Формирование дел для архивного хранения
Формирование дела заканчивается после завершения года, когда подшиты последние документы за прошедший год. При подготовке дела для последующего хранения в бухгалтерии (если нет архива) или передаче дела в архив организации производится оформление дела. В зависимости от ценности документов и соответственно сроков хранения дел проводится полное или частичное (упрощенное) оформление дел. Прежде всего, выявляется наличие всех дел в соответствии с номенклатурой дел за обрабатываемый год. В делах проверяется правильность формирования, т. е. не попали ли документы с постоянным сроком хранения в дела временного хранения. Затем выделяются дела временного (до 10 лет включительно) хранения. При обработке основное внимание следует сосредоточить на делах постоянного и долговременного (свыше 10 лет) сроков хранения. В соответствии с требованиями «Государственной системы документационного обеспечения управления» и «Основных правил работы ведомственных архивов» проводится их полное оформление, которое включает: ¾ подшивку или переплет дела; ¾ нумерацию листов; ¾ составление заверительной надписи (листа-заверителя) дела; ¾ оформление всех реквизитов обложки дела. Прежде чем подшить дела, из них удаляют металлические скрепления (булавки, скрепки) и в конце каждого дела вкладывают чистый бланк формы листа-заверителя для заверительной надписи. Все листы дела, для обеспечения сохранности документов и удобства использования, нумеруются черным графитным карандашом или нумератором в правом верхнем углу, не задевая текста документа. Лист любого формата, подшитый за один край, нумеруется как один лист (даже если он сложен). Документ, сложенный пополам и подшитый за середину, нумеруется как два листа. Форма листа-заверителя дела дана в приложении к «Основным правилам работы ведомственных архивов» и имеет следующую форму: Пример заверительной надписи: Лист — заверитель дела № _____ В деле подшито и пронумеровано 186 (сто восемьдесят шесть) л. в том числе литерные листы 47а, 115а, 116б. Лист 138 имеет физические повреждения — разрыв и склейка. Бухгалтер _______ ФИО ______________ __________ подпись ФИО дата Дела постоянного хранения переплетаются или подшиваются прочной ниткой в твердую обложку (папку) в 4 прокола. При брошюровке нельзя зашивать текст документа. В тех случаях, когда текст очень близко подходит к краю листа и может быть задет при подшивке (это бывает, если нарушаются установленные государственными стандартами размеры полей), к листу подклеивается полоска прочной бумаги,, за которую документ и будет подшит. Картон для обложек дел постоянного хранения и документов по личному составу должен быть прочным, чтобы обеспечивать долговременную сохранность документов. Наиболее ценные в историческом и художественном отношении документы (чертежи, рукописи и т. д.) не подшиваются, а вкладываются в папки с тремя клапанами и завязками или специальные коробки. Если таких документов немного и они небольшого формата, их можно поместить в конверты, которые затем подшиваются в дело. Обложка дела дооформляется после подшивки и нумерации. Ее элементы определяет ГОСТ 17914-72. Ряд сведений уже был вынесен на обложку в момент заведения дела по номенклатуре: ¾ наименование учреждения и его подчиненность; ¾ наименование структурного подразделения; ¾ делопроизводственный индекс дела; ¾ заголовок дела; ¾ срок хранения дела. При подготовке дела к хранению или сдаче в ведомственный архив эти элементы уточняются и дополняются. К заголовку дела может быть составлена аннотация к документам (если дело содержит особо ценные документы); проставляются также: ¾ дата дела (начала и окончания); ¾ количество листов в деле; ¾ архивный шифр дела. На обложке дела постоянного хранения в соответствии с требованиями ГОСТа в верхней части перед названием учреждения оставляют место для наименования государственного архива, в который дела будут переданы из ведомственного архива. Заголовок дела нуждается в обязательной проверке и часто в уточнении путем полистного просмотра документов. Он должен точно, кратко в обобщенной форме отразить основное содержание документов. Количество листов в деле выносится на обложку в соответствии с данными заверительной надписи дела. Архивный шифр дела оформляется, как правило, в архиве учреждения. В нем указывается номер фонда, номер описи и номер дела. На дела с документами постоянного хранения составляется опись — архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения, а также предназначенный для их учета и закрепления систематизации. Опись, таким образом, служит основным учетным и справочном пособием в делопроизводстве и архиве. Перед внесением полностью оформленных дел в опись их систематизируют, т. е. располагают в порядке значимости содержащихся в них документов. При раскладке дел по годам надо учитывать, что дела относятся к тому году, в котором они начаты делопроизводством. В описание каждого дела входит: ¾ порядковый номер; ¾ индекс дела; ¾ заголовок дела (в т.ч. и аннотация); ¾ дата; ¾ количество листов; ¾ примечания. В описи дел со сроком хранения свыше 10 лет перед примечанием имеется графа — срок хранения дела. Все эти данные переписываются с обложки дела. Дела вносятся в опись в том порядке, в котором они были систематизированы. Каждое дело в описи получает отдельный номер, который тут же проставляется на обложку дела. В том случае, когда дело состоит из нескольких томов, каждый том вносится в опись под самостоятельным номером. В графе описи «Примечания» делаются отметки об особенностях физического состояния дела, о передаче дела или отдельных документов из него другим учреждениям и т. д. (форма описи дела приведена ниже).
УТВЕРЖДАЮ Главный бухгалтер Подпись и расшифровка подписи Дата ОПИСЬ № название раздела
В данную опись внесено _____________ дел с № _______ по № __________, в том числе: литерные номера: _______________ пропущенные номера: _______________ Наименование должности составителя описи _______________ Подпись и расшифровка подписи__________________ Дата ___________________ На основе описей дел структурных подразделений ведомственный архив составляет годовые разделы сводной описи дел учреждения и по ней ведомственный архив будет, передавать дела на постоянное хранение в государственный архив в соответствии с установленными правилами. В маленьком учреждении или фирме всю эту работу выполняет секретарь. В соответствии с требованиями «Государственной системы до-кументационного обеспечения управления» обработка дел и отбор их на государственное хранение должны производиться регулярно по окончании делопроизводственного года. Дела принимаются работником ведомственного архива в присутствии сотрудника бухгалтерии. При этом на обоих экземплярах описи против каждого дела делается отметка о его наличии. После приема всех дел по описи в конце каждого экземпляра описи делается заверительная надпись с указанием цифрами и прописью фактического количества дел, переданных в архив, и номера отсутствующих дел, если такие будут. Под заверительной надписью ставится дата приема-передачи дел и подписи лиц, осуществлявших ее. Сверенные с описью дела подбираются и увязываются в архивные связки толщиной до 20 см. Дела укладываются по возрастанию номеров, корешками на обе стороны. Дела временного хранения (до 10 лет) передаются в ведомственный архив по номенклатуре дел. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое общение? Влияние этикета на деловое общение. 2. Особенности официально-делового стиля и психологические факторы, влияющие на деловое общение через документы. 3. Документооборот, контроль исполнения документов, информационно-поисковые системы документов как фактор налаживания делового общения с партнерами. 4. Работа с гражданами и документы этому сопутствующие. 5. Перечислите способы разведки информации. 6. Какую информацию надо защищать. 7. Мероприятия по защите информации. 8. Формирование документов в дела для временного хранения. 9. Формирование документов в дела для постоянного хранения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|