Здавалка
Главная | Обратная связь

Телефон: 54-58-74, добавочный – 145



СИЛЛАБУС

 

 

по дисциплине______Социология_____________________

 

специальностей группы «Образование»,

5В 050300-Психология, 5В 090200-Туризм

 

форма обучения__очная, заочная (3 года)_______________

 

всего кредитов _______2_____________________________

 

 

  Форма обучения
очная Очная Сокращенная заочная Заочная сокращенная ускоренная
Всего часов по РУП В том числе    
лекций    
практических (семинар.)    
лабораторных          
СРСП        
СРС    
Экзамен (семестр) 1,3,4   3,4  

 

 

Программа дисциплины разработана

__________ Шевченко Л.Я., к.и.н., доцент__________________

( Ф.И.О., должность, ученая степень)

 

на основании

______________Типовой программы по дисциплине «Социология» от 11 мая 2005 года; №289________________________________________________________________________

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры

 

Протокол №__11__от «7» июня 2012 г.

 

Зав.кафедрой___________ Шаукенов Ж.А.

(Роспись) ( Ф.И.О.)

 

 

Одобрена методическим бюро факультета

 

Протокол №__5__от «__11__» июня 2012 г.

 

Председатель___________ _________________________

(Роспись) ( Ф.И.О.)

 

Сведения о переутверждении

 

Учебный год Сведения о рабочей программе Дата переутверждения № протокола кафедры   Роспись зав.кафедрой
         
         
         
         
         
         

 

 

© Костанайский государственный педагогический институт

Учебная программа для студентов (SILLABUS)

по дисциплине "Социология"

 

¨ Название курса: «Социология»

¨ Код курса: SOC 2107

¨ Количество кредитов: 2

Лектор Шевченко Людмила Яковлевна – кандидат исторических наук, профессор

¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202

Телефон: 54-58-74, добавочный – 145

E-mail: 2012kon@bk.ru

Выписка из рабочего учебного плана

Код дисцип-лины Назва ние дисцип лины Курс Семестр Кол-во кредитов Лекции Практи- ческие занятия СРСП СРС Всего часов
SOC 2107 Социология 3, 4

¨ Пререквизиты, постреквизиты и краткое описание курса:

 

Система научного знания - неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается, по мнению Т. Парсонса, в том, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения культурой каждым новым поколением. Высшее образование как раз и призвано сохранять и передавать культурное наследие, в т.ч. и социологическое.

Социология - наука об обществе как социальной системе в целом, функционирования и развития этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Ведущий социолог современности Э. Гидденс дал следующее определение: «Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов».

Задача социологии - типологизация социальных систем, исследований связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.

 

Иерархия основных задач социологии:

-Общество как единый социальный организм;

- Универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем;

- Выявление динамики развития общества;

- Вычленение основных компонентов социальной структуры общества;

- Изучение социальных фактов.

В настоящее время проблема эффективности, индивидуальной учебы и конечного результата обучения студента в высшем учебном заведении проявляется как никогда раньше, причем заинтересован в этом прежде всего сам обучаемый. Современный специалист, которому предстоит жить и работать в обществе, живущем по законам рынка в условиях высокой конкуренции должен :

· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

· владеть основами социологического анализа.

Объем знаний по учебной дисциплине "Социология" - это история становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.

 

Цели и задачи курса "Социология".

Целью курса социологии является знакомство студентов с предметом, методом, методологией и функциями социологии, изучение основных этапов ее исторического развития, анализ структуры, этапов и элементов социологического исследования, методов и техники сбора социологической информации. Особое место отводится ознакомлению с основными социологическими институтами: экономическими, политическими, образования и семьи.

Задачи социологииопределяются необходимостью того, чтобы студенты, открывая для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе:

· освободились от представлений об этой науке только как прикладной, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения;

· смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем;

· получили навыки научного анализа, беспристрастного объективного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

· получили ответы на вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе.

Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

 

 

Календарно-тематический план дисципилины (очная форма обучения)

