Здавалка
Главная | Обратная связь

Новаторское мышление



 

Начиная с 12 лет, сознание отрока заполняет поток собственных, сугубо личных идей. Поначалу мысли эти настолько банальны, что их самостоятельность очевидна лишь их автору, и обществу от этих идей толку почти никакого нет. В возрасте Крысы и Кабана самостоятельность мысли юноши тщательно маскируется, частично системой образования, частично молодежной контркультурой (более языковой, чем интеллектуальной). И лишь после 31 года, с наступлением восьмого возраста, мужчина начинает мыслить полномасштабно, смело, дерзко, нетривиально, а главное, абсолютно самостоятельно.

Разумеется, новаторство восьмого возраста при всем том, что оно неожиданно и практически непредсказуемо, все-таки тесно связано с тремя предыдущими возрастами. По сути дела, все три возраста возмужания (Бык – Крыса – Кабан) под видом самых разных дел и занятий натаскивали мужчину всего лишь на одно умение – способность самостоятельно мыслить. Все эти годы мужчина осваивал множество профессий, влюблялся, занимался спортом, но за этим он скорее подсознательно, чем осознанно слышал один-единственный приказ: учись думать, сомневайся во всем, что ты видишь, во всем, что ты слышишь, сопоставляй, анализируй. И вот наконец-то пробил его час: спорт, милые сердцу развлечения, страсти и страстишки – все уходит на второй план, и остается лишь одно – абсолютная независимость мышления, яростное стремление сказать то, что все эти годы неясно зрело в нем, прикрываясь расхожими штампами, общими местами, банальными истинами и прочей шелухой обыденной жизни.

Мужчине в эти мимолетные 9 лет дается невероятный шанс сказать всему миру свое слово (точнее, свою мысль), вставить свой собственный кирпичик в стену мировой культуры (точнее, науки). Разумеется, по большому счету этим шансом воспользовались очень немногие. Тем же, кто не верит в столь узкие возрастные рамки мирового новаторства, полезно было бы обратиться к истории науки. Грегор Мендель свою генетику, Альберт Эйнштейн – теорию относительности, Дмитрий Менделеев – периодический закон – открыли именно в этом возрасте...

После 40 лет ученые мужи в основном разворачивают пришедшие ранее им идеи, воплощают, внедряют их в жизнь, выжимают из них все, что можно. Ну а после 55 лет мышление мужчины если и делает резкий скачок, то уже не в сторону свежести, а скорее наоборот – постепенно каменеет, останавливается. (Речь идет о науке, а не о прозе, живописи или военном искусстве, потому что новаторство важнее всего именно в науке, сфере человеческой деятельности, в которой сбиться с магистрального пути – непозволительная роскошь.)

Те мужчины, кому не дано родить новаторские идеи для всего человечества, вполне могут удовлетвориться так называемым внутренним новаторством – сотворить магистральные пути собственной эволюции, найти идеи на всю собственную оставшуюся жизнь. Тут и профессия, и образ жизни, увлечения, политические воззрения. Может быть и средний вариант, не для всего человечества, не для себя лично, а для некоего круга людей, друзей, родственников, трудового коллектива... придумать то, чего никто ранее придумать не смог, а впоследствии люди будут долго этим пользоваться.

Еще один аспект новаторства – строительство дома (в широком смысле). Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, и плох тот отец, который не мечтает стать прародителем рода, клана, семейства... Ну а столь грандиозный и последовательный взгляд в будущее – это и есть настоящее новаторство.

 

Любовь и воля

 

Возраст, в котором мужчине (настоящему мужчине) предстоит сделать космический прыжок в карьере, выстроить дом для своей семьи (или рода), воспитать и вскормить своих детей, нуждается в жесточайшей дисциплине, в железной воле. Причем воля должна быть не не шальная, сумасбродная (как в возрасте Крысы), бросающая человека из крайности в крайность, а разумная, ставшая итогом многолетних размышлений. Это та самая воля, которая тем сильнее, чем осознаннее, та самая воля, которая выковывалась в бесконечных размышлениях и поисках. Человек устал к 30 годам от собственной бестолковости, от метаний и шараханий, от длинной череды ошибок. Теперь он, «обжегшись на молоке, дует на воду». Он не желает более совершать ошибок, каждое свое действие просчитывает наперед, соразмеряя желаемое и возможное. Но уж если решение принято, то оно будет выполнено любой ценой, залогом чему – его истинность.

