Комическая метафора в номере
\Чаще всего артист заставляет публику смеяться, когда поI "I,IBaeT несоответствие желаемого и действительного, когда на- путает явление, причину и следствие. Именно здесь возIIIII,;IIOT специфические приемы эксцентрики, буффонады, гро1 "1\;1, пародии. Именно все эти приемы позволяют артисту и 1"1'llccepy «говорить~ в номере языком метафор. ,<Метафора~ - дословно в переводе с греческого означает 1I('РСllесение~. Человек как бы смотрит на окружающий мир 'I"IH':I себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычны',111, Ilсожиданными свойствами. В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется пе,"'lIесение свойств одного предмета или явления на другой. Но осществляется это не механически. Такое перенесение обязательно !\"",lется на основании какого-то общего для обоих предметов (яв""IIИЙ) признака. Такое, неожиданно найденное режиссером сходство позволяет использовать предметы, с которыми работает артист, не по 1I,\III;tчению. Например, однажды известный советский клоун К. Мусин, выйIЩ на манеж, обнаружил, что он забыл пистолет, необходимый ему по ходу репризы. И он схватил первое, что попалось под руку, - плотIIИЦКИЙ угольник (измерительный плотницкий инструмент из двух планок, скрепленных под углом 90 градусов; по форме может напоминать пистолет) - и сыграл антре с ним, вместо натурального пистолета. У спех был такой, что клоун закрепил этот прием, и во всех последующих выступлениям в этой репризе выходил с угольником. В чем здесь секрет смешного? В том, что возникло явное несоответствие между видом предмета и способом его применения. Если же мы обратимся к жанру музыкальной эксцентрики, то увидим, что здесь прием использования предметов не по назначению используется очень часто. Музыкальные эксцентрики играют на пиле, на бокалах, наполненных водой, на дровах и т. П., то есть - используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Буффонада Буффонада основывается не на приеме перемещения свойств, а на приеме преувеличения. Вот пример: артист сидит на стуле и играет на гармошке. Звучит очень веселая, удалая музыка, а артист все время плачет и рыдает. Но, когда он, закончив играть и плакать, встает со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и острая канцелярская кнопка, естественно, острием вверх. Использование этой огромных размеров канцелярской кнопки является буффонным преувеличением. На приеме преувеличения строится и карикатура. «Искусство карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность, и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров!>З. Для эстрады аналогия с карикатурой важна, так как и там, и там берется какая-то одна частность, одна деталь, которая преувеличивается и тем самым обращает на себя особое внимание. Гротеск Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что полностью выходит за рамки реальности. Однако гротеск не всегда и не обязательно смешон. ОН коi\IIl'ICH тогда, когда заслоняет духовное начало и обнажает недо, I;II'I(И. НО он делается страшен, когда это духовное начало в '1"I(()BeKe уничтожается. Поэтому так могут ужасать комические 11 I.,()ражения сумасшедших. Есть живописное полотно (предпо'1,II:tСМЫЙ автор Шевченко), где изображена кадриль в сумасшедIIH'M доме. Картина выразительна, полна смешных деталей, но It II,I'ЛОМ производит страшное впечатление. Вообще, так называемый «юмор сумасшедшего дома!> на эс'1 Щ(С существует, потому что формально в нем присутствует при111;11( нарушения логики поступков. Однако к такому %IOмору» 11 'I/lO относиться С большой осторожностью, ибо при внешних 111'II:тaKax смешного он может вызывать отталкивающие чувства. 1'/' жиссеру лучше этих тем избегать, так как в русской менталь111 Н'ТИ основное чувство, которое проявляется к убогому, - не lI,н'мешка, а сострадание. Пожалуй, есть только один способ, 11 >lла возможно использование такого юмора, - это когда драf",1ТУРГИЯ номера строится таким образом, что ненормален не '11111>1(0 больной, но и сам врач. Очень деликатно в этом смысле 1"'IIICHa, например, такого рода миниатюра «У невропатолога!> в IНllOлнении В. Винокура. Здесь однозначно читается не зубо, I.;I.III>CTBO над немощным, а веселое притворство двух артистов, 1III'OpbIe откровенно играют тупоголовых. Прием преувеличения, намеренного несоответствия отдель111,1 х 'Iастей нередко используется в пародИИ. Пародист часто вы1"/ljleT какой-то штрих в поведении пародируемого: характерный '(III:tваемый жест, походку, голосовую интонацию, деталь костю1\1,1 I!ЛИ прически, присущие только ему обороты речи и т. д. Этот III,I/\сленный характерный штрих преувеличивается и автомати'I'ТI(И вступает в несоответствие с другими деталями поведения, 11I1'тюма, грима - всего комплекса выразительных средств. При этом надо помнить: осмеяние в пародиИ может вызвать Iн'уважительное отношение к пародисту, если он просто пере"р;щшвает, копирует манеру. И наоборот, когда в пародии про'IIIШIСТСЯ уважение к объекту пародии, - смех сразу же возвы111:11"[ смеющегося над осмеиваемым ... Нllри добром смехе маленькие недостатки тех, кого мы любим, I Cколько оттеняют положительные и привлекательные стороны их. 1, IIИ эти недостатки есть, мы их охотно прощаем. При злом смехе недостатки, иногда даже мнимые, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Такой смех не вызывает сочувствия»4. В связи С тем, что очень часто персонаж как бы окарикатуривается, в буффонаде большое значение приобретают внешние средства выразительности: неоправданно большой нос или уши, огромный парик, длиннющие (на ходулях) ноги и т. д. Вместе с тем, в использовании приемов буффонады артиста всегда подстерегает опасность кривляния, наигрыша. Вообще грань между буффонностью и наигрышем очень тонка. Спасение здесь только в одном: буффонная внешность должна отвечать внутреннему содержанию, должна быть оправдана. По сути, режиссер должен найти логическое обоснование тех или иных алогичных поступков или ситуаций. Пусть не покажется парадоксальным, но лучшая буффонада всегда подсказана жизнью. И автор, и режиссер, заметив какое-то жизненное явление, в своем произведении выражают собственный взгляд на него, но основа-то - жизненная! Очень точно по этому поводу заметил Михаил Жванецкий: ~Я не пишу юмор - я пишу жизны>5. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|