Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ



 

Разные традиции взаимодействуют друг с другом, в этом взаимодействии и состоит суть культурной жизни. В каждой культурной форме существует множество различных традиций, которые противоречат друг другу. Но, с другой стороны, именно в этом про­тиворечии и заключается суть жизни. Ибо жизнь – это динамика, динамику же задает противоречие.

 

ПЕРЕПЛЕТЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ

 

Поле человеческой культуры – это поле «шахматной доски», на которой действуют «шахматные фигуры» с заданным диапазоном «ходов» - кодов определенных традиций, и на основе этих «ходов» – кодов традиций разворачивается игровая драма человече­ской культуры. Не зря шахматная игра так популярна на протяжении истории, – она яв­ляется наиболее совершенной «калькой» с человеческой культуры.

Переплетение различных традиций, борьба между ними, взаимосвязь и взаимная под­держка создает тело культуры. Вообще, какая-либо культурная форма или какой-либо тип социального дей­ствия никогда не существует на основе одной традиции. Та или иная культурная форма, тот или иной тип социального действия опре­деляется двумя, тремя и большим количеством традиций, которые задают конфигура­цию этой формы или типа социального действия.

Вообще драматургия истории человеческой культуры построена на полифонии раз­личных сю­жетных линий. В этом отношении был прав Б. Кроче, который в своей ра­боте «Теория и история историографии» (1917) утверждал, что не существует общей истории, а су­ществует множество историй - история философии, литературы, социальная и экономическая история. Именно это множество историй в своей переплетенности друг с другом могут создать цельный образ истории человеческой культуры, которая является переплетением традиций различных культурных форм и их историй. Но, с другой стороны, эти традиции до такой степени переплетены, что не­возможно выстроить историю ка­кой-либо культурной формы, не рассматривая остальные культурные формы и их тра­диции. Если мы рассматриваем, к примеру, тра­дицию какой-то философии, то мы не можем понять её без рассмотрения условий её возникновения, на каком общекультурном фоне она родилась, благодаря каким традициям ментальных, социальных и хозяйственных форм он получила устойчивое существование.

 

Переплетаются они довольно странно. Если традиция одной сферы действует независимым образом, то далее она начинает влиять на традицию в другой сфере на довольно большом промежутке времени.

Увлечение

В этом от­ношении интересна концепция Дж. Стюарда о многолиней­ной эво­люции, ко­торую он изложил в работе «Теория культурных изменений. Методология многолиней­ной эво­люции» (1955)

 

РЕНЕССАНСЫ

 

Как подчеркивал К. Поппер: «…восприятие повторившегося события – не то же са­мое, что вос­приятие исходного события. Восприятие повторения является новым вос­при­ятием. Повторение уже наблюдавшихся событий может поэтому вызывать в наблюда­теле новые восприятия. По­вторение образует новые привычки, оно сопровож­дается и новыми привычными условиями» (Поппер К. Нищета историцизма М.,1993 С.17)

В этом отношении интересны идеи Ж. Делёза и его работы «Различие и повторение»

Человек никогда не действует на базе выработанных только своей мыслью правил сознания, поведения и действия. Он всегда использует для этого определенные модели, которые приняты в качестве паттернов сознания, поведения и действия, принятым в той или иной общности. Этот механизм действует повсеместно в культуре и является основополагающим. В области мифа и религии человек мыслит антропоморфизмами, осмысляя окружающий мир по образцу человека и социального устройства. В области познания к любому новому предмету человек всегда подходит с набором отработанных моделей- парадигм описания мира, и осмысляет новые явления по аналогии с ними. В области искусства человек выражает свое видение мира на основе типичных художественных образов, которые играют роль метафор, являющихся художественной формой аналогии. В области философии он создает концепции, оперируя концептами, которые представляют собой нечто среднее между аналогией и метафорой..

 

Как подчеркивал Г. Спенсер: «Для образования того стройного знания, которое мы на­зываем умом, необходимо уподобление каждого впечатления другим, уже предста­вив­шимся ранее сознанию» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.45)

Традиция живет, мертвой традиции не бывает, есть только законсервированные тра­диции, которые в благоприятных условиях всегда способны к возрождению. «Эйдос» традиции пульсирует. Если платоновские «эйдосы» вневременны и стабильно существуют над изменчивым миром изменчивого бытия, то «традиции- эйдосы» живут пульсациями, которые имеют как форму пространственной экстенсивной пульсации, так и форму временных пульсаций интенсивностей. В истории та или иная традиция имеет свойство то уходить в «небытие», то усиливать резко свою интенсивность - «воз­рождаться».

Аристотель: «…не единожды, не дважды и не несколько, но бесчисленное множество раз одни и те же мнения появляются и вновь обращаются среди людей» (Аристотель Сочинения в 4-х томах. Т.3. М., 1981. С.445).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.