| 
Телефон: 54-58-74, добавочный – 145СИЛЛАБУС     по дисциплине______Социология_____________________   специальностей группы «Образование», 5В 050300-Психология, 5В 090200-Туризм   форма обучения__очная, заочная (3 года)_______________   всего кредитов _______2_____________________________       |  | Форма обучения |   | очная | Очная
 Сокращенная | заочная | Заочная
 сокращенная | ускоренная |   | Всего часов по РУП
 В том числе |  |  |  |  |  |   | лекций |  |  |  |  |  |   | практических (семинар.) |  |  |  |  |  |   | лабораторных |  |  |  |  |  |   | СРСП |  |  |  |  |  |   | СРС |  |  |  |  |  |   | Экзамен (семестр) | 1,3,4 |  |  | 3,4 |  |      Программа дисциплины разработана __________ Шевченко Л.Я., к.и.н., доцент__________________ ( Ф.И.О., должность, ученая степень)   на основании ______________Типовой программы по дисциплине «Социология» от 11 мая 2005 года; №289________________________________________________________________________   Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры   Протокол №__11__от «7» июня 2012 г.   Зав.кафедрой___________ Шаукенов Ж.А. (Роспись) ( Ф.И.О.)     Одобрена методическим бюро факультета   Протокол №__5__от «__11__» июня 2012 г.   Председатель___________ _________________________ (Роспись) ( Ф.И.О.)   Сведения о переутверждении     | № | Учебный год | Сведения о рабочей программе | Дата переутверждения
 № протокола кафедры | Роспись зав.кафедрой |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |      © Костанайский государственный педагогический институт  Учебная программа для студентов (SILLABUS) по дисциплине "Социология"   ¨ Название курса: «Социология» ¨ Код курса: SOC 2107 ¨ Количество кредитов: 2   | Лектор | Шевченко Людмила Яковлевна – кандидат исторических наук, профессор |  ¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202 Телефон: 54-58-74, добавочный – 145 E-mail: 2012kon@bk.ru Выписка из рабочего учебного плана   | Код дисцип-лины | Назва ние дисцип лины | Курс | Семестр | Кол-во кредитов | Лекции | Практи- ческие занятия | СРСП | СРС | Всего часов |   | SOC 2107 | Социология |  | 3, 4 |  |  |  |  |  |  |  ¨ Пререквизиты, постреквизиты и краткое описание курса:   Система научного знания - неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается, по мнению Т. Парсонса, в том, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения культурой каждым новым поколением. Высшее образование как раз и призвано сохранять и передавать культурное наследие, в т.ч. и социологическое. Социология - наука об обществе как социальной системе в целом, функционирования и развития этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. Ведущий социолог современности Э. Гидденс дал следующее определение: «Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов». Задача социологии - типологизация социальных систем, исследований связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.   Иерархия основных задач социологии: -Общество как единый социальный организм; - Универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем; - Выявление динамики развития общества; - Вычленение основных компонентов социальной структуры общества; - Изучение социальных фактов. В настоящее время проблема эффективности, индивидуальной учебы и конечного результата обучения студента в высшем учебном заведении проявляется как никогда раньше, причем заинтересован в этом прежде всего сам обучаемый. Современный специалист, которому предстоит жить и работать в обществе, живущем по законам рынка в условиях высокой конкуренции должен : · иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; · знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; · владеть основами социологического анализа. Объем знаний по учебной дисциплине "Социология" - это история становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.   Цели и задачи курса "Социология". Целью курса социологии является знакомство студентов с предметом, методом, методологией и функциями социологии, изучение основных этапов ее исторического развития, анализ структуры, этапов и элементов социологического исследования, методов и техники сбора социологической информации. Особое место отводится ознакомлению с основными социологическими институтами: экономическими, политическими, образования и семьи. Задачи социологииопределяются необходимостью того, чтобы студенты, открывая для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе: · освободились от представлений об этой науке только как прикладной, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения; · смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем; · получили навыки научного анализа, беспристрастного объективного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления; · получили ответы на вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.     Календарно-тематический план дисципилины (очная форма обучения)   | № | Название темы | Распределение по часам и неделям |   | Лекции
 часы | Лекции
 неделя | Семин.
