Телефон: 54-58-74, добавочный – 145
СИЛЛАБУС
по дисциплине______Социология_____________________
специальностей группы «Образование»,
5В 050300-Психология, 5В 090200-Туризм
форма обучения__очная, заочная (3 года)_______________
всего кредитов _______2_____________________________
| Форма обучения
| очная
| Очная
Сокращенная
| заочная
| Заочная
сокращенная
| ускоренная
| Всего часов по РУП
В том числе
|
|
|
|
|
| лекций
|
|
|
|
|
| практических (семинар.)
|
|
|
|
|
| лабораторных
|
|
|
|
|
| СРСП
|
|
|
|
|
| СРС
|
|
|
|
|
| Экзамен (семестр)
| 1,3,4
|
|
| 3,4
|
|
Программа дисциплины разработана
__________ Шевченко Л.Я., к.и.н., доцент__________________
( Ф.И.О., должность, ученая степень)
на основании
______________Типовой программы по дисциплине «Социология» от 11 мая 2005 года; №289________________________________________________________________________
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол №__11__от «7» июня 2012 г.
Зав.кафедрой___________ Шаукенов Ж.А.
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол №__5__от «__11__» июня 2012 г.
Председатель___________ _________________________
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Сведения о переутверждении
№
| Учебный год
| Сведения о рабочей программе
| Дата переутверждения
№ протокола кафедры
| Роспись зав.кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© Костанайский государственный педагогический институт
Учебная программа для студентов (SILLABUS)
по дисциплине "Социология"
¨ Название курса: «Социология»
¨ Код курса: SOC 2107
¨ Количество кредитов: 2
Лектор
| Шевченко Людмила Яковлевна – кандидат исторических наук, профессор
| ¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202
Телефон: 54-58-74, добавочный – 145
E-mail: 2012kon@bk.ru
Выписка из рабочего учебного плана
Код дисцип-лины
| Назва ние дисцип лины
| Курс
| Семестр
| Кол-во кредитов
| Лекции
| Практи- ческие занятия
| СРСП
| СРС
| Всего часов
| SOC 2107
| Социология
|
| 3, 4
|
|
|
|
|
|
| ¨ Пререквизиты, постреквизиты и краткое описание курса:
Система научного знания - неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается, по мнению Т. Парсонса, в том, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения культурой каждым новым поколением. Высшее образование как раз и призвано сохранять и передавать культурное наследие, в т.ч. и социологическое.
Социология - наука об обществе как социальной системе в целом, функционирования и развития этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Ведущий социолог современности Э. Гидденс дал следующее определение: «Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов».
Задача социологии - типологизация социальных систем, исследований связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.
Иерархия основных задач социологии:
-Общество как единый социальный организм;
- Универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем;
- Выявление динамики развития общества;
- Вычленение основных компонентов социальной структуры общества;
- Изучение социальных фактов.
В настоящее время проблема эффективности, индивидуальной учебы и конечного результата обучения студента в высшем учебном заведении проявляется как никогда раньше, причем заинтересован в этом прежде всего сам обучаемый. Современный специалист, которому предстоит жить и работать в обществе, живущем по законам рынка в условиях высокой конкуренции должен :
· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
· владеть основами социологического анализа.
Объем знаний по учебной дисциплине "Социология" - это история становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.
Цели и задачи курса "Социология".
Целью курса социологии является знакомство студентов с предметом, методом, методологией и функциями социологии, изучение основных этапов ее исторического развития, анализ структуры, этапов и элементов социологического исследования, методов и техники сбора социологической информации. Особое место отводится ознакомлению с основными социологическими институтами: экономическими, политическими, образования и семьи.
Задачи социологииопределяются необходимостью того, чтобы студенты, открывая для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе:
· освободились от представлений об этой науке только как прикладной, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения;
· смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем;
· получили навыки научного анализа, беспристрастного объективного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;
· получили ответы на вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе.
Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.
Календарно-тематический план дисципилины (очная форма обучения)
№
|
Название темы
| Распределение по часам и неделям
| Лекции
часы
| Лекции
неделя
| Семин.
