Здавалка
Главная | Обратная связь

декодирование сообщения и его понимание.



Для эффективной коммуникации необходим еще один компонент:

5. подтверждение - способ, при помощи которого отправителя уведомляют, что сообщение получено.

 

В зависимости от способов кодирования и передачи информации общение делится на 2 типа:

Вербальное - сообщение передается при помощи слов, устной речи.

Такой способ общения характерен только для человека. Так как

только у человека развита П сигнальная система.

Вербальное общение предполагает два важных элемента : что вы

говорите и как вы говорите.

Как сделать вербальное общение эффективным ?

• говорите с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

• не злоупотребляйте специальной терминологией. Если терминология окажется для пациента непонятной и он постесняется обратиться к вам за разъяснением, общение окажется неэффективным;

• выбирайте скорость и темп речи, следите за интонацией;

• выбирайте нужную громкость;

• убедитесь в том, что вас поняли.

 

Невербальное - сообщение передается без участия речи. Существует несколько методов передачи и восприятия невербальной информации.

1. визуальный - через мимику, жесты, позу, внешний вид. Изучением этого занимается новая наука кинетика. Исследователи выяснили, что человеку гораздо легче контролировать свою устную речь, чем язык мимики и жестов. Этот канал невербального общения более достоверно выражает чувства и эмоции, с помощью мимики можно передать любое эмоциональное состояние человека - гнев, радость, печаль, испуг, страх и ужас. Каждый человек, формируясь как личность в определенной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Жестикуляция человека может носить произвольный и непроизвольный характер и свидетельствовать о состоянии человека. Например, по данным А. Гельма, движение беспокойства заключается в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головой, ерзании на стуле, отбрасывании волос. Скрещенные на груди руки или скрещенное положение ног говорит об отрицательном эмоциональном состоянии человека эти жесты носят защитно-оборонительный характер. Медсестре необходимо научится контролировать свои мимику и жесты. Внешняя привлекательность дает человеку более высокий коммуникативный потенциал, вызывает у окружающих безотчетное положительное отношение.

 

Если медсестра одета профессионально, пациент будет больше доверять ей.

 

2. акустический - через тембр, интонацию, плавность речи, смех;

 

3. тактильный - через прикосновение, пожатие рук, объятия. Этот метод позволяет передать человек признательность, эмоциональную поддержку, одобрение, нежность.

 

4. ольфакторный - через запахи.

 

 

Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.

 

 

Несколько слов о способах связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Письменное общение. Рекомендации к письменному общению :

• пишите аккуратно, если у вас плохой почерк - печатными буквами;

• выбирайте правильный размер и цвет букв;

• пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры;

• выбирайте простые, понятные слова;

• обязательно подписывайте ваше сообщение. Эффективность письменного общения зависит от многих факторов :

• умеет ли человек читать;

• понимает ли написанное;

• видит ли написанное,

• знает ли язык на котором написано сообщение.

• Если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.

Главное в психологическом контакте - без предубеждения увидеть другого таким, каков он есть, начать общаться с ним реальным (уважая его и свое право быть самим собой), не пытаясь начать его переделывать

Виды общения: понимающее и критикующее. Понимающее общение повышает вероятность того, что психологический контакт состоится.

Понимающее общение - ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношении и на выявление точки зрения собеседника.

Правила понимающего общения:

• больше слушайте, меньше говорите сами, следите за высказываниями пациента;

• воздерживайтесь от оценок, меньше задавайте вопросов, не торопите собеседника;

• старайтесь реагировать на личностно значимую для партнера информацию, говорящую о его потребностях;

• стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Внимание к чувствам другого человека называется эмпатией.

• ведете себя доброжелательно, сопереживайте собеседнику;

• отвечайте положительно, не спорте даже мысленно;

• не теряйте чувства юмора;

• дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость.

Люди с большей вероятностью ответят положительно тому кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только

расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.

Одной из составляющих понимающего общения является «активное слушание»

Внимательное слушание способствует установлению психологического контакта, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество.

Когда медсестра слушает внимательно, она глядит на собеседника, склоняется в его сторону, ее поза свидетельствует об открытости и интересе, поощряет к разговору.