 часы | Семин. неделя | СРСП
 часы | СРСП
 неделя | СРС
 часы | СРС
 неделя |   |  | Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  | неделя |   |  | Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX – XX вв.: Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Развитие социологической мысли в России. Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского. Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Парадигмы социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р.Мертон, З. Фрейд, Э. Фромм). |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  | неделя |   |  | Общество как сооциальная система. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. |  | неделя |  | неделя |  |  |  | неделя |   |  | Традиционное и современное общество. Основные характеристики традиционного и современного общества. Проблемы модернизации. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации. Образцы общества будущего. Особенности казахстанской модернизации. Возникновение и изменение традиций. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социальные институты. Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Теории социальной структуры. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Классы в современном западном обществе и тенденции их развития. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества. Особенности становления среднего класса в Казахстане. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  | неделя |   |  | Социология малых групп. Индивид и группа. Коммуникация в группах. Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия. Лидерские стили в группе. Организационный климат: факторы эффективности. Конфликты в группе. Особенности принятия решений в группах. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социальная мобильность и ее основные тенденции. Теория социальной мобильности П.Сорокина. Классификация мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Прцессы маргинализации в современном обществе. |  | неделя |  | неделя |  | 6 неделя |  |  |   |  | Личность как социальная система. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. Основные социологические концепции личности. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальные типы личности. Социальные статусы и роли. Социализация как процесс усвоения культурных норм и ролей. Институты социализации. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  | неделя |   |  | Социология девиантного поведения. Социальные нормы и ценности. Природа и типы отклоняющегося поведения. Теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Социальный контроль и его функции. Позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Факторы репродуктивного поведения. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском обществе и других странах мира. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Образование и наука как предмет социологического исследования. Образование как механизм передачи социального опыта. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Система образования в информационном обществе. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Социологическое понимание культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация". Важнейшие элементы культуры. Производство и распространение культуры. Национальная кудьтура и этноцентризм. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Молодежь как социально-демографическая группа. Социальный статус молодежи. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. Приоритетные жизненные проблемы современной казахстанской молодежи. Концепция государственной молодежной политики. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Религия как социальный институт. Причины возникновения религии. Функции и роль религии в обществе. Теории религии. Типы религии. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Этносоциология как отрасль социологического знания. Понятие этносоциологии. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования развития. Этнический состав населения Казахстана. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. |  | 14 неделя |  | неделя |  | неделя |  |  |   |  | Социальные изменения: механизмы причины, движущей силы. Типология социальных изменений. Социальный кризис. |  |  |  |  |  | неделя |  |  |   |  | Средства массовой информации. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть в СМИ. Средства массовой информации в современном Казахстане. |  |  |  |  |  |  |  | неделя |   |  | Теория и методика проведения конкретных социологических исследований. Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании. |  | неделя |  | неделя |  | неделя |  | неделя |   |  | Итого: |  |  |  |  |  |  |  |  |      Календарно-тематический план дисциплины (заочное обучение)   | № | Название темы | Лекции | Семинары | СРС |   |  | Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. |  |  |  |   |  | Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. |  |  |  |   |  | Парадигматические основания социологии ХХ века (П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд, Э. Фромм). |  |  |  |   |  | Социологический анализ общества как социальной системы. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Общество как живой организм. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. Формы прогресса. |  |  |  |   |  | Социальные институты. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные процессы. |  |  |  |   |  | Социальные изменения. |  |  |  |   |  | Социальное пространство и социальное время. |  |  |  |   |  | Социальные взаимодействия. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Сотрудничество и соперничество. Проблемы социального взаимодействия в трудах Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона. |  |  |  |   |  | Массовое поведение. |  |  |  |   |  | Социальные отношения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули. |  |  |  |   |  | Социальная структура общества и социальная стратификация. Виды и элементы социальной структуры. Социально-классовая структура современного общества. Новые подходы к исследованию социальной структуры. |  |  |  |   |  | Личность как социальная система. Ролевая теория личности. Понятие "социализация" в социологии. