тный мониторинг — слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный (табл. 41). Глобальный мони­торинг — слежение за развитием общемировых биосферных процес­сов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный мониторинг — слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то регио­на (например, за состоянием озера Байкал). Локальный мониторинг — мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).

В некоторых случаях используют объединенную классификацию, выделяя три уровня мониторинга: импактный (изучение сильных воз­действий локальном масштабе), региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воз­действия различных факторов, характерных для экономики региона) и фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологи­ческого, импактного) мониторинга наиболее важным является конт­роль следующих показателей: 1) концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для при­родных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:

►в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;

в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пести­циды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фено­лы, фосфор;

► в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепро­дукты, бенз(а)пирен, азот, фосфор;

► в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пи- рен, азот, фосфор;

2) уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибра­ция, электромагнитные поля и др.;

3) динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов.

Пункты экологического мониторинга располагают в крупных на­селенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (го­рода, автомагистрали, территории промышленно-энергетических цент­ров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интен­сивным применением пестицидов и удобрений и др.)

На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйствен- ного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем круп­ных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их парамет­ров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.

На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобаль­ного мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный по­кров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рам­ках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организа­ции (ВМО). Основными целями этой программы являются:

►организация расширенной системы предупреждения об угрозе здо­ровью человека;

► оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;

► оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;

► оценка критических проблем, возникающих в результате сельско­хозяйственной деятельности и землепользования;

► оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;

► оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;

► создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в меж­дународном масштабе.

 

Особую роль в системе экологического мониторинга играет био­логический мониторинг, т.е. мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты). ^Биологический мониторинг — это контроль состояния окружающеи~прирйДнйй-среды с помощью живых орга­низмов. Главный метод биологического мониторинга — биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Биоиндикация — обнаруже­ние и определение биологически и экологически значимых антропо­генных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называ­ются биоиндикаторами

 

Экологическая экспертиза.

 

Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных нега­тивных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе ра­ционального природопользования. В России работы по экологичес­кой экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологи­ческой экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

► проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строитель­ства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действу­ющие предприятия;

► нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

► проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

► законодательные и исполнительные органы государственной вла­сти, а также суды различных уровней;

► специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

► специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2. Принцип обязательности проведения государственной экологи­ческой экспертизы до принятия решений о реализации объекта эко­логической экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его послед­ствий.

3. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

4. Принцип достоверности и полноты информации, представляе­мой на экологическую экспертизу.

5. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

6. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

7. Принцип гласности, участия общественных организаций (объеди­нений), учета общественного мнения.

8. Принцип ответственности участников экологической эксперти­зы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество эко­логической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экс­пертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на фе­деральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу про­водит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ — Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения — Комитеты по охране окружающей сре­ды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится эксперт­ной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный сек­ретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключе­ние государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться не­зависимо от государственной экологической экспертизы. Эксперти­зе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, све­дения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.) Инициировать организацию и про­ведение общественной экологической экспертизы могут граждане, об­щественные организации (объединения) и органы местного самоуп­равления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от го­сударственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической экспертизы осу­ществляется за счет средств заказчика, а общественной экологичес­кой экспертизы — за счет средств общественных организаций, обще­ственных экологических и других фондов, целевых добровольных де де­нежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1 % от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1 %). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономичес­кого, экологического и социального ущербов, в результате ошибоч­ных решений.­

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.