До 30 лет ребенок для мужчины случайность, эпизод, а иногда и досадная помеха. После 30 лет это родная кровь, плоть от плоти, продолжение рода, а главное – многократный усилитель всех жизненных устремлений. Именно в возрасте Собаки рождение ребенка заставляет мужчину еще решительнее браться за дело, отбрасывая все лишнее. Ребенок не только не мешает делам, напротив, он укрепляет волю, решимость стать большим человеком. В обожающем взоре младенца отец видит невозможность оставаться слабым, бестолковым и неудачливым. Происходит счастливый резонанс: ребенок заряжает отца энергией самоутверждения, отец сторицей отдает ребенку энергией защитного поля. В результате многократно выигрывают оба, а условие этой грандиозной победы такой пустяк – сделать все вовремя. (Даже неудобно вспоминать, что это могло произойти в сумасшедшем возрасте Крысы или в прогулочном возрасте Кабана.) Настоящий отец если и не волк, то непременно Собака (хотя бы возрастная), за собственное дитя всех загрызет, всех облает (если надо), всегда заработает на пропитание.

Романтическая любовь, сопровождающая управляемую волю, легко превращается в любовь к детям. Причем поразить такая любовь может нежданно-негаданно самого, казалось бы, сурового мужчину. (Есть такое подозрение, что мужская суровость вовсе не помеха чадолюбию.) Ну а ребенок всегда предпочитает иметь отца «не мальчика, но мужа», бывалого, могучего, уверенного в своих силах, много повидавшего.

 

Женский порядок

 

Расцвет мужской карьеры в этом возрасте никак не мешает расцвету женской, ибо они, совершаясь в одной семье, проходят в разных сферах, разных космосах, если хотите. Мужская карьера, несмотря на все бытовые подробности, совершается в сфере умственных прозрений, женская же карьера проходит в сфере образа жизни, где женщина устанавливает свой порядок. Что мешало женщине сделать это раньше? То же, что мешало мужчине раскрыть всю мощь своего интеллекта, – зависимость от чужого мнения, подверженность сторонним влияниям. Парадоксально, но женщине в возрасте Кабана мешал устанавливать правильные порядки муж. Мужчина в возрасте Кабана хватается за что ни попадя, лезет во все дела, воли у него нет, сосредоточиться только на своей работе он еще не может. Сама женщина в возрасте Кабана еще слишком занята своим мужем, она изучает его, он главный объект ее науки, ей еще не до установления своих порядков, она еще готова поиграть с мужем в демократию.

В возрасте Собаки все становится на свои места, муж, резко отрываясь в научной карьере, без боя уступает территорию бытовую. Окончательную же победу женщина торжествует, если в этот момент родится ребенок. Тут уж начинается настоящая диктатура материнства – курить на лестнице, дружков не приглашать, то достань, то подержи, за молоком сбегай, за фруктами спрыгай... Главой семьи пока еще остается мужчина, определяющий глобальную семейную политику. Но порядки, безусловно, торжествуют уже женские. (Какая девочка с самого раннего детства не играла в куклы и не ходила с детской колясочкой?) Мужчина же со своими походами на рыбалку, охоту, стадион должен отступить.

Разумеется, что для установления своего порядка женщине нужен тип мышления, в наибольшей степени склонный к упорядочиванию. Конечно же это логическое мышление женского знака Собаки. Логическая стихия сродни военному уставу, и ее любимый тип порядка – это, грубо говоря, казарменный порядок. Оправдать такой порядок может только наличие детей, причем именно маленьких детей, так как они особенно нуждаются в жестком режиме дня, в здоровой, но простой пище, свежем воздухе, водных процедурах и т. д. Богемные завихрения возраста Кабана для ребенка были бы губительны.

Женщина-логик – создание довольно суровое, лишенное былого (Крыса и Кабан) юного девичьего очарования. Однако ее привлекательность в глазах мужчины снижается в той же степени, в которой увеличивается ее тяга к материнству. В любом случае женщины, по какой-либо причине решившие не рожать совсем, должны знать, что в восьмом возрасте их, так или иначе, будет одолевать идея материнства и в той или иной степени пропадет напряженность в отношениях с миром мужчин. Обычно говорят: родила ребенка, перестала следить за собой. Реально же сброс сексуальных амбиций предусмотрен возрастной программой, дабы побольше места в голове было для ребенка, а не для мужа или мужчин вообще. Если же муж «что-нибудь в чем-нибудь понимает», то жену, которая потеряла личную привлекательность, но обрела красоту и доблесть материнства, он полюбит еще сильнее, чем прежде (романтической любовью, разумеется).