часы
| Семин. неделя
| СРСП
часы
| СРСП
неделя
| СРС
часы
| СРС
неделя
|
| Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX – XX вв.: Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Развитие социологической мысли в России. Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского. Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Парадигмы социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р.Мертон, З. Фрейд, Э. Фромм).
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| Общество как сооциальная система. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
|
неделя
|
| Традиционное и современное общество. Основные характеристики традиционного и современного общества. Проблемы модернизации. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации. Образцы общества будущего. Особенности казахстанской модернизации. Возникновение и изменение традиций.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социальные институты. Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Теории социальной структуры. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Классы в современном западном обществе и тенденции их развития. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества. Особенности становления среднего класса в Казахстане.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| Социология малых групп. Индивид и группа. Коммуникация в группах. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия. Лидерские стили в группе. Организационный климат: факторы эффективности. Конфликты в группе. Особенности принятия решений в группах.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социальная мобильность и ее основные тенденции. Теория социальной мобильности П.Сорокина. Классификация мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Прцессы маргинализации в современном обществе.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| 6 неделя
|
|
|
| Личность как социальная система. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. Основные социологические концепции личности. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальные типы личности. Социальные статусы и роли. Социализация как процесс усвоения культурных норм и ролей. Институты социализации.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| Социология девиантного поведения. Социальные нормы и ценности. Природа и типы отклоняющегося поведения. Теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Социальный контроль и его функции. Позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Факторы репродуктивного поведения. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском обществе и других странах мира.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Образование и наука как предмет социологического исследования. Образование как механизм передачи социального опыта. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Система образования в информационном обществе.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Социологическое понимание культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация". Важнейшие элементы культуры. Производство и распространение культуры. Национальная кудьтура и этноцентризм. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Молодежь как социально-демографическая группа. Социальный статус молодежи. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. Приоритетные жизненные проблемы современной казахстанской молодежи. Концепция государственной молодежной политики.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Религия как социальный институт. Причины возникновения религии. Функции и роль религии в обществе. Теории религии. Типы религии.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Этносоциология как отрасль социологического знания. Понятие этносоциологии. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования развития. Этнический состав населения Казахстана. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества.
|
| 14 неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
|
| Социальные изменения: механизмы причины, движущей силы. Типология социальных изменений. Социальный кризис.
|
|
|
|
|
|
неделя
|
|
|
| Средства массовой информации. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть в СМИ. Средства массовой информации в современном Казахстане.
|
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
| Теория и методика проведения конкретных социологических исследований. Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании.
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
|
неделя
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематический план дисциплины
(заочное обучение)
№
|
Название темы
| Лекции
| Семинары
| СРС
|
| Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук.
|
|
|
|
| Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века.
|
|
|
|
| Парадигматические основания социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд, Э. Фромм).
|
|
|
|
| Социологический анализ общества как социальной системы. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Общество как живой организм. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. Формы прогресса.
|
|
|
|
| Социальные институты. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы.
|
|
|
|
| Социальные изменения.
|
|
|
|
| Социальное пространство и социальное время.
|
|
|
|
| Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона.
|
|
|
|
| Массовое поведение.
|
|
|
|
| Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули.
|
|
|
|
| Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Социально-классовая структура современного общества. Новые подходы к исследованию социальной структуры.
|
|
|
|
| Личность как социальная система. Ролевая теория личности. Понятие "социализация" в социологии. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Понятие социального статуса. Понятие ролевого набора. Виды ролевых конфликтов.
|
|
|
|
| Девиантное поведение. Социальные нормы и ценности. Социальный контроль и его функции. Социологические теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Влияние криминальной, конфликтной и ретритической субкультур на тип девиантного поведения. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
|
|
|
|
| Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Концепция У. Гуда, П. Парсонса. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Семья как малая социальная группа.
|
|
|
|
| Система образования как предмет социологического исследования. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Опыт современного решения проблемы: социологический анализ.
|
|
|
|
| Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия.