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Понятие социального статуса. Понятие ролевого набора. Виды ролевых конфликтов. |  |  |  |   |  | Девиантное поведение. Социальные нормы и ценности. Социальный контроль и его функции. Социологические теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Влияние криминальной, конфликтной и ретритической субкультур на тип девиантного поведения. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. |  |  |  |   |  | Социология семьи и брака. Аналитический подход к семье как социальному институту. Этапы развития семьи. Функции семьи. Концепция У. Гуда, П. Парсонса. Модели семьи в современном обществе. Кризис современной семьи. Семья как малая социальная группа. |  |  |  |   |  | Система образования как предмет социологического исследования. Основные социальные функции образования. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Опыт современного решения проблемы: социологический анализ. |  |  |  |   |  | Социологические проблемы школы. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия. |  |  |  |   |  | Социологические проблемы высшей школы. Проблемы высшей школы: снижение уровня знаний, падение их престижа, рост значения утилитарных ценностей, углубление разрыва между высшим образованием и практической деятельностью. Социологические исследования проблем выбора прогрессии, типологии студентов, их социальной ориентации, учебно-познавательной деятельности. Переход вузов на новые модели подготовки кадров. Закон образования и вуз. Перспективы высшего образования в обществе. |  |  |  |   |  | Социология культуры. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация". |  |  |  |   |  | Молодежь в социальной культуре. Критерии выделения молодежи в качестве отдельной группы. Социальный статус молодежи. Молодежная культура, субкультура и контркультура. Молодежные группы. Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента. |  |  |  |   |  | Социология религии. |  |  |  |   |  | Мир этносов. Основные понятия этносоциологии. Этничекий состав населения Казахстана. Социальные проблемы сохранения и развития национальной самобытности в современных условиях. |  |  |  |   |  | Социальный конфликт. Теории конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа. Основные причины возникновения конфликта. Характер конфликтов в современном обществе. Конфликтный функционализм Л. Козера. Источники социальных конфликтов. Позитивные функции конфликта. Внутренние, внешние, институционализированные и абсолютные конфликты. Структура конфликта. Типологии конфликтов. Конфликтные взаимодействия. Способы завершения конфликтного взаимодействия. |  |  |  |   |  | Средства массовой информации как социальный институт. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть и СМИ. Четыре основные доктрины массовой коммуникации А. Моля. Средства массовой информации в современном Казахстане. |  |  |  |   |  | Методы социологических исследований. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании. |  |  |  |   |  | Итого: |  |  |  |  Календарно-тематический план лекций (очная форма обучения)   | № | Название темы | Литература | Неделя |   | 1. | Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. | Л - 5, 8, 10, 19, 20, 21, 25, 48, 50, 51 | 1 неделя |   | 2. | Становление социологии как науки. | Л - 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 18, 28, 42, 45, 50, 51 | 2 неделя |   | 3. | Парадигматические основания социологии ХХ века. | Л - 3, 6, 12, 13, 16, 18, 28, 29, 30, 47, 50, 51 | 3 неделя |   | 4. | Социологический анализ общества как социальной системы. | Л – 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 | 4 неделя |   | 5. | Социальная структура общества и социальная стратификация. | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 5 неделя |   | 6. | Социальная мобильность и ее основные тенденции | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 6 неделя |   | 7. | Личность как социальная система. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 7 неделя |   | 8. | Социология девиантного поведения. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 8 неделя |   | 9. | Социология семьи и брака | Л - 2, 7, 17, 19, 25, 31, 33, 50, 51 | 9 неделя |   | 10. | Система образования как предмет социологического исследования | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 10 неделя |   | 11. | Социологическое понимание культуры как социальной системы | Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 | 11 неделя |   | 12. | Социология молодежи | Л – 7, 17, 20, 22, 34, 50, 51 | 12 неделя |   | 13. | Религия как социальный институт | Л – 3, 4, 6, 7, 15, 17, 23, 24, 50, 51 | 13 неделя |   | 14. | Этносоциология как отрасль социологического знания | Л – 4, 7, 10, 19, 21, 25, 32, 38, 46, 50, 51 | 14 неделя |   | 15. | Теория и методика проведения конкретных социологических исследований | Л – 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99 | 15 неделя |    Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология".   Календарно-тематический план лекций (заочная форма обучения)     | № | Название темы | Литература | Неделя |   | 1. | Предмет и метод социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. | Л - 3, 4, 5, 6, 7 | 1 неделя |   | 2. | Становление социологии как науки. | Л - 1, 8, 9, 12, 13, 16 | 1 неделя |   | 3. | Парадигматические основания социологии ХХ века. | Л - 1, 7, 9, 10, 12, 16, 26, 27 | 1 неделя |   | 4. | Социальная структура общества и социальная стратификация. | Л - 3, 6, 7, 15, 17, 23, 24 | 2 неделя |   | 5. | Личность как социальная система. | Л - 3, 5, 7, 15, 17, 20, 23, 24 | 2 неделя |   | 6. | Социология девиантного поведения. | Л - 2, 5, 6, 7, 15, 17 | 3 неделя |   | 7. | Социология семьи и брака. | Л - 2, 4, 5, 6, 7, 19, 24 | 3 неделя |   | 8. | Социология молодежи. | Л - 2, 4, 5, 6, 12, 17, 24 | 3 неделя |   | 9. | Этносоциология как отрасль социологического знания. | Л - 3, 4, 7, 10, 11, 15, 24, 27, 32 | 2 неделя |  Календарно – тематический план семинарских занятий (очная форма обучения)   | № | Название
 темы | Вопросы к семинарским
 занятиям | Литература
 основная | Литература дополнительная | Неделя |   | 1. | Предмет и метод социологии. | 1. Предмет социологического знания.