Снижение напряженности в отношениях между мужским и женским мирами связано с тем, что различия между мужским и женским знаками Собаки минимальны. Волевой мужской знак Собаки сдвинут в сторону логики, алогический женский знак Собаки сдвинут в сторону воли. Происходит как бы возвращение в бесполый мир детства, когда девочки и мальчики просто жили, не представляя будущих баталий. Не волнуйтесь – это временно, в возрасте Змеи напряжение вновь возрастет. Пока же равенство полов подтверждается еще и тем, что женщина наконец-то начинает думать своей головой. Разумеется, что она еще не может мыслить так мощно, как мужчина, уже четыре возраста живущий в мире собственных идей. Скорее вал самостоятельной женской мысли в возрасте Собаки можно сравнить с таким же валом мыслей у отрока возраста Быка. Женские идеи пока еще достаточно банальны и просты, но они собственные, не взятые ни у кого напрокат. Так мы убеждаемся, что именно материнство является началом умственной карьеры женщины. Не школа, не институт и не аспирантура пробуждают самостоятельную женскую мысль, а рождение ребенка. Тут надо искать истоки будущего триумфа женской науки о человеке, которая в третьем тысячелетии одолеет мужскую науку о природе. Впрочем, за неимением пока женской науки, женщины возраста Собаки могут поучаствовать (увы, на вторых ролях) в мужской науке: интеллект женщин-Собак достаточно высок.

 

Ортодоксальность

 

С этим свойством социальной и пространственной ориентации человек уже сталкивался дважды в жизни. В возрасте Козы (3–7) и в возрасте Быка (12–17). Оба раза ортодоксальность помогала сохранять стабильность социального положения. Возраст Козы удерживал ребенка от преждевременного выхода в большой мир школы, возраст Быка удерживал подростков от преждевременного выхода в еще больший мир свободной молодежной жизни. Точно так же возраст Собаки призван удержать человека от преждевременного выхода в мир больших людей – мир больших идей. Человеку надо дозреть, прежде чем он выйдет на поле «больших игр». Что может удержать его от несвоевременного дебюта? Ответ очевиден: все те же семейные заботы, все те же пеленки-распашонки. Нагруженный семейными проблемами мужчина легче дотерпит до 40 лет – времени настоящего выхода (после возрастного кризиса) на всемирную сцену, времени смены затертого пиджачка на фрак или смокинг.

Ортодоксальность в сочетании с женской логикой дают тот самый стальной порядок, в котором идеально растут дети. Дети не куклы, а семья не кукольный театр, порядок и стабильность – вот залог успешного воспитания. Никаких разборок, никакого творчества, никаких перемен, бурный рост ребенка должен идти на фоне стабильных декораций.

Другие аспекты ортодоксальности – жесткая мораль, упрямство, преданность – все это хорошо для семьи, для детей, но также хорошо и для новаторских идей мужа, которые пока не столько реализуются, сколько развиваются.

Очень важно помнить, что ортодоксальность накладывает на мужское новаторство решающее ограничение. Мужская наука, благодаря ортодоксальности, носит социальный, формульный характер. Женское новаторство возраста Змеи (40–55) будет закрытым, оттого и женская наука будет более индивидуальной, эстетизированной, лишенной единства, тем, что назовут эзотерикой.

 

Приземленность

 

Вспомним, что эта психологическая характеристика нужна была человеку в двух совершенно младенческих возрастах для активизации мертвой материи, для появления некоего зуда активности, привития двигательного рефлекса. Все это бесконечное и беспорядочное мельтешение ног и рук, стремление все пощупать, все попробовать... И вдруг эта младенческая жажда предметной деятельности возвращается в 31 год. В чем тут фокус? А фокус в том, что речь идет не просто об очередном возрасте на пути от начала к концу, а о возрасте, предназначенном именно для деторождения и детовоспитания. Так почему же не скрепить родителя и ребенка еще одной связью тождественности?

Реально же это опять выводит на все ту же «суету вокруг дивана», на котором, естественно, лежит дитя. Долой рестораны, долой казенную кормежку, все нужно приготовить самим, все нужно убрать, вычистить – тут без приземленности не обойтись.

Интеллектуально-эстетский сдвиг Кабана уходит, а на его месте пробуждаются тихие мужские радости рубанка и стамески и не менее тихие женские радости швейной машинки, спиц и крючка. (Как все это далеко от молодежных иллюзий по поводу брака как сплава дискуссионного клуба и художественного салона.)

Если вспомнить о научной карьере мужа, то тут приземленность не помеха, ибо помогает своими руками, никому не передоверяя, провести главные эксперименты, сотворить изобретенный аппарат и т. д.

