Здавалка
Главная | Обратная связь

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ



Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут де­зорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маскировке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуляции», то есть выражении непереживаемых эмоций.

Способность контролировать выражение своих эмоцийимеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции.

Многие виды деятельности человека (научная, актерская, спортивная и т.д.) требуют вдохновения, душевного подъема. Для этого нужно научиться вызывать нужные эмоции.

Среди приемов, которые человек использует для вызова желательных эмоций, выделяют два:

1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения и смех. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для негоситуации. Использование этого приема предполагает определенную тренировку.

Положительное влияние на эмоциональную сферу личности оказывает смех.

2. Использование для вызова эмоций музыки. Экспериментально установлена зависимость определенных эмоциональных состояний от характера музыкального произведения.

Для устранения нежелательных эмоцийиспользуется психическая регуляция, связанная с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ланшафта), либо с саморегуляцией. Саморегуляция включает: 1) изменение направления своего сознания путем отключения сознания от эмоциогенных обстоятельств; переключения сознания на какое-то интересное дело; снижения значимости предстоящей деятельности; 2) использование защитных механизмов; 3) использование дыхательных упражнений.

Защита психологическая-механизм противостояния тревоге. Спе­циальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход- физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.

Идентификация- процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.

Смещение- подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей гнев).

Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын погиб.

Вытеснение- крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия- возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование- поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Например, чтобы скрыть свою влюбленность, подросток будет проявлять агрессию к объекту обожания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.