    №   Название темы   Распределение по часам и неделям
Лекции часы Лекции неделя Семин. часы Семин. неделя СРСП часы СРСП неделя СРС часы СРС неделя
Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. неделя неделя неделя    
Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. неделя неделя неделя неделя
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX – XX вв.: Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы.             неделя
Развитие социологической мысли в России. Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского. Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского.             неделя
Парадигмы социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р.Мертон, З. Фрейд, Э. Фромм). неделя неделя неделя неделя
Общество как сооциальная система. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. неделя   неделя     неделя
Традиционное и современное общество. Основные характеристики традиционного и современного общества. Проблемы модернизации. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации. Образцы общества будущего. Особенности казахстанской модернизации. Возникновение и изменение традиций.             неделя
Социальные институты. Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы.             неделя
Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона.             неделя
Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули.             неделя
Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Теории социальной структуры. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Классы в современном западном обществе и тенденции их развития. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества. Особенности становления среднего класса в Казахстане. неделя неделя неделя неделя
Социология малых групп. Индивид и группа. Коммуникация в группах. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия. Лидерские стили в группе. Организационный климат: факторы эффективности. Конфликты в группе. Особенности принятия решений в группах.               неделя
Социальная мобильность и ее основные тенденции. Теория социальной мобильности П.Сорокина. Классификация мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Прцессы маргинализации в современном обществе. неделя неделя 6 неделя    
Личность как социальная система. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. Основные социологические концепции личности. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальные типы личности. Социальные статусы и роли. Социализация как процесс усвоения культурных норм и ролей. Институты социализации. неделя неделя неделя неделя
Социология девиантного поведения. Социальные нормы и ценности. Природа и типы отклоняющегося поведения. Теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Социальный контроль и его функции. Позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. неделя неделя неделя      
Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Факторы репродуктивного поведения. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском обществе и других странах мира. неделя неделя неделя    
Образование и наука как предмет социологического исследования. Образование как механизм передачи социального опыта. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Система образования в информационном обществе. неделя неделя неделя    
Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия.             неделя
Социологическое понимание культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация". Важнейшие элементы культуры. Производство и распространение культуры. Национальная кудьтура и этноцентризм. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. неделя неделя неделя    
Молодежь как социально-демографическая группа. Социальный статус молодежи. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. Приоритетные жизненные проблемы современной казахстанской молодежи. Концепция государственной молодежной политики. неделя неделя неделя    
Религия как социальный институт. Причины возникновения религии. Функции и роль религии в обществе. Теории религии. Типы религии. неделя неделя неделя    
Этносоциология как отрасль социологического знания. Понятие этносоциологии. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования развития. Этнический состав населения Казахстана. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. 14 неделя неделя неделя    
Социальные изменения: механизмы причины, движущей силы. Типология социальных изменений. Социальный кризис.         неделя    
Средства массовой информации. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть в СМИ. Средства массовой информации в современном Казахстане.             неделя
Теория и методика проведения конкретных социологических исследований. Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании. неделя неделя неделя неделя
  Итого:        

 

 

Календарно-тематический план дисциплины

(заочное обучение)

  №   Название темы   Лекции Семинары СРС
Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук.
Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века.
Парадигматические основания социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд, Э. Фромм).
Социологический анализ общества как социальной системы. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Общество как живой организм. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. Формы прогресса.    
Социальные институты. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы.    
Социальные изменения.    
Социальное пространство и социальное время.    
Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона.    
Массовое поведение.    
Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули.    
Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Социально-классовая структура современного общества. Новые подходы к исследованию социальной структуры.  
Личность как социальная система. Ролевая теория личности. Понятие "социализация" в социологии. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Понятие социального статуса. Понятие ролевого набора. Виды ролевых конфликтов.  
Девиантное поведение. Социальные нормы и ценности. Социальный контроль и его функции. Социологические теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Влияние криминальной, конфликтной и ретритической субкультур на тип девиантного поведения. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Концепция У. Гуда, П. Парсонса. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Семья как малая социальная группа.
Система образования как предмет социологического исследования. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Опыт современного решения проблемы: социологический анализ.    
Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия.    
Социологические проблемы высшей школы. Проблемы высшей школы: снижение уровня знаний, падение их престижа, рост значения утилитарных ценностей, углубление разрыва между высшим образованием и практической деятельностью. Социологические исследования проблем выбора прогрессии, типологии студентов, их социальной ориентации, учебно-познавательной деятельности. Переход вузов на новые модели подготовки кадров. Закон образования и вуз. Перспективы высшего образования в обществе.    
Социология культуры. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация".    
Молодежь в социальной культуре. Критерии выделения молодежи в качестве отдельной группы. Социальный статус молодежи. Молодежная культура, субкультура и контркультура. Молодежные группы. Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента.  
Социология религии.      
Мир этносов. Основные понятия этносоциологии. Этничекий состав населения Казахстана. Социальные проблемы сохранения и развития национальной самобытности в современных условиях.
Социальный конфликт. Теории конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа. Основные причины возникновения конфликта. Характер конфликтов в современном обществе. Конфликтный функционализм Л. Козера. Источники социальных конфликтов. Позитивные функции конфликта. Внутренние, внешние, институционализированные и абсолютные конфликты. Структура конфликта. Типологии конфликтов. Конфликтные взаимодействия. Способы завершения конфликтного взаимодействия.    
Средства массовой информации как социальный институт. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть и СМИ. Четыре основные доктрины массовой коммуникации А. Моля. Средства массовой информации в современном Казахстане.    
Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании.  
  Итого:

Календарно-тематический план лекций

(очная форма обучения)

Название темы Литература Неделя
1. Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. Л - 5, 8, 10, 19, 20, 21, 25, 48, 50, 51 1 неделя
2. Становление социологии как науки. Л - 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 18, 28, 42, 45, 50, 51 2 неделя
3. Парадигматические основания социологии ХХ века.   Л - 3, 6, 12, 13, 16, 18, 28, 29, 30, 47, 50, 51 3 неделя
4. Социологический анализ общества как социальной системы. Л – 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 4 неделя
5. Социальная структура общества и социальная стратификация. Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 5 неделя
6. Социальная мобильность и ее основные тенденции Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 6 неделя
7. Личность как социальная система. Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 7 неделя
8. Социология девиантного поведения. Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 8 неделя
9. Социология семьи и брака Л - 2, 7, 17, 19, 25, 31, 33, 50, 51 9 неделя
10. Система образования как предмет социологического исследования Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 10 неделя
11. Социологическое понимание культуры как социальной системы Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 11 неделя
12. Социология молодежи Л – 7, 17, 20, 22, 34, 50, 51 12 неделя
13. Религия как социальный институт   Л – 3, 4, 6, 7, 15, 17, 23, 24, 50, 51 13 неделя
14. Этносоциология как отрасль социологического знания Л – 4, 7, 10, 19, 21, 25, 32, 38, 46, 50, 51 14 неделя
15. Теория и методика проведения конкретных социологических исследований Л – 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99 15 неделя

 

Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология".

 

Календарно-тематический план лекций

(заочная форма обучения)

 

Название темы Литература Неделя
1. Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. Л - 3, 4, 5, 6, 7 1 неделя
2. Становление социологии как науки. Л - 1, 8, 9, 12, 13, 16 1 неделя
3. Парадигматические основания социологии ХХ века.   Л - 1, 7, 9, 10, 12, 16, 26, 27 1 неделя
4. Социальная структура общества и социальная стратификация. Л - 3, 6, 7, 15, 17, 23, 24 2 неделя
5. Личность как социальная система. Л - 3, 5, 7, 15, 17, 20, 23, 24 2 неделя
6. Социология девиантного поведения. Л - 2, 5, 6, 7, 15, 17 3 неделя
7. Социология семьи и брака. Л - 2, 4, 5, 6, 7, 19, 24 3 неделя
8. Социология молодежи. Л - 2, 4, 5, 6, 12, 17, 24 3 неделя
9. Этносоциология как отрасль социологического знания. Л - 3, 4, 7, 10, 11, 15, 24, 27, 32 2 неделя

Календарно – тематический план семинарских занятий

(очная форма обучения)