|
|
|
|
| Социологические проблемы высшей школы. Проблемы высшей школы: снижение уровня знаний, падение их престижа, рост значения утилитарных ценностей, углубление разрыва между высшим образованием и практической деятельностью. Социологические исследования проблем выбора прогрессии, типологии студентов, их социальной ориентации, учебно-познавательной деятельности. Переход вузов на новые модели подготовки кадров. Закон образования и вуз. Перспективы высшего образования в обществе.
|
|
|
|
| Социология культуры. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация".
|
|
|
|
| Молодежь в социальной культуре. Критерии выделения молодежи в качестве отдельной группы. Социальный статус молодежи. Молодежная культура, субкультура и контркультура. Молодежные группы. Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента.
|
|
|
|
| Социология религии.
|
|
|
|
| Мир этносов. Основные понятия этносоциологии. Этничекий состав населения Казахстана. Социальные проблемы сохранения и развития национальной самобытности в современных условиях.
|
|
|
|
| Социальный конфликт. Теории конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа. Основные причины возникновения конфликта. Характер конфликтов в современном обществе. Конфликтный функционализм Л. Козера. Источники социальных конфликтов. Позитивные функции конфликта. Внутренние, внешние, институционализированные и абсолютные конфликты. Структура конфликта. Типологии конфликтов. Конфликтные взаимодействия. Способы завершения конфликтного взаимодействия.
|
|
|
|
| Средства массовой информации как социальный институт. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть и СМИ. Четыре основные доктрины массовой коммуникации А. Моля. Средства массовой информации в современном Казахстане.
|
|
|
|
| Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании.
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
| Календарно-тематический план лекций
(очная форма обучения)
№
| Название темы
| Литература
| Неделя
| 1.
| Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук.
| Л - 5, 8, 10, 19, 20, 21, 25, 48, 50, 51
| 1 неделя
| 2.
| Становление социологии как науки.
| Л - 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 18, 28, 42, 45, 50, 51
| 2 неделя
| 3.
| Парадигматические основания социологии ХХ века.
| Л - 3, 6, 12, 13, 16, 18, 28, 29, 30, 47, 50, 51
| 3 неделя
| 4.
| Социологический анализ общества как социальной системы.
| Л – 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51
| 4 неделя
| 5.
| Социальная структура общества и социальная стратификация.
| Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51
| 5 неделя
| 6.
| Социальная мобильность и ее основные тенденции
| Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51
| 6 неделя
| 7.
| Личность как социальная система.
| Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51
| 7 неделя
| 8.
| Социология девиантного поведения.
| Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51
| 8 неделя
| 9.
| Социология семьи и брака
| Л - 2, 7, 17, 19, 25, 31, 33, 50, 51
| 9 неделя
| 10.
| Система образования как предмет социологического исследования
| Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51
| 10 неделя
| 11.
| Социологическое понимание культуры как социальной системы
| Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51
| 11 неделя
| 12.
| Социология молодежи
| Л – 7, 17, 20, 22, 34, 50, 51
| 12 неделя
| 13.
| Религия как социальный институт
| Л – 3, 4, 6, 7, 15, 17, 23, 24, 50, 51
| 13 неделя
| 14.
| Этносоциология как отрасль социологического знания
| Л – 4, 7, 10, 19, 21, 25, 32, 38, 46, 50, 51
| 14 неделя
| 15.
| Теория и методика проведения конкретных социологических исследований
| Л – 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99
| 15 неделя
|
Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология".
Календарно-тематический план лекций
(заочная форма обучения)
№
| Название темы
| Литература
| Неделя
| 1.
| Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук.
| Л - 3, 4, 5, 6, 7
| 1 неделя
| 2.
| Становление социологии как науки.
| Л - 1, 8, 9, 12, 13, 16
| 1 неделя
| 3.
| Парадигматические основания социологии ХХ века.
| Л - 1, 7, 9, 10, 12, 16, 26, 27
| 1 неделя
| 4.
| Социальная структура общества и социальная стратификация.
| Л - 3, 6, 7, 15, 17, 23, 24
| 2 неделя
| 5.
| Личность как социальная система.
| Л - 3, 5, 7, 15, 17, 20, 23, 24
| 2 неделя
| 6.
| Социология девиантного поведения.