 2. Социология как научное знание.
 3. Фундаментальные вопросы социологии. | Л – 2, 5, 12, 13, 23, 26, 29, 36, 47, 56, 63, 64, 71, 87 | Л – 20, 23, 29, 59, 66, 94, 103, 107, 108, 109 | неделя |   | 2. | Становление социологии как науки. | 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии.
 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта.
 3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 4.Теории конфликтов и теории структурного функционализма. | Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 | Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 31, 37, 43, 45, 48, 53, 54, 73, 85, 109 | неделя |   | 3. | Парадигмы социологии ХХ века. | 1. Психоанализ З. Фрейда.
 2. Э. Фромм о «социальном характере».
 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики.
 4. Т. Парсонс. Теория социального действия. | Л – 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 | Л – 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 32, 37, 43, 45, 48, 43, 54, 73, 85, 109 | неделя |   | 4. | Общество как социальная система. | 1. Основные теоретические подходы к анализу общества.
 2. Признаки, элементы и структурные компоненты общества.
 3. Основные характеристики традиционного и современного общества. | Л - 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 | Л – 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 | неделя |   | 5. | Социальная структура общества и социальная стратификация. | 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире.
 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран.
 3. Динамика социально-стратификационных процессов современного казахстанского общества. | Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 | Л - 12, 25, 26, 58, 60, 64, 70, 93, 97, 112 | неделя |   | 6. | Социальная мобильность и ее основные тенденции. | 1. Понятие «социальная мобильность». Теория социальной мобильности П.Сорокина.
 2. Классификация мобильности.
 3. Каналы вертикальной мобильности.
 4. Процессы маргинализации в современном обществе. | Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 | Л - 2, 57, 64, 69, 70, 71, 83, 84, 93, 97 | неделя |   | 7. | Личность как социальная система. | 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности.
 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности.
 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен. | Л - 1, 2, 23, 24, 36, 47, 51, 54, 71, 76, 78, 79, 85, 87, 88, 89, 94 | Л - 65, 68, 89, 91, 114, 116, 117 | неделя |   | 8. | Социология девиантного поведения. | 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения.
 2. Теории девиантного поведения.
 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
 4. Социальный контроль и его функции. | Л - 2, 26, 35, 36, 38, 51 | Л - 16, 63, 70, 81, 94, 95, 109 | неделя |   | 9. | Социология семьи брака. | 1. Семья как социальный институт и малая группа.
 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции.
 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира. | Л - 3, 4, 5, 58, 66, 74, 24,25, 27 | Л – 2, 24, 56, 100, 120 | неделя |   | 10. | Система образования как предмет социологического анализа | 1. Социология образования; основные социальные функции образования.
 2.Противоречия и проблема образования на современном этапе.
 3. Система образования в информационном обществе: проблемы, решения, перспективы. | Л – 1, 2, 40, 42, 47, 58, 82 | Л – 28, 33, 34, 58, 72, 78, 79, 86 | неделя |   | 11. | Социологическое понимание культуры как социольной системы. | 1. Социальные и культурные аспекты познания общества.
 2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры.
 3. Национальная культура и этноцентризм.
 4. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. | Л - 2, 24, 36, 39,40, 41, 46, 48, 58 | Л - 50, 62, 65, 90, 119 | неделя |   | 12. | Социология молодежи. | 1. Молодежь как социально-демографическая группа.