Название темы Вопросы к семинарским занятиям Литература основная Литература дополнительная Неделя
1. Предмет и метод социологии. 1. Предмет социологического знания. 2. Социология как научное знание. 3. Фундаментальные вопросы социологии. Л – 2, 5, 12, 13, 23, 26, 29, 36, 47, 56, 63, 64, 71, 87 Л – 20, 23, 29, 59, 66, 94, 103, 107, 108, 109 неделя
2. Становление социологии как науки. 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии. 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта. 3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 4.Теории конфликтов и теории структурного функционализма. Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 31, 37, 43, 45, 48, 53, 54, 73, 85, 109 неделя
3. Парадигмы социологии ХХ века. 1. Психоанализ З. Фрейда. 2. Э. Фромм о «социальном характере». 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 4. Т. Парсонс. Теория социального действия. Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 32, 37, 43, 45, 48, 43, 54, 73, 85, 109 неделя
4. Общество как социальная система. 1. Основные теоретические подходы к анализу общества. 2. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. 3. Основные характеристики традиционного и современного общества. Л - 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 Л – 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 неделя
5. Социальная структура общества и социальная стратификация. 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире. 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран. 3. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества. Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 Л - 12, 25, 26, 58, 60, 64, 70, 93, 97, 112 неделя
6. Социальная мобильность и ее основные тенденции. 1. Понятие «социальная мобильность». Теория социальной мобильности П.Сорокина. 2. Классификация мобильности. 3. Каналы вертикальной мобильности. 4. Процессы маргинализации в современном обществе. Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 Л - 2, 57, 64, 69, 70, 71, 83, 84, 93, 97 неделя
7. Личность как социальная система. 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен. Л - 1, 2, 23, 24, 36, 47, 51, 54, 71, 76, 78, 79, 85, 87, 88, 89, 94 Л - 65, 68, 89, 91, 114, 116, 117 неделя
8. Социология девиантного поведения. 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения. 2. Теории девиантного поведения. 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. 4. Социальный контроль и его функции. Л - 2, 26, 35, 36, 38, 51 Л - 16, 63, 70, 81, 94, 95, 109 неделя
9. Социология семьи брака. 1. Семья как социальный институт и малая группа. 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции. 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира. Л - 3, 4, 5, 58, 66, 74, 24,25, 27 Л – 2, 24, 56, 100, 120 неделя
10. Система образования как предмет социологического анализа 1. Социология образования; основные социальные функции образования. 2.Противоречия и проблема образования на современном этапе. 3. Система образования в информационном обществе: проблемы, решения, перспективы. Л – 1, 2, 40, 42, 47, 58, 82 Л – 28, 33, 34, 58, 72, 78, 79, 86 неделя
11. Социологическое понимание культуры как социольной системы.   1. Социальные и культурные аспекты познания общества. 2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры. 3. Национальная культура и этноцентризм. 4. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. Л - 2, 24, 36, 39,40, 41, 46, 48, 58   Л - 50, 62, 65, 90, 119   неделя
12. Социология молодежи. 1. Молодежь как социально-демографическая группа. 2. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. 3. Особенности социализации молодежи в условиях рыночных отношений. 4. Ценностные ориентации современного казахстанского студенчества Л - 20, 21, 52, 53, 58, 75, 90, 91 Л - 38, 41, 46, 47, 61, 102, 101 неделя
13. Религия как социальный институт. 1. Религия как предмет социологического исследования. 2. Функции и роль религии в обществе. 3. Мировые религии как формообразующий фактор человеческой культуры. 4. Нетрадиционные религии и их суть. Л - 11, 14, 16, 43, 60, 61 Л - 19, 44, 67, 95, 114, 121 неделя
14. Этносоциология как отрасль социологического знания. 1. Этносоциология как раздел социологической науки. 2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития. 3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов. 4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. Л - 6, 7, 8, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 49, 50, 87, 96, 97 Л - 5, 7, 9, 11, 16, 36, 51, 63, 80, 81, 92, 95 неделя
14. Теория и методика прикладных социологических исследований. 1. Виды прикладных социологических исследований. 2. Методы прикладных социологических исследований. 3. Программа и план прикладных социологических исследований. 4. Обобщение результатов исследования. Л - 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99 Л - 66, 76, 77, 82, 110, 112, 118 неделя

 

Примечание: литература к семинарским занятиям составлена на основании списка основной и дополнительной литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология".

Календарно – тематический план семинарских занятий

(заочная форма обучения)

Название темы Вопросы к семинарским занятиям Литература основная Литература дополнительная Неделя
1. Предмет и метод социологии. 1. Предмет социологического знания. 2. Социология как научное знание. 3. Фундаментальные вопросы социологии. 4. Социологическое воображение. Л - 1, 2, 4, 5, 9, 10 Л - 1, 3, 4, 5, 7 неделя  
2. Становление социологии как науки. 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии. 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта. 3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюрк- гейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Теории конфликтов и теории структурного функционализма. Л - 1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 Л - 1, 2, 3, 5, 7 неделя
3. Парадигмы социологии ХХ века. 1. Психоанализ З. Фрейда. 2. Э. Фромм о «социальном характере». 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 4. Т. Парсонс. Теория социального действия. Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 Л - 1, 3, 4, 5, 7 неделя
4. Социальная структура и социальная стратификация. 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире. 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран. 3. Динамика социальных социально-стратификационных процессов современного казахстанского общетсва.   Л - 2, 3, 5, 7, 8, 9 Л - 3, 4, 5, 6, 8, 9 неделя
5. Личность как социальная система. 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. (Р. Мертон). 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен.     Л - 1, 2, 4, 5, 7, 8 Л - 2, 3, 5, 6, 7, 8 неделя
6. Социология девиантного поведения. 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения. 2. Теории девиантного поведения. 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведенияю 4. Социальный контроль. Л - 1, 2, 3, 5, 6 Л - 2, 3, 4, 5, 7 неделя
7. Социология семьи и брака. 1. Семья как социальный институт и малая группа. 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции. 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира. Л - 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13 Л - 1, 3, 4, 6, 7 неделя
8. Этносоциология как отрасль социологического знания. 1. Этносоциология как раздел социологической науки. 2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития. 3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов. 4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. Л - 3, 4, 5, 6, 10, 12, 13, 14, 15 Л - 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9 неделя
9. Теория и методика прикладных социологических исследований. 1. Виды прикладных социологических исследований. 2. Методы прикладных социологических исследований. 3. Программа и план прикладных социологических исследований. 4. Обобщение результатов исследования. Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 Л - 3, 4, 6, 7 неделя






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.