Здавалка
Главная | Обратная связь

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ



В предыдущих главах этой книги мы шли от конкретного и частного к абстрактному и общему. Мы начали с вопроса, какое из двух условий лучше для данного человека. Единственное обобщение, которое было здесь возможно, — это использование данным человеком найденного условия в будущем. Когда было необходимо “улучшать” реальный мир, чтобы добиться внутренней валидности, экспериментатору пришлось принимать решение, какие именно свойства реального мира нужно скопировать, т. е. ему пришлось абстрагироваться от реального мира. Большее обобщение в отношении индивидов было достигнуто благодаря замене отдельного конкретного испытуемого выборкой из популяции. Теперь стало труднее решить, что лучше для одного конкретного индивида, но легче — что лучше для любого представителя популяции.

В настоящей и последующих главах продолжается абстрагирование и обобщение. В этой главе абстрагирование и обобщение тесно взаимосвязаны. Здесь мы уже не задавали себе вопрос, какое условие или уровень независимой переменной действует лучше, чем другие. Вместо этого мы отвечали на вопрос, что именно в данном условии обусловливает разницу в поведении.

Давайте рассмотрим две части последней фразы. “Что именно в данном условии” означает выделение из сложной переменной действительной независимой переменной, иначе говоря, абстрагирование существенного свойства. “Обусловливает разницу в поведении” предполагает меньший, чем ранее, интерес к условиям “лучшим, чем другие”. Это связано с тем, что в научных исследованиях понятие “лучшее”, как правило, неадекватно. Например, в исследовании методов обучения может быть выделена действительная переменная, которая при одном условии приводит к быстрому овладению иностранным языком, а при другом — к быстрому развитию невроза. Подобно этому могут быть найдены одинаковые жизненные процессы и в клетках тела и в бактерии, вызывающей болезнь. Таким образом, действие изолированной (абстрагированной) независимой переменной может быть широко обобщено.

В данной главе наши основные интересы были сосредоточены на способах контроля, необходимого для выделения независимой переменной. Мы еще вернемся к вопросу о том, отвечает ли выявленное действие независимой переменной определенным критериям надежности. Вслед за этим мы обсудим эксперименты, которые более полно выявляют механизмы влияния независимых переменных на поведение. Прежде всего это будут эксперименты, в которых используется несколько уровней независимых переменных, а не просто два различных условия. Затем мы убедимся в том, что более ясное представление о действии независимой переменной может быть получено в более сложных экспериментах с несколькими независимыми переменными. Таким образом, можно видеть, что к научному пониманию детерминации поведения ведет целая серия шагов.

Последней темой будут корреляционные методы. До сих пор единственная ссылка на них была в главе 1, в которой говорилось, что корреляционный подход не выдерживает сравнения с экспериментальным манипулированием независимой переменной. Тем не менее корреляционный метод тоже служит путем для изучения поведения и внес свой ценный практический и научный вклад. Мы рассмотрим характер этого вклада и возможности контроля в подобных экспериментах.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Для научного понимания механизмов поведения необходимы аксперименты, в которых выделяется истинная независимая переменная. Проверяемая в них экспериментальная гипотеза касается уже единичной независимой переменной, в отличие от «группы факторов», которая характерна для экспериментов с немедленным практическим применением результатов. В этих новых исследованиях к экспериментальной гипотезе предъявляются более высокие требования, чем это было раньше, поскольку описываемая независимая переменная должна быть «очищена» от других переменных. Эталоном для оценки внутренней валидности такого эксперимента, в котором делаются попытки выделить единичную независимую переменную, является чистый эксперимент. Этот эксперимент представляет собой прежде всего идеальный эксперимент, в котором испытуемому одновременно предъявляются два разных условия независимой переменной. Кроме того он требует, чтобы независимая переменная была единичной, а не сложной и чтобы другие переменные, которые могут влиять на поведение, сохранялись строго постоянными.

Прежде всего мы показали в эксперименте с индианками и в эксперименте по трудовой этике, что для выделения независимой переменной должны быть созданы специальные условия. Например, если эксперимент проводится в реальной рабочей обстановке, то невозможно ограничить условия различием только по одной переменной, В некоторых экспериментах требуется большое мастерство, чтобы «очистить» независимую переменную. Например, при изучении направленного обоняния исследователь очень постарался, чтобы точно задать условия независимой переменной — разницу во времени — и ликвидировать другие переменные, т. е. щелчки реле.

Внутренняя валидность нарушается далее из-за некоторых новых типов систематического смешения. Они проистекают из того печального факта, что мы не можем делать лишь что-то одно. Во всех случаях эти типы смешения возникают от того, что активное условие независимой переменной сопровождается активным уровнем побочной переменной. Таким образом, активный уровень независимой переменной связан с активным уровнем побочной переменной, а неактивный уровень независимой переменной связан с неактивным уровнем- побочной переменной, В итоге независимая переменная смешивается с побочной переменной, и расчленить их влияние на поведение невозможно. В любом случае средством контроля такого сопутствующего смешения была схема, в которой неактивный уровень независимой переменной включал в себя активный уровень сопутствующей переменной. Это называется контрольным условием; если же используется межгрупповая схема эксперимента, то такая комбинация представлена контрольной группой. Активный уровень независимой переменной в этом случае называется экспериментальным условием, а соответствующая группа — экспериментальной группой.

Первый тип обсуждавшегося сопутствующего смешения — смешение с артефактной переменной. Он рассматривался на примера из психофизиологии. Если животные, у которых удалена часть мозга, сравниваются с животными, не оперированными вообще, то независимая переменная (удаление или неудаление части мозга) смешивается с артефактной переменной (повреждение других тканей). Поэтому необходимо ввести в эксперимент прооперированную контрольную группу животных для сравнения с оперированной экспериментальной группой. Эта контрольная группа подвергается той же самой операции, исключая удаление исследуемой части мозга. Подобным же образом в эксперименте, в котором введение лекарства является экспериментальным условием, должно быть контрольное условие с введением плацебо.