 2. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений.
 3. Особенности социализации молодежи в условиях рыночных отношений.
 4. Ценностные ориентации современного казахстанского студенчества | Л - 20, 21, 52, 53, 58, 75, 90, 91 | Л - 38, 41, 46, 47, 61, 102, 101 | неделя |   | 13. | Религия как социальный институт. | 1. Религия как предмет социологического исследования.
 2. Функции и роль религии в обществе.
 3. Мировые религии как формообразующий фактор человеческой культуры.
 4. Нетрадиционные религии и их суть. | Л - 11, 14, 16, 43, 60, 61 | Л - 19, 44, 67, 95, 114, 121 | неделя |   | 14. | Этносоциология как отрасль социологического знания. | 1. Этносоциология как раздел социологической науки.
 2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития.
 3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов.
 4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. | Л - 6, 7, 8, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 49, 50, 87, 96, 97 | Л - 5, 7, 9, 11, 16, 36, 51, 63, 80, 81, 92, 95 | неделя |   | 14. | Теория и методика прикладных социологических исследований. | 1. Виды прикладных социологических исследований.
 2. Методы прикладных социологических исследований.
 3. Программа и план прикладных социологических исследований.
 4. Обобщение результатов исследования. | Л - 10, 18, 34, 40, 47, 67, 87, 93, 98, 99 | Л - 66, 76, 77, 82, 110, 112, 118 | неделя |    Примечание: литература к семинарским занятиям составлена на основании списка основной и дополнительной литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Социология". Календарно – тематический план семинарских занятий (заочная форма обучения)   | № | Название
 темы | Вопросы к семинарским
 занятиям | Литература
 основная | Литература дополнительная | Неделя |   | 1. | Предмет и метод социологии. | 1. Предмет социологического знания.
 2. Социология как научное знание.
 3. Фундаментальные вопросы социологии.
 4. Социологическое воображение. | Л - 1, 2, 4, 5, 9, 10 | Л - 1, 3, 4, 5, 7 | неделя |   | 2. | Становление социологии как науки. | 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии.
 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта.
 3. Становление социологии как
 самостоятельной науки. Э. Дюрк-
 гейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Теории
 конфликтов и теории структурного
 функционализма. | Л - 1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 | Л - 1, 2, 3, 5, 7 | неделя |   | 3. | Парадигмы социологии ХХ века. | 1. Психоанализ З. Фрейда.
 2. Э. Фромм о «социальном характере».
 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики.
 4. Т. Парсонс. Теория социального действия. | Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 | Л - 1, 3, 4, 5, 7 | неделя |   | 4. | Социальная структура и социальная стратификация. | 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире.
 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран.
 3. Динамика социальных социально-стратификационных процессов современного казахстанского общетсва. | Л - 2, 3, 5, 7, 8, 9 | Л - 3, 4, 5, 6, 8, 9 | неделя |   | 5. | Личность как социальная система. | 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности.
 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. (Р. Мертон).
 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен. | Л - 1, 2, 4, 5, 7, 8 | Л - 2, 3, 5, 6, 7, 8 | неделя |   | 6. | Социология девиантного поведения. | 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения.
 2. Теории девиантного поведения.
 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведенияю
 4. Социальный контроль. | Л - 1, 2, 3, 5, 6 | Л - 2, 3, 4, 5, 7 | неделя |   | 7. | Социология семьи и брака. | 1. Семья как социальный институт и малая группа.
 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции.
 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском и других странах мира. | Л - 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13 | Л - 1, 3, 4, 6, 7 | неделя |   | 8. | Этносоциология как отрасль социологического знания. | 1. Этносоциология как раздел социологической науки.
 2. Этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития.
 3. Причины межнациональных конфликтов и способы их разрешения с точки зрения социологов.
 4. Проблемы и перспективы национально-государственного переустройства казахстанского общества. | Л - 3, 4, 5, 6, 10, 12, 13, 14, 15 | Л - 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9 | неделя |   | 9. | Теория и методика прикладных социологических исследований. | 1. Виды прикладных социологических исследований.
 2. Методы прикладных социологических исследований.
 3. Программа и план прикладных социологических исследований.
 4. Обобщение результатов исследования. | Л - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 | Л - 3, 4, 6, 7 | неделя |  ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.  |