Здавалка
Главная | Обратная связь

Приоритетная значимость психотерапевтического эффекта «Встречи».



«Встреча (психотерапевта и клиента) – это не случайное свидание или первое знакомство двух индивидов, а решающее внутреннее переживание, имеющее значение для одного из двух индивидов, а иногда – для обоих» (Генри Элленбергер).

Открывается нечто совершенно новое, становятся видны новые горизонты, пересматривается мировоззрение, иногда перестраивается и вся личность.

Терапевт – это не просто «зеркало», а живое человеческое существо, которое в этот час занято не собственными проблемами, а пониманием и переживаниями бытия клиента. Таким образом, мультимодальная экзистенциально-ориентированная психотерапия придерживается аксиомы: «Исцеляют не техники, исцеляют отношения.» (И.Ялом).

Р. Кочюнас, обобщая многочисленную литературу, описал модель личности эффективного психотерапевтического консультанта. Она охватывает следующие важные черты:

1. Аутентичность. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. В ней можно выделить три основных качества:полное осознание настоящего момента; выбор того, как жить в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичный человек проявляет себя, не прячась за социальные роли (в данном случае – за роль консультанта). Аутентичный консультант - наиболее подходящая развивающая модель для клиента, показывающая ему возможности поведения.

2. Открытость собственному опыту. Это, прежде всего, открытость и принятие консультантом своих собственных чувств: и позитивных, и негативных.

3. Развитие познания себя. Чем больше консультант узнаёт о себе, тем лучше может понять своих клиентов. Неспособность к самопониманию ограничивает психотерапевтическую эффективность и увеличивает вероятность того, что консультант может стать жертвой удовлетворения своих неосознанных потребностей во время консультирования.

4. Сила личности и идентичность. Консультант знает, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, знает и проверяет свои ценности. Как в консультативной работе, так и в личной жизни консультант не должен быть простым отражением надежд других людей, а должен действовать, руководствуясь своей внутренней точкой отсчёта.

5. Толерантность к неопределённости. Консультант должен уметь чувствовать себя устойчиво в ситуации неопределённости процесса консультирования. В этом ему помогают уверенность в своей интуиции и способность рисковать во взаимодействиях с клиентом.

6. Принятие личной ответственности. Понимание себя, как «автора своей жизни» помогает свободно и осознанно делать выборы в процессе консультирования, например, соглашаться с аргументами клиента или позитивно противостоять им. Консультант принимает и осознаёт ответственность за свое поведение в консультировании. Он конструктивно принимает критику, стремясь отвергать возникающие механизмы психологической защиты.

7. Глубокие отношения с другими людьми. Это способность к безоценочному и, в то же время, эмоционально-открытому принятию чувств, взглядов, черт личности и поведения других людей.

8. Постановка реалистических целей. Эффективный консультант должен знать как свои возможности, так и свои ограничения. Ни один консультант не может эффективно помогать всем клиентам, понимать все их проблемы. Принятие своих ограничений спасает от необязательного напряжения, ненужной вины, способствует глубоким и реальным отношениям с клиентами.

Р. Кочюнас приводит три важных постулата зрелости в консультировании и психотерапии (по К. Schneider):

1. Внутренняя зрелость консультанта. Это значит, что он успешно решает свои жизненные проблемы; он откровенный, принимающий и искренний по отношению к себе человек.

2. Межличностная зрелость консультанта. Это значит, что он может помогать другим людям эффективно решать их проблемы; он откровенный, принимающий и искренний по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. Это значит, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

К особо вредным для консультанта эмоциональным проблемам следует отнести склонность доминировать, авторитарность, склонность к пассивности и послушности, к избеганию людей, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным импульсам клиента, невротическое отношение к деньгам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.