| Л - 2, 5, 6, 7, 15, 17
| 3 неделя
| 7.
| Социология семьи и брака.
| Л - 2, 4, 5, 6, 7, 19, 24
| 3 неделя
| 8.
| Социология молодежи.
| Л - 2, 4, 5, 6, 12, 17, 24
| 3 неделя
| 9.
| Этносоциология как отрасль социологического знания.
| Л - 3, 4, 7, 10, 11, 15, 24, 27, 32
| 2 неделя
| Календарно – тематический план семинарских занятий
(очная форма обучения)
№
| Название
темы
| Вопросы к семинарским
занятиям
| Литература
основная
| Литература дополнительная
| Неделя
| 1.
| Предмет и метод социологии.
| 1. Предмет социологического знания.
2. Социология как научное знание.
3. Фундаментальные вопросы социологии.
| Л – 2, 5, 12, 13, 23, 26, 29, 36, 47, 56, 63, 64, 71, 87
| Л – 20, 23, 29, 59, 66, 94, 103, 107, 108, 109
|
неделя
| 2.
| Становление социологии как науки.
| 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии.
2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта.
3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 4.Теории конфликтов и теории структурного функционализма.
| Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93
| Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 31, 37, 43, 45, 48, 53, 54, 73, 85, 109
|
неделя
| 3.
| Парадигмы социологии ХХ века.
| 1. Психоанализ З. Фрейда.
2. Э. Фромм о «социальном характере».
3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики.
4. Т. Парсонс. Теория социального действия.
| Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93
| Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 32, 37, 43, 45, 48, 43, 54, 73, 85, 109
|
неделя
| 4.
| Общество как социальная система.
| 1. Основные теоретические подходы к анализу общества.
2. Признаки, элементы и структурные компоненты общества.
3. Основные характеристики традиционного и современного общества.
| Л - 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51
| Л – 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92
|
неделя
| 5.
| Социальная структура общества и социальная стратификация.
| 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире.
2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран.
3. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества.
| Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58
| Л - 12, 25, 26, 58, 60, 64, 70, 93, 97, 112
|
неделя
| 6.
| Социальная мобильность и ее основные тенденции.
| 1. Понятие «социальная мобильность». Теория социальной мобильности П.Сорокина.
2. Классификация мобильности.
3. Каналы вертикальной мобильности.
4. Процессы маргинализации в современном обществе.
| Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58
| Л - 2, 57, 64, 69, 70, 71, 83, 84, 93, 97
|
неделя
| 7.
| Личность как социальная система.
| 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности.
2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности.
3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен.
| Л - 1, 2, 23, 24, 36, 47, 51, 54, 71, 76, 78, 79, 85, 87, 88, 89, 94
| Л - 65, 68, 89, 91, 114, 116, 117
|
неделя
| 8.
| Социология девиантного поведения.
| 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения.
2. Теории девиантного поведения.
3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
4. Социальный контроль и его функции.
| Л - 2, 26, 35, 36, 38, 51
| Л - 16, 63, 70, 81, 94, 95, 109
|
неделя
| 9.
| Социология семьи брака.
| 1. Семья как социальный институт и малая группа.
2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции.
3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира.
| Л - 3, 4, 5, 58, 66, 74, 24,25, 27
| Л – 2, 24, 56, 100, 120
|
неделя
| 10.
| Система образования как предмет социологического анализа
| 1. Социология образования; основные социальные функции образования.
2.Противоречия и проблема образования на современном этапе.
3. Система образования в информационном обществе: проблемы, решения, перспективы.
| Л – 1, 2, 40, 42, 47, 58, 82
| Л – 28, 33, 34, 58, 72, 78, 79, 86
|
неделя
| 11.
| Социологическое понимание культуры как социольной системы.
| 1. Социальные и культурные аспекты познания общества.
2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры.
3. Национальная культура и этноцентризм.
4. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты.
| Л - 2, 24, 36, 39,40, 41, 46, 48, 58
| Л - 50, 62, 65, 90, 119
|
неделя
| 12.
| Социология молодежи.
| 1. Молодежь как социально-демографическая группа.
2. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений.
3. Особенности социализации молодежи в условиях рыночных отношений.
4. Ценностные ориентации современного казахстанского студенчества
| Л - 20, 21, 52, 53, 58, 75, 90, 91
| Л - 38, 41, 46, 47, 61, 102, 101
|
неделя
| 13.
| Религия как социальный институт.
| 1. Религия как предмет социологического исследования.
2. Функции и роль религии в обществе.
3. Мировые религии как формообразующий фактор человеческой культуры.
4. Нетрадиционные религии и их суть.
| Л - 11, 14, 16, 43, 60, 61
| Л - 19, 44, 67, 95, 114, 121
|
неделя
| 14.
| Этносоциология как отрасль социологического знания.
| 1. Этносоциология как раздел социологической науки.
2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития.
3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов.
4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества.
| Л - 6, 7, 8, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 49, 50, 87, 96, 97
| Л - 5, 7, 9, 11, 16, 36, 51, 63, 80, 81, 92, 95
|
неделя
| 14.
| Теория и методика прикладных социологических исследований.
| 1. Виды прикладных социологических исследований.
2. Методы прикладных социологических исследований.
3. Программа и план прикладных социологических исследований.
4. Обобщение результатов исследования.
| Л - 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99
| Л - 66, 76, 77, 82, 110, 112, 118
|
неделя
|
Примечание: литература к семинарским занятиям составлена на основании списка основной и дополнительной литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология".
Календарно – тематический план семинарских занятий
(заочная форма обучения)
№
| Название
темы
| Вопросы к семинарским
занятиям
| Литература
основная
| Литература дополнительная
| Неделя
| 1.
| Предмет и метод социологии.
| 1. Предмет социологического знания.
2. Социология как научное знание.
3. Фундаментальные вопросы социологии.
4. Социологическое воображение.
| Л - 1, 2, 4, 5, 9, 10
| Л - 1, 3, 4, 5, 7
|
неделя
| 2.
| Становление социологии как науки.
| 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии.
2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта.
3. Становление социологии как
самостоятельной науки. Э. Дюрк-
гейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Теории
конфликтов и теории структурного
функционализма.
| Л - 1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9
| Л - 1, 2, 3, 5, 7
|
неделя
| 3.
| Парадигмы социологии ХХ века.
| 1. Психоанализ З. Фрейда.
2. Э. Фромм о «социальном характере».
3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики.
4. Т. Парсонс. Теория социального действия.
| Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9
| Л - 1, 3, 4, 5, 7
|
неделя
| 4.
| Социальная структура и социальная стратификация.
| 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире.
2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран.
3. Динамика социальных социально-стратификационных процессов современного казахстанского общетсва.
| Л - 2, 3, 5, 7, 8, 9
| Л - 3, 4, 5, 6, 8, 9
|
неделя
| 5.
| Личность как социальная система.
| 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности.
2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. (Р. Мертон).
3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен.
| Л - 1, 2, 4, 5, 7, 8
| Л - 2, 3, 5, 6, 7, 8
|
неделя
| 6.
| Социология девиантного поведения.
| 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения.
2. Теории девиантного поведения.
3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведенияю
4. Социальный контроль.
| Л - 1, 2, 3, 5, 6
| Л - 2, 3, 4, 5, 7
|
неделя
| 7.
| Социология семьи и брака.
| 1. Семья как социальный институт и малая группа.
2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции.
3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира.
| Л - 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13
| Л - 1, 3, 4, 6, 7
|
неделя
| 8.
| Этносоциология как отрасль социологического знания.
| 1. Этносоциология как раздел социологической науки.
2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития.
3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов.
4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества.
| Л - 3, 4, 5, 6, 10, 12, 13, 14, 15
| Л - 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9
|
неделя
| 9.
| Теория и методика прикладных социологических исследований.
| 1. Виды прикладных социологических исследований.
2. Методы прикладных социологических исследований.
3. Программа и план прикладных социологических исследований.
4. Обобщение результатов исследования.
| Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10
| Л - 3, 4, 6, 7
|
неделя
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|