СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.
План лекции. 1. Переживания и эмоции пациентов во время нахождения в ЛПУ. 2. Значение этико-деонтологических принциповповедения медсестры дляэффективного осуществления медсестринского процесса. 3. Межличностные отношения между медицинской сестрой, пациентом и его родственниками.
Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре. Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента. От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации. Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами. Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи. При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника. Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.
Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста характерно: 1) отсутствие осознания болезни в целом; 2) неумение сформулировать жалобы; 3) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы; 4) восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих; 5) усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни; 6) наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.); 7) чувство совершенного проступка, вины (больница – как наказание за плохое поведение); 8) плохо переносят отсутствие родителей. При общении с детьми медсестра должна уметь: - создать теплое эмоциональное общение; - отвлечь ребенка от болезни при помощи различных игр и др.; - профессионально общаться с родителями.
Деонтологическое поведение с подростками. Для подростков характерна бравада – пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований. Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.
Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста.
Особенности характера людей пожилого и старческого возраста: 1) психологическая доминанта – «уходящая жизнь», приближение смерти; 2) чувство одиночества 3) нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию; 4) снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов; 5) обидчивость, ранимость; 6) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста. Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.
Адекватное отношение - это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом. Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья: - отрицательное – игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни - пренебрежительное – недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни - ипохондрическое – уход в болезнь - утилитарное – получение известной выгоды от болезни материальной и моральной - аггравация – преувеличение симптомов болезни - синдром Мюнхаузена – наличие симптомов при отсутствии болезни. Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного,которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь). Эгротогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения. Ятрогения – болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.
Ятрогения – это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.
Причины ятрогений: 1) отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом; 2) эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом; 3) эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента(тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания); 4) Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований; 5) Нарушение правил медицинской этики; 6) Нарушение врачебной тайны; 7) Недостаточный опыт медработника. Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику больного. Ятрофармакогения – болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.
Профилактика ятрогений. 1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат. 2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным. 3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала. 4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему. 5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных. 6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои. 7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.
Лекция № 6. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|