Для иллюстрации других типов сопутствующего смешения использовался эксперимент, проверяющий гипотезу, что дети плачут из-за ухода близкого им человека (матери). К этим типам относится, во-первых, смешение с расширенной переменной, когда вообще кто-нибудь уходит. Во-вторых, смешение с вторичной переменно — ребенок находится с кем-то или совсем один. В-третьих, смешение с другой вторичной переменной — с кем ребенок остается. Все это были иллюстрации сопутствующего смешения, называемого естественным 231смешением, в отличие от искусственного смешения, описанного выше. Термин «естественное» означает только, что связь уровней независимой переменной и уровней побочной переменной заложена в «природе вещей», а не вызывается исключительно действиями экспериментатора. Способ контроля естественного смешения тот же, что и в случае искусственного смешения: создание контрольного условия, которое включает в себя активный уровень сопутствующей переменной. Если нарисовать диаграмму уровней, по которым различаются условия, то можно увидеть, что контрольное условие делает возможным однолинейное сравнение только по независимой переменной.

Следующей была рассмотрена проблема операциональной валидности. Как и в случае с внешней валидностью, вопрос здесь Тот же: правильный ли эксперимент проведен для проверки экспериментальной гипотезы. Переменные в экспериментах с выделением независимой переменной, как правило, выражены в довольно абстрактных понятиях; экспериментальные же ситуации — гораздо конкретнее. Поскольку в экспериментах приходится делать конкретные вещи, эксперимент полного соответствия невозможен. Можно лишь постараться, чтобы конкретные экспериментальные операции репрезентировали понятия, содержащиеся в экспериментальной гипотезе. Для иллюстрации приводилось исследование влияния социальной атмосферы на поведение людей. В отношении этого исследования рассматривался вопрос, насколько точно условия независимой переменной соответствуют общим понятиям, которые они по предположению репрезентируют. Затем был проанализирован эксперимент по научению с точки зрения репрезентативности независимой переменной.

Мы рассмотрели вопрос об испытуемых, постепенно сужая их контингент. Некоторые эксперименты касаются всех животных, так что выбор конкретного вида зависит главным образом от соображений удобства. Если испытуемыми являются лабораторные крысы, то вопрос об общности результатов становится особенно актуальным. В отдельных случаях выбирается специальный вид животных из-за их характерных особенностей. Для большого количества экспериментов реальный интерес представляет поведение людей. Использование студентов колледжа вполне допустимо, но вопрос об общности результатов необходимо проверять в контексте каждого конкретного эксперимента.

И все же необходимо проводить отбор или распределение испытуемых. Как правило, исследователь в эксперименте с выделением независимой переменной не пытается получить такую выборку испытуемых, которая представляла бы некоторую популяцию. Вместо этого он (или она) сосредоточивается на вопросах внутренней валидности и проблему обобщения результатов решает путем обследования разных групп испытуемых в отдельных экспериментах.

В межгрупповых схемах применяются две различные стратегии. Одна из них включает предварительные решения, которые обсуждались на примере экспериментов с репрезентативными выборками. Другая является стратегией распределения испытуемых по группам. Если число испытуемых в группе невелико, то по мере появления новых испытуемых они распределяются по группам в последовательности регулярного чередования. При большем числе испытуемых лучше случайная последовательность распределения, так как она устраняет возможность нежелательных систематических влияний.

Для улучшения результатов, основанных на сравнении групп, могут быть использованы особенно сходные индивиды. Для этого в сравниваемые условия могут, например, помещаться особи одного помета, а в случае с людьми — монозиготные близнецы.

В современных исследованиях схемы индивидуального эксперимента используются так же часто, как и межгрупповые. Небезынтересно отметить, что эта схема может даже вылиться в эксперимент с одним единственным испытуемым. В этом случае иногда возможен надежный контроль эффектов последовательности и временных эффектов.

Мы дали краткую характеристику направления нашего движения в предыдущих и последующих главах. Было отмечено, что мы начали с весьма конкретных исследований, позволяющих производить минимальные обобщения. Затем мы перешли к более абстрактным переменным и к более широким обобщениям. В последующих главах будут описаны эксперименты, которые выявляют более полный, менее ограниченный набор факторов, влияющих на поведение.

ВОПРОСЫ

1. Сравните эксперимент по спасательным работам на море из главы 3 с экспериментом по трудовой этике с точки зрения характера независимой переменной — изолированная она или составная.

2. Сравните эксперимент на предпочтение сорта томатного сока из главы 1 с экспериментом на направленное обоняние в отношении чистоты экспериментальных условий.

3. Что мы подразумеваем под контрольной группой в эксперименте, требующем удаления части мозга?

4. В чем разница между процедурным смешением, которое возникает из-за того, что. эксперимент не может быть идеальным, и сопутствующим смешением как результатом того, что эксперимент не может быть чистым?

5. Приведите пример естественного сопутствующего смешения и покажите, каким образом оно может быть устранено. Составьте таблицу для пояснения ситуации.

6. 233Как сформулировать гипотезу, которую можно проверить экспериментальным путем?

7. Как используется идея эксперимента полного соответствия в экспериментах на выделение независимой переменной?

8. Как экспериментатор решает вопрос об использовании того или иного вида животных в эксперименте?

9. Что подразумевается под сериальными стратегиями распределения испытуемых по группам?

10. Всегда ли эксперименты на выделение независимой переменной проводятся на репрезентативных выборках? Хорошая ли это идея?

11. Опишите логическую последовательность предшествующих и последующих тем в данной книге.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.