Здавалка
Главная | Обратная связь

Допрофессиональный онтогенез человека с ОВЗ.



Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает период времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на шесть периодов:
1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.
2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.
3. Дошкольное детство: от трех до семи лет.
4. Младший школьный возраст: от семи лет до десяти— одиннадцати лет.
5. Подростковый возраст: от десяти—одиннадцати до тринадцати—четырнадцати лет.
6. Ранний юношеский возраст: от тринадцати—четырнадцати до шестнадцати—семнадцати лет.
Рассмотрим особенности каждого из выделенных возрастов:
1. Младенчество — начало процесса развития личности. Ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение. На третьем месяце при нормальном развитии у ребенка возникает первое социальное образование, так называемый «комплекс оживления». К концу первого года жизни появляется новообразование, необходимое для обеспечения всего последующего развития — потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
2. Раннее детство. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит переход к собственно-предметным действиям: ребенок в сотрудничестве с взрослыми овладевает необходимыми для жизни предметами и способами их применения. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные действия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста являются речь и наглядно-действенное мышление.
3. Дошкольное детство. Ведущая деятельность — ролевая игра. Включаясь в игровую деятельность, ребенок моделирует деятельность взрослых и отношения между людьми, в результате чего познает «фундаментальные смыслы человеческой деятельности». Однако в современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей в этом возрасте. Они начинают рисовать, лепить, конструировать, учить стихи, слушать сказки. Эти виды деятельности создают условия для возникновения личностных образований, которые окончательно сформируются на следующих возрастных этапах.
Основными психологическими новообразованиями возраста являются: возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения; возникновение первых этических представлений; возникновение соподчиненных мотивов. У ребенка возникает стремление к общественно-значимой и оцениваемой деятельности, что характеризует его готовность к обучению в школе.
4. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность — учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологическими новообразованиями этого возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта); рефлексия — осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; внутренний план действия.
5. Подростковый возраст. Ведущая деятельность — общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Подростковый возраст знаменует переход от детства к взрослости. Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В ходе взаимоотношений подростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития. В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». Подросток в процессе общения и взаимодействия со сверстниками стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, чтобы быть принятым в кругу сверстников. Новообразования возраста: возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляются самооценка, стремление быть самостоятельным, умение подчиняться нормам коллективной жизни.
6. Ранний юношеский возраст. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Ранний юношеский возраст — это переход от чисто физиологической зрелости к социальной, пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в этом возрасте — включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Проблема периодизации возрастного развития человека привлекала и других ученых. Так, 3. Фрейд полагал, что фундамент личности в основном формируется в течение первых пяти лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального развития. Основой развития личности служат две предпосылки: генетическая — проявляющаяся в виде переживаний в раннем детстве и оказывающая влияние на формирование взрослой личности, и вторая предпосылка — врожденные психосексуальные потребности (сексуальные инстинкты), энергетической основой которых является либидо. Либидо, по 3, Фрейду, — это сила, с которой проявляется сексуальное влечение. Другая точка зрения; либидо — это психическая энергия, имеющая сексуальную окраску.
С возрастом психосексуальные потребности прогрессируют, проходят в своем развитии несколько стадий, каждая из которых связана с определенными участками тела — эрогенными зонами, на которых индивид в определенный период жизни и в биологически детерминированной последовательности фокусируется, что доставляет ему приятное напряжение.
Полученный в этой связи социальный опыт формирует у индивида определенные ценности и установки.
Согласно 3. Фрейду, личность в своем развитии проходит пять стадий психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. С каждой из этих стадий он связывает формирование различных типов характера. Чем хуже ребенок справляется с освоением потребностей и задач, присущих той или иной стадии, тем он больше подвержен регрессии в условиях физического или эмоционального стресса в будущем.

22.Профессиональная ориентация как средство социальной и трудовой реабилитации лиц с ОВЗ.

 

Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.

Выбор профессии — это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, — с другой [Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 37]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности является то результатом, то средством развития личности.

Н.В.Прусова рассматривает выбор будущей профессии как результат учета достаточно большого числа факторов, к которым относятся семейное положение, собственные интересы, склонности и возможности, место проживания, биография. Очень важное значение для подростка с ОВЗ имеет осведомленность о реальной ситуации трудовой деятельности в выбранной профессии, критериях пригодности и заработной плате. Такая осведомленность может помочь заранее подготовить подростков с ОВЗ, поскольку зачастую в момент обучения (в высшем или среднем профессиональном учебном заведении) не всегда выпускники имеют адекватное представление о современном рынке труда, что в дальнейшем может помешать им реализовываться в выбранной специальности [Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.].

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное).

Исходя из вышеизложенного программа профессиональной ориентации должна включать в себя систему научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку студента с ОВЗ к выбору профессии с учетом личностных, физиологических особенностей человека и социально-экономической ситуации на рынке труда [Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8—11 классы)].

Существуют определенные ограничения в выборе профессии, связанные с различной нозологией заболевания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями включает несколько этапов.

Первый этап — это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных подростку-инвалиду видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом.

Второй этапформирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию, игротерапию, профконсультации, внеклассные мероприятия и т. д.

Третий этападаптационный, проводится фактически в процессе трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе рекомендуется проводить диагностику эмоциональной и личностной удовлетворенности молодежи с нетипичными проблемами здоровья трудовой деятельностью.

Показателями успешной профессиональной ориентации могут быть коммуникативная и организационная активность, степень владения различными умениями и навыками, эмоциональная пластичность и др.

Эффективность профориентационных мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько тесен контакт с родителями, учебными заведениями, учреждениями, отвечающими за профподготовку и трудоустройство. Эта работа должна носить комплексный, последовательный характер и пронизывать все стороны учебного и воспитательного процесса [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.].

Решая проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья лиц с ОВЗ [Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья].

Исходя из всего вышеизложенного, следует подчеркнуть, что одной из важных особенностей профориентации для людей с ОВЗ должен быть учет их индивидуальных и физиологических особенностей, потребностей и интересов; необходимо делать упор на положительные аспекты личности инвалида; важным является также поощрение инициативы, самостоятельности людей с ОВЗ. Сама профориентационная работа должна строиться на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов может привести к положительным результатам. Работа должна включать в себя два этапа:

первый этап — выявление объективно доступных видов профессиональной деятельности, выделение тех профессий, которые могли бы соответствовать возможностям здоровья, склонностям и личностным особенностям инвалидов;

второй этап — разработка и реализация программы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.