Умение слушать требует определенной дисциплины и затрат энергии.

У слушающего могут возникнуть такие психологические барьеры как:

а)отключение внимания, когда медсестра лично не заинтересована в теме беседы или не согласна с тем, что ей говорят.

Б)предвзятое слушание, когда заранее на информацию, получаемую в процессе общения, навешивают ярлык нудной, не нужной;

в)в беседе затрагиваются темы, которые эмоционально затрагивают слушающего, возвращают его к собственным проблемам, отвлекая от беседы,

Могут возникать также внешние отвлекающие моменты:

Собеседник говорит недостаточно громко, плохая акустика, шум, некомфортная Т в помещении, телефонные звонки.

 

 

Виды реагирования в процессе слушания :

• простые фразы, подтверждающие наличие контакта;

• перефразирование мыслей и чувств собеседника;

• молчание как вид реакции;

• невербальные реакции;

• резюме (подведение итога основных идей, чувств собеседника)

• подбадривание;

• вопросы, проясняющие позицию собеседника.

 

Пространственная организация общения.Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Вокруг каждого человека имеется определенное пространство. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.

1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела;

2. интимную - не менее 40см;

3. личную - 40см - 2м ;

4. социальную - 2-4м;

5. открытую - более 4 м

 

В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе.

 

Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих

профессиональных обязанностей.

В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впуская друг друга в личную зону.

Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.

 

 

При выборе пространственной позиции для общения полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с партнером были на одном уровне. Исследованиями показано, что люди смотрят друг другу в глаза от 30 до 60% времени, затрачиваемого на общение. При этом отмечается прямо пропорциональная зависимость между временем визуального общения и заинтересованностью в общении. Контакт глаз усиливается, когда человек положительно воспринимает слова собеседника, и уменьшается при негативном отношении к получаемой информации, переживании чувства неудобства, вины. В ходе беседы необходимо следить за изменением взаимоположения собеседников. Если больной в процессе беседы отодвигается или подвигается к вам, то это важный признак того насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения.

Что делать, если ваш собеседник ведет себя агрессивно:

- не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как личное оскорбление : чаще всего люди выплескивают свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже, если их расстроил кто-то другой;

- нужно глубоко подышать или сосчитать до 20, пока не наступит успокоение;

- можно выйти из комнаты (конечно, если вы уверены, что пациент находится в безопасности);

- можно сделать перерыв, выпить глоток воды;

- следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре, дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности.

Существует ряд причин, создающих проблемы при общении медсестры и больного:

• низкие интеллектуальные и познавательные способности :олигофрения, болезнь Альцгеймера;

• аутизм;

• сухость во рту, ларингит, фарингит, ангина;

• заикание;

 

 

• потеря речевой функции - афазия. Различают 2 вида афазии:

1.моторная (речевая апраксия) - человек знает, что хочет сказать, но не может произнести слова. Такая проблема возникает при поражении левого полушария коры головного мозга.

2. сенсорная (словесная агнозия) - человек утрачивает способность понимать устную и письменную речь, хотя может произнести слова;

• снижение или утрата слуха;

• снижение остроты или утрата зрения.

Цели общения медсестры и пациента:

* предоставление пациенту фактической информации;

* уменьшение чувства тревоги и обеспокоенности у пациента и его родственников;

* обучение и советы пациентам и их родственникам.

 

СПИСОК РЕФЕРАТОВ.

1. Взаимоотношения в медицинском коллективе.

2. Профессиональная тайна.

3. Ятрогенные заболевания.

4. Этика проведения диагностических и лечебных процедур.

5. Тактика медицинского работника в клинике внутренних болезней.

6. Тактика медицинского работника в клинике детских болезней.

7. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней.

8. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике.

9. Тактика медицинского работника в геронтологической клинике.

10.Поведение медицинского работника с умирающими больными и их родственниками. Хоспис.

11.Биоэтические проблемы рождения: искусственное оплодотворение, прерывание беременности, суррогатное материнство.

12.Проблемы клонирования.

13.Биоэтические проблемы смерти: эвтаназия.

14.Проблемы трансплантации органов.

 

 



 


 






 



 



 


 



д

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.