Здавалка
Главная | Обратная связь

Положение электронного книгоиздания на книжном рынке



Электронные издания относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Несомненна высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.

 

Справочные и научные издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время.

 

Электронную книгу покупает в основном молодежь, но к ней обращаются и представители старшего поколения.

 

Кроме того, при разговоре о читательском адресе электронных книг, нельзя не упомянуть людей с ослабленным зрением, слепых или тех, кто по тем или иным причинам имеет проблемы с чтением. В данном случае электронная книга становится просто необходима. Для таких людей производители делают продукты «похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные на определенные носители, многие из которых выполнены в форме кодекса.

 

Что касается общего развития электронных изданий, то исследователи смогли выделить несколько основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский отмечает, что книга и книгоиздательское дело являются существенной частью системы коммуникаций и тесно связаны с особенностями развития общества, с его экономикой, правовыми нормами, читательскими интересами и привычками. Он замечает, что определить долю электронной продукции в общей книжной продукции довольно трудно и гораздо проще это сделать для периодических и продолжающихся изданий, но выделяет несколько наиболее существенных тенденций развития электронного книгоиздания:

 

Тенденция роста электронных изданий. Наблюдается соответствие роста электронных изданий общему закону роста объемов информации. Официальный прирост периодических электронных изданий в среднем составляет 8% и в целом соответствует общей мировой тенденции;

 

Тенденция интерактивности электронных изданий. Это проявляется, прежде всего, в практике свободного редактирования — попытке стереть границу между специалистами и любителями за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов;

 

Тенденция мультимедийности электронных изданий выражается в возможности связать любой текст с изображением, звуком в процессе его производства, а также способности создавать электронный текст методом оцифровки, распознавания и т.п;

 

Тенденция мобильности электронных изданий. Эта тенденция заключается в том, что содержания электронных изданий все с большей настойчивостью перемещается из компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии;

 

Сращивание первичных электронных изданий со вторичными. Это проявляется в технологическом сращивании издательского дела и научно-информационного обслуживания, что обусловлено применением новейших средств информационной техники (появление электронных версий печатных изданий).

 

К факторам, которые тормозят развитие электронного книгоиздания и продвижение его на рынке, в частности, ученые относят проблему отсутствия сводной информации о выпускаемой продукции. Информация об электронных изданиях не носит систематического характера. Основные источники сведений — каталоги издательств, рекламные материалы, каталоги библиотек — содержат разнородные, трудно сравнимые данные, не отражающие свойств электронных изданий. Сведения можно получить от наиболее активных распространителей электронных продуктов, что не отражает всего многообразия уже сложившегося к сегодняшнему дню рынка электронных изданий.

 

Таким образом, электронное книгоиздание на современном книжном рынке по праву заняло свою нишу и нашло своего потребителя. Электронные книги удобны и обладают по сравнению с печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия времени и сил и т.д.

 

На российском рынке электронные книги занимают пока незначительное место, но наблюдается быстрый постоянный рост производства электронной продукции. Преобладающее количество выпускаемой электронной продукции составляет учебная, справочная и научная литература, причем многие исследователи отмечают господство периодических и продолжающихся изданий над непериодическими.

 

Заключение

Электронная книга, безусловно, входит в круг книговедческих исследований. Книговеды не могут не касаться в той или иной мере всех тех средств коммуникации, которые выполняют, так или иначе функции, свойственные традиционной книге.

 

На сегодняшний день на российском книжном рынке мало фирм, занимающихся производством электронной продукции, что обусловливает и небольшой процент электронных книг на рынке книжной продукции. Но географическое расположение таких предприятий охватывает всю Россию, причем лидируют в производстве регионы.

 

В заключение можно отметить, что электронная книга — очень молодое, но достаточно перспективное явление, как в сфере коммуникаций, так и в качестве объекта изучения книговедения.

 


 

Список использованной литературы

 

Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и материалы: Сб. 76. — М.: ТЕРРА, 1999.

 

Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил.

 

Гиляревский, Р.С. О тенденциях развития электронных изданий / Р.С. Гиляревский // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.

 

Гиляревский, Р.С. Электронная книга / Р.С. Гиляревский // Книга. Энциклопедия. — М.: Науч. Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1999.— 796 с.

 


[1]Федулеева Н. Электронное издание. http://www.bookresearch.ru/ebook.htm

[2] ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»

[3] Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса: учеб. Пособие / Н.З. Рябинина. – М.: Логос, 2008. – 256 с. – (Новая университетская библиотека).

[4] И.М. Чикунов Электронные издания: определение, классификация







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.