Формирование славянского язычества
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная[источник не указан 242 дня]. Среди параллелей: Сварог и сварга, Макошь и мокша, рота (клятва) и рита (на санскрите «порядок»), вещий и Веста, ведьма и Веды, Див и девы и т. д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, можно назвать близнечный миф, культ быка и рога, почитание Луны и Солнца. Ещё со средневековья традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего. В I тысячелетии до н. э. и в первой половине I тысячелетия на религию славян оказали значительное влияние кельты и скифо-сарматы. Под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек. Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др. Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас) и Велес. Имеется схожесть в названиях богов славян и фракийцев (чаще всего приводят в пример Дажьбога). Немало общего также с германской, в частности со скандинавской, мифологией (мотив мирового древа, культ драконов и пр.). В этот же период, при разделении праславянской общности, стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных, а также польских славян во многом сохраняло единство. При расселении славянских племён в VI—IX вв. их культура смешивалась с верованиями местных финно-угорских, балтских и тюркских народов. Характер верований Славянское язычество относится к политеистическим религиям, то есть славяне признавали существование многих богов. Язычник, используя слово «бог», не имел ввиду конкретное божество. Особенностью славянского язычества часто является выделение у каждого племени своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перун назван «бог наш», «в которого веруем». Гельмольд говорит о поклонении Святовиту, «которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами». Вместе с тем у славян, как и у балтов, имелось представление о верховном божестве. Отличительной чертой славянского язычества является его дуализм. Если у скандинавов, например, трудно выявить «добрых» и «злых» богов, то славяне различали и противопоставляли чёрное и белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское начала. Такое противопоставление известно для Белобога и Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов. Исследователи заметили, что в пантеон князя Владимира не вошли ни Велес, ни Сварог, ни Род, важнейшие боги, которые противостояли Перуну. Язычество часто называют обожествлением природных сил. Славянские язычники славили своих предков и окружающую природу (гром и молния, ветер, дождь, огонь). Для славян характерно почитание животных (медведь, волк, ящер, орёл, конь, петух, утка, тур, кабан). Но практически неизвестен тотемизм. Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Помимо персонифицированых богов в виде идолов, славяне почитали разного рода низших существ, или духов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегыни/берегини, вилы, самодивы), кикиморы. И духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Имелся целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волкодлаки, упыри, мары, великаны (асилки, велеты), переплут, див, ящер, летающие змеи (драконы). Славянам известны были представления о макрокосме (природа) и микрокосме (человек, его одежда и жилище). Волосы, глаза, рот и другие части тела имели аналогии в природных объектах. Особенно тесно были взаимосвязаны природа и женщина. По языческим представлениям, женщина (особенно беременная) могла впитывать окружающую природу в себя (рыбу, съестные припасы, огонь, здоровье других людей), а непогребённое тело (ведьмы или колдуна) могло распадаться на насекомых, лягушек и змей. С этим связана вера в оборотничество. Человек или бог мог превращаться в волка, птицу, медведя, щуку, змея, тура, муравья. Также язычество характеризуют как поклонение предкам. Это в частности связано с обожествлением людей. Гораздо большее значение в славянском язычестве имели культы плодородия и продолжения рода. Большинство славянских богов связаны с этими культами: Велес — «скотий бог»; Род и роженицы — были очень почитаемы на Руси; Макошь — богиня плодородия; Лада, а Купала и Леля являлись её дочерьми — божества семьи, брака, любви, деторождения и плодородия; Даждьбог — бог плодородия и солнечного света; и т. д. Зороастризм. Зороастри́зм, также маздеи́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- «Благая вера почитания Мудрого», перс. بهدین behdin «Благая Вера») — одна из древнейших мировых религий[1], берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры (новоперсидская форма имени — زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды[2]. В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии. Зороастризм - термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии - авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn. Другое самоназвание зороастризма - vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. behdin - «благоверный», «бехдин». Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ[3] Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа» как Благого Творца. Вера в Заратуштру как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте. Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире. Вера в Ашу (Арту) - изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро. Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла. Вера в семь Амешаспентов как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности. Вера в Дадодахеш и Ашудад - то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей. Вера в святость природных стихий и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них. Вера во Фрашо-керети (Фаршкард) - эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом - Спасителем мира. Ахура Мазда Ахура Мазда (пехл. Ормазд) — Творец духовного и физического миров, Всеблагой Единый Бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы). Аша и Друдж В основе этического учения зороастризма противопоставление двух поянтий: Аша и Друдж. Аша (aša- из *arta) - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда. Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир. Два Духа «Дух» в зороастрийском понимании это mainyu (перс. minu), то есть «мысль». Два изначальных духа - Святой и Злой (Спента и Ангра) - символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца - следовать Спента Маинью (Святому Духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение). Заратуштра Основная статья Заратуштра Заратуштра - единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и карапанов - арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряюшая всё это. Исповедание веры Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры». Основное её положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратуштры признаёт единственным источником блага Ахура Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя Маздаясна (почитателем Мазды) Заратуштри (последователем Заратуштры) Видаэва (противником дэвов - безнравственных арийских божков) Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры) Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «прекращающей распри» и «опускающей оружие». Благие мысли, Благие слова, Благие деяния Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты. Амешаспенты Амешаспенты (авест. aməša- spənta-) - Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура Мазды, которые вместе с Самим Богом составляют «семёрку единосущных». Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с ипостасями, или точнее эманациями Бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|