Здавалка
Главная | Обратная связь

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.



План лекции.

1. Переживания и эмоции пациентов во время нахождения в ЛПУ.

2. Значение этико-деонтологических принциповповедения медсестры дляэффективного осуществления медсестринского процесса.

3. Межличностные отношения между медицинской сестрой, пациентом и его родственниками.

 

Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.

Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента.

От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации.

Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.

Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.

Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.

 

Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста характерно:

1) отсутствие осознания болезни в целом;

2) неумение сформулировать жалобы;

3) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;

4) восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих;

5) усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни;

6) наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.);

7) чувство совершенного проступка, вины (больница – как наказание за плохое поведение);

8) плохо переносят отсутствие родителей.

При общении с детьми медсестра должна уметь:

- создать теплое эмоциональное общение;

- отвлечь ребенка от болезни при помощи

различных игр и др.;

- профессионально общаться с родителями.

 

Деонтологическое поведение с подростками.

Для подростков характерна бравада – пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.

Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.

 

 

Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста.

 

Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:

1) психологическая доминанта – «уходящая жизнь», приближение смерти;

2) чувство одиночества

3) нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию;

4) снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов;

5) обидчивость, ранимость;

6) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

 

Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.

Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.

 

Адекватное отношение - это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом.

Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:

- отрицательное – игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни

- пренебрежительное – недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни

- ипохондрическое – уход в болезнь

- утилитарное – получение известной выгоды от болезни материальной и моральной

- аггравация – преувеличение симптомов болезни

- синдром Мюнхаузена – наличие симптомов при отсутствии болезни.

Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного,которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).

Эгротогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.

Ятрогения – болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.

 

Ятрогения – это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.

 

Причины ятрогений:

1) отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом;

2) эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом;

3) эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента(тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания);

4) Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований;

5) Нарушение правил медицинской этики;

6) Нарушение врачебной тайны;

7) Недостаточный опыт медработника.

Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику больного.

Ятрофармакогения – болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.

 

Профилактика ятрогений.

1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат.

2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным.

3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала.

4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему.

5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных.

6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои.

7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.

 

 

Лекция № 6.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.