Здавалка
Главная | Обратная связь

Мгновение и движение



 

Мгновение субъективно, движение объективно. Патанджали разъясняет, что мгновение — это настоящее, а настоящее — это вечное «сейчас», кото­рое вневременно и реально. Ускользая от внимания, мгновение превраща­ется в движение, а движение — это время. По мере того как мгновение пре­вращается в движение, возникают прошлое и будущее, а само мгновение исчезает. Следование движению мгновения есть будущее, а его отслежива­ние — прошлое. Мгновение само по себе суть настоящее.

 

Прошлое и будущее производят изменения. Настоящее же неизменно. Колебания сознания в сторону прошлого или будущего создают время. Если сохранять устойчивость ума, разума и сознания и осознавать мгновения, не вовлекаясь в движения, можно пережить состояние не-ума и не-времени. Это аманаскатва. Здесь работа ума не мешает созерцателю, который зрит напрямую. Так из пленника ума йогин превращается в его хозяина. Он пре­бывает в состоянии, свободном от ума и от времени.

 

Чистый разум

 

Возвышенный разум незапятнан и не осквернен, исполнен истины и чисто­ты. Он мгновенно и точно постигает различие между обычными существами, не опираясь при этом на такие критерии, как происхождение, уровень жизни, ее качество или место.

 

Такой разум исполнен истины и чистоты, подобно самой душе. Йогин, обладающий таким разумом, свободен от гордыни и предрассудков. Его разум и сознание возносятся до уровня души. Подобно меду, который сладок в каждой соте, тело, клетки, чувства, ум, разум, сознание и совесть йогина равномерно и одинаково отражают свет души. Каждая частица созерцателя становится душой. Это кайвалъя. Она наступает тогда, когда отвергаются силы, которые влекут метущегося странника, но отвлекают сознание йогина.

 

IV. Кайвалья пада

Кайвалъя означает исключительность, вечную свободу. Кайвалъя— это избавление от кармы, т. е. от последствий действия и налагаемых им обя­зательств. Кайвалья — это абсолютное, неделимое существование. Погру­жаясь в кайвалъю, йогин избавляется от мыслей, ума, интеллекта и эго и ста­новится чужд превращениям гун природы — саттвы, раджаса и тамаса. Он становится гунатитаном — чистым, безупречным существом.

 

В вибхути паде Патанджали рассматривает чудодейственные силы, ко­торые пробуждаются в развитом йогине, и говорит о том, что, отрешаясь от них, йогин постигает кайвалъю— венец йогической садханы. Здесь он пре­бывает в состоянии полноты души и исключительной единственности.

 

Заключительная пада Йога-сутр поражает читателя своей полнотой. Описывая природу сознания, эта глава обращает наше внимание на то, что сознание по своей сути абсолютно и исполнено чистоты и божествен­ности. Оно загрязняется вследствие совершаемых нами действий, будь они белые (саттвичные), серые (раджасичные) или черные (тамасичные). Познать абсолютную природу сознания можно благодаря благоприятно­му происхождению, духовному жару и медитации. Очищающая транс­формация сознания освобождает жизненную энергию, которая усиливает процесс эволюции «я». Постепенно человек избавляется от мирских за­бот, связанных с дхармой (долгом), артхой (средствами к существованию) и камой (земными радостями). Оставляя их пределы, йогин достигает сво­боды — мокши. Сознание, освободившись от атрибутов природы, раство­ряется в душе, пуруше.

Кайвалъя пада призывает отрешиться от сверхъестественных способнос­тей, пробуждающихся в йогине по мере его духовного восхождения, и разъ­ясняет, каким образом возвышенные йогины, в каком-то смысле оставив­шие мир позади себя, могут служить миру.

 

Пять типов йогинов

 

Патанджали начинает кайвалъя паду, перечисляя причины необыкновенных способностей. Во-первых, они могут достаться человеку от рождения в ка­честве заслуги за правильную практику, осуществленную в предыдущих жизнях. Во-вторых, их можно обрести уже в этой жизни через употребле­ние различных трав (аушадхи), песнопение (мантра), суровую дисциплину (тапас), медитацию (дхьяна) и полную погруженность (самадхи).

 

К какому бы типу ни принадлежал йогин, энергия природы, которую мы теперь знаем как кундалини, течет в нем в изобилии, подготавливая его к видению бесконечного света души. Если использовать эту энергию непра­вильно, она уничтожит своего обладателя и иссякнет. Поэтому тапас и са­мадхи считаются наиболее полезными и безопасными способами достиже­ния самадхи: они создают прочный фундамент для стабильного роста, что существенно уменьшает риск употребить накапливаемую во время практи­ки энергию себе во вред.

 

Правильное использование своих естественных сил можно сравнить с тем, как крестьянин снабжает водой свои поля. Сначала он орошает поле в пределах окружающих его земляных насыпей, а затем, когда вода полно­стью пропитает почву, открывает канал, ведущий к примыкающему полю. Из соображений безопасности йогин должен обязательно следовать методу и постоянно усмирять сознание, дабы разумно использовать энергию при­роды (шакти) и приблизить себя к свободе.

 

Талант

 

Чтобы узреть всю силу природы и оценить ее пользу, необходимо обладать талантом. Беда в том, что сила укрепляет гордыню и эго, бросая тень на бо­жественность человека. Эго коренится в том же чистом сознании. Желание же — семя нечистоты — возникает в результате контакта эго с внешним миром. Чистота суть смиренность. Когда она оскверняется умом, она пре­вращается в гордыню, из-за которой сознание рассеивается и принимает форму колеблющихся мыслей. В обретении йогического таланта лучшими средствами являются тапас и самадхи.

 

Действия

 

Существуют четыре типа действия: черные, белые, серые и неокрашенные. Действия последнего типа находятся вне досягаемости тамаса, раджаса и саттвы и не определяются ни намерением, ни побуждением, ни желани­ем. Они чисты и беспричинны и посему не подчиняются закону причины и следствия, который правит всеми остальными действиями. Мотивирован­ное действие в конце концов оборачивается гордыней и страданием. Истин­ный йогин совершает лишь те действия, которые не имеют мотивов, т.е. свободны от желаний, гордыни и последствий.

 

Цепочка из причины и следствия подобна мячику, вечно отскакива­ющему от стен и пола при игре в сквош. Память, сознательная или под­сознательная, связывает звенья этой цепи на протяжении многих жизней. Это происходит потому, что любое действие, принадлежащее к первым трем типам, оставляет остаточные впечатления, которые поступают на хра­нение в самые глубины нашей памяти. Именно они вращают колесо кар­мы, вызывая к жизни реакции и определяя последующие действия. Послед­ствия действий могут проявиться незамедлительно, а могут ждать своего часа в течение многих лет и даже жизней. Тамасичное действие порождает печаль и страдание, саттвичное приводит к благоприятным результатам, последствия раджасичного действия имеют смешанный характер. В зави­симости от своего происхождения плоды действия могут либо привязать нас к вожделению, злобе и алчности, либо обратить к духовному поиску. Остаточные впечатления, которые называются самскарами, рисуют круги нашего существования, определяя место и время рождения, а также соци­альное положение. Будучи чистыми, действия йогина не оставляют впе­чатлений и не вызывают реакций, и поэтому они свободны от остаточных впечатлений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.