Допрофессиональный онтогенез человека с ОВЗ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает период времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на шесть периодов: 22.Профессиональная ориентация как средство социальной и трудовой реабилитации лиц с ОВЗ.
Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни. Выбор профессии — это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, — с другой [Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 37]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности является то результатом, то средством развития личности. Н.В.Прусова рассматривает выбор будущей профессии как результат учета достаточно большого числа факторов, к которым относятся семейное положение, собственные интересы, склонности и возможности, место проживания, биография. Очень важное значение для подростка с ОВЗ имеет осведомленность о реальной ситуации трудовой деятельности в выбранной профессии, критериях пригодности и заработной плате. Такая осведомленность может помочь заранее подготовить подростков с ОВЗ, поскольку зачастую в момент обучения (в высшем или среднем профессиональном учебном заведении) не всегда выпускники имеют адекватное представление о современном рынке труда, что в дальнейшем может помешать им реализовываться в выбранной специальности [Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.]. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное). Исходя из вышеизложенного программа профессиональной ориентации должна включать в себя систему научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку студента с ОВЗ к выбору профессии с учетом личностных, физиологических особенностей человека и социально-экономической ситуации на рынке труда [Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8—11 классы)]. Существуют определенные ограничения в выборе профессии, связанные с различной нозологией заболевания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями включает несколько этапов. Первый этап — это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных подростку-инвалиду видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом. Второй этап — формирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию, игротерапию, профконсультации, внеклассные мероприятия и т. д. Третий этап — адаптационный, проводится фактически в процессе трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе рекомендуется проводить диагностику эмоциональной и личностной удовлетворенности молодежи с нетипичными проблемами здоровья трудовой деятельностью. Показателями успешной профессиональной ориентации могут быть коммуникативная и организационная активность, степень владения различными умениями и навыками, эмоциональная пластичность и др. Эффективность профориентационных мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько тесен контакт с родителями, учебными заведениями, учреждениями, отвечающими за профподготовку и трудоустройство. Эта работа должна носить комплексный, последовательный характер и пронизывать все стороны учебного и воспитательного процесса [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.]. Решая проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья лиц с ОВЗ [Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья]. Исходя из всего вышеизложенного, следует подчеркнуть, что одной из важных особенностей профориентации для людей с ОВЗ должен быть учет их индивидуальных и физиологических особенностей, потребностей и интересов; необходимо делать упор на положительные аспекты личности инвалида; важным является также поощрение инициативы, самостоятельности людей с ОВЗ. Сама профориентационная работа должна строиться на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов может привести к положительным результатам. Работа должна включать в себя два этапа: первый этап — выявление объективно доступных видов профессиональной деятельности, выделение тех профессий, которые могли бы соответствовать возможностям здоровья, склонностям и личностным особенностям инвалидов; второй этап — разработка и реализация программы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|