Очень важен также и тот момент, что пять возрастов кряду (Коза – Лошадь – Бык – Крыса – Кабан) проблемы человека решались в одной плоскости и, так или иначе, были связаны с отношениями между людьми. В возрасте Собаки человек возвращается к проблемам детского сознания, не слишком интересующегося отношениями между людьми.

 

Легкий скепсис

 

Говорят, что ученый должен быть скептиком. Если это так, то «собачий» возраст дополнительно помогает научной карьере своим особым скептико-меланхолическим темпераментом, Впрочем, речь не только о науке. Становление мужчины как мыслителя (будь он врачом, учителем или конструктором) обязательно должно пройти через скептицизм. Мужская наука вся построена на скепсисе, недоверии, бесконечной перепроверке. Женщины – создания более доверчивые и открытые, и скепсис лишь задерживает их научную карьеру, которая построена на поглощении всей информации без разбора. В воспитании ребенка скепсис не помеха, он удержит от излишних новаций, повысит бдительность не только матери, но и отца.

Оборотная сторона скептического подхода к жизни – это легкая меланхолия. Исчезает яркость мировосприятия возраста Кабана, место восторгов и буйств занимает серая будничность, окрашенная разве что «мозговыми» достижениями, а никак не внешними событиями.

Для сравнения напомним, что восприятие жизни как череды серых будней встречается в жизни человека еще дважды – во втором возрасте (1–3), когда родители дают ребенку возможность тихо погрустить в своем манеже со своими игрушками, а также в возрасте пенсионера (70–85), когда старые ворчуны сидят на скамейке, вроде бы всеми забытые и никому не нужные.

Формально этот тип энергетики считается бедным, но если избежать всплесков сверхактивности и жить монотонно и размеренно, то сил может хватить надолго. Реально нехватка сил ощущается лишь к концу возраста, но это никак не уменьшает бед, которые грозят человеку на энергетическом фронте (особенно мужчинам). А все дело в том, что за Собакой следует еще более утомительный и истощающий возраст Змеи, так что сил, накопленных в возрасте Кабана, должно хватить на целых два возраста подряд. Тут, конечно, заложен могучий парадокс – взрыв, взлет, прорыв в новое пространство, а с другой стороны – экономия сил, приземленность... Странно? Наверное, а может быть, и нет, ведь избыток сил – это всегда избыток дел и устремлений, а от людей в возрасте Собаки, да и Змеи, требуется, чтобы они определились, выбрали что-то одно, самое главное. Так что недостаток энергии – это всего лишь требование сосредоточиться, вести мозговой и нравственный штурм в узком направлении.

 

Предназначение

 

Впервые фатальный (Божий) возраст приходит к человеку в 17 лет, что доказывает незаинтересованность судьбы (Бога) в детях. Бог (судьба) не интересуется детьми, перепоручая их родителям. Но как только родители теряют контроль над чадами, Бог сразу же берет их под свою опеку. Первый раз он делает это в возрасте Крысы, распределяя их по институтам, армиям, заводам и фабрикам. Потом один возраст дается на более-менее самостоятельные искания, с тем чтобы в возрасте Собаки вновь вывести человека на магистральную линию.

Означает ли фатальность возраста, что эти насыщенные (в идеале) 9 лет необходимо сидеть сиднем и ждать? В определенном смысле – да. Однако если человеку действительно суждено многое, то ему обязательно дадут знак, причем в самом начале возраста. Тут важнее другое – верить в свое высокое предназначение, не отвергнуть, не оттолкнуть от себя предоставленный шанс, может быть, единственный шанс, ведь, в отличие от фатального возраста Крысы, дающего много дорог, фатальный возраст Собаки дает лишь один путь.

Пока человечество живет во второй эпохе, оно полагает главной задачей мужчины работу его ума, а главной задачей женщины – рождение и воспитание детей, и в этом смысле главные события жизни как раз и завершаются в 40 лет. Далее уже следуют технические подробности: мужчина доводит начатое до логического завершения, женщина доводит до кондиции рожденных детей.

Однако сейчас мы уже на подходе к третьей эпохе, когда по-настоящему раскроется значение той части жизни человека, которую еще недавно называли старостью, теперь зовут зрелостью, а вскоре начнут называть расцветом жизни, ибо именно в третьей части жизни расцветет великая женская наука и великое искусство мужской души, на сплаве которых будет осуществлена полная расшифровка человека и создан бессмертный разум. Но это совсем другая история.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.