Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия как феномен культуры



М.К. Крыкпаев , Е.А.Фирсова , В.М. Шелепов

Ф И Л О С О Ф И Я

 

Методические указания к семинарским занятиям и СРСП

Усть-Каменогорск,

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..4

1 Цель и задачи курса «Философия»………………………………5

2 Программа курса «Философия»………………………………….6

3 Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной

работы студентов…………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ

 

Начало ХХ1 века связано не только с существенными изменениями в мире, но и мировоззренческо-ценностной ориентацией людей в обществе. Дальнейшая интеграция Казахстана в мировую экономику, амбициозная цель – войти в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира, требуют поиска качественно новой системы социально-гуманитарного образования и преподавания в вузах, формирования научного мировоззрения, методологической культуры. В значительной степени эти задачи осуществляются в процессе преподавания курса философии.

Данное методическое пособие по философии не противопоставляются сложившимся и апробированным формам преподавания этого курса в вузах, а служит дополнением к ним, развитием и конкретизацией, применительно к, техническим специальностям ВКГТУ им.Д.Серикбаева. Задача состоит в том, чтобы отразить вышеобозначенные концептуальные перемены, усовершенствовать определенные стороны процесса преподавания курса философии, представить студентам возможность самостоятельного, творческого анализа отдельных философских концепций. Именно творческое усвоение материала является залогом того, что студент в процессе обучения получит не только определенную сумму знаний, но и научится логически мыслить, эффективнее решать теоретические и практические задачи, овладеть культурой мышