Здавалка
Главная | Обратная связь

Желания и впечатления



 

Желание вместе со знанием, извлекаемым из памяти и являющимся оста­точным впечатлениям, существует вечно. Желание — это такое же свойство нашей натуры, как и страх смерти. У совершенного йогина желания и впечат­ления прекращают существовать. Когда чистое, немотивированное действие останавливает механизм причины и следствия, йогин оставляет пределы двойственного мира, а его привязанности и желания блекнут и умирают.

 

Время

 

Йогическая дисциплина искореняет невежество, авидью. Когда иллюзии ис­чезают, время становится вневременным. Время — это континуум, но ему присуще три типа движения — прошлое, настоящее и будущее. Прошлое и будущее вплетается в настоящее. Настоящее же само по себе вневременно и вечно. Подобно глине на гончарном круге, настоящее — мгновение — пе­ретекает в движение, которое оформляется в день и ночь и создает ощуще­ние, что движется время. Ум, наблюдая за движением времени, разграни чивает в нем прошлое, настоящее и будущее. Вследствие этого восприятие объектов меняется в зависимости от времени восприятия.

 

Несмотря на то что постоянные «участники» времени — объект и субъ­ект — в самом существе своем остаются неизменными, ум видит их по-разному в зависимости от развития собственного разума и разграничивает наблюдение и отражение. Поэтому действия и их результат — не одно ито же. Проиллюстрируем это на примере разницы мотивов, которыми руко­водствуются люди, совершая схожее, на первый взгляд, действие. Разбойник убивает за деньги, солдат — за свою родину, а простой человек — защищая семью от бандитов. Во всех трех случаях люди поступают одинаково. Одна­ко, в зависимости от развития индивида, эти на первый взгляд идентичные действия наполнены совершенно разным содержанием.

 

Йогин сохраняет бдительность и осознанность в отношении настояще­го. Он живет в мгновении, используя прошлое лишь в качестве основы для настоящего и позволяя уму постигать неизменность видимых объектов.

 

Субъект и объект

 

Предыдущие главы проливали свет на феномен природы, указывая, что не­смотря на то что природа сама по себе вечна, ее качества, гуны, подвержены постоянным изменениям. Превращение гун создает «многообразие» ума, и по­этому последний воспринимает объекты всегда по-разному. При этом объект не меняется, ум тоже остается тем же самым. Однако уму присущи качества настроения и поведения. Подобное дробление ума является причиной авидъи. Ум, разделенный гунами, снова и снова меняет облик человека. Поскольку гуны осуществляют свои движения в ритмичном единстве, по своему интеллекту­альному развитию люди качественно отличаются друг от друга, и каждый ви­дит объекты по-своему, хотя сами объекты остаются неизменными.

 

Оставаясь наблюдателем, йогин изучает уникальные ритмичные пре­вращения гун и пребывает в собственной сути — в душе. Своя суть и суть воспринимаемого объекта для йогина одно и то же. Исследуя самого себя, он приходит к заключению, что объекты не меняются, но он сам создает ка­жущиеся изменения в них. Он учится постигать вещи без предубеждения, осознавая, что они существуют сами по себе и не зависят от того, кто и как их познает. Ясный, чистый ум йогина видит объекты такими, какие они есть — обособленными и посему не оставляющими впечатлений. Свобод­ный от предубеждений, йогин избавляется от кармы.

 

Чит и читта (универсальное и индивидуальное сознание)

 

Неизменный созерцатель (чит) суть Господин сознания. Он вечен, неизме­нен и озарен собственным светом. Созерцатель может быть одновременно и субъектом, и объектом. Он видит каждое изменение, происходящее в уме, разуме и сознании, и осознает, что они являются его порождениями и в со­стоянии запятнать его, пока живы авидья и асмита.

 

Созерцатель суть семя, а сознание — росток. Ум — это стебель, а врит-ти, колебания или мыслительные волны —листья, которые через ум и еди­ное сознание связаны с семенем.

 

Сознание и его ветви — разум, ум и мысль — становятся объектами для созерцателя. Сами по себе — без сознания — эти ветви не существуют, а со­знание не существует без созерцателя. Оно заимствует свет у созерцателя и распространяется по направлению к разуму, уму и мысли. Поскольку со­знание не обладает собственным светом, оно не может быть одновременно и субъектом, и объектом. Оно является познаваемым объектом для созерца­теля, подобно тому, как вещи и явления внешнего мира являются познавае­мыми объектами для него.

Чит (созерцатель, душа, космическое сознание) есть пассивный, всеведу­щий наблюдатель. Читта же (сотворенное, «проросшее» сознание) активна, она поддается впечатлениям и, будучи напрямую связана с внешним миром, с легкостью вовлекается в него. Однако, проанализировав читту, мы мо­жем установить над ней контроль и привести ее в состояние неподвижности. В этом случае ее, словно магнитом, притянет ее же собственный источник — чит, которому она и уподобится. Поэтому для реализовавшегося йогина чит и читта суть одно. Вся трудность в том, что для обычного человека созер­цателем выступает «проросшее» сознание, которое на самом деле лишь при­творяется им. Изучая читту, мы начинаем понимать, что она не в состоянии излучать собственный свет, а потому целиком и полностью зависит от своего источника — созерцателя. Пока мы это не поймем, сознание будет оставаться призмой, искажающей восприятие. Как только читта сольется с созерцате­лем, она превратится в превосходный отражатель и одновременно станет от­ражением, отражающим чистоту — душа, отражающая душу.

 

Таким образом, мы видим, что читта может устремляться в двух проти­воположных направлениях — вовне, к своей матери, к пракрити, и внутрь — к отцу, к пуруше. Задача йоги в том, чтобы сообщить нам окончательную цель читты, которая заключается в движении по второму пути — в движении от внешнего мира к душе. Однако йога не только формулирует для нас цель — она дает в наше распоряжение средства ее достижения. Тот, кто обретает свою душу, становится Йогешварой (Господом йоги) и Йогираджой, Царем среди йогинов.

 

Предостережение

 

Патанджали предостерегает, что даже возвышенные йогины не застрахо­ваны от падения. Даже если между читом и читтой достигнуто единство, невнимательность, небрежность и гордыня могут вернуть себе утрачен­ные позиции и образовать раскол в сознании. Потеря концентрации может возродить старые мысли и привычки, которые нарушат гармонию кайвалъи.

 

Если это произойдет, йогину следует возобновить процесс очищения, осуществляя его с тем же рвением, с каким садхаки, находящиеся на ран­них ступенях развития, пытаются покорить страдания в более грубой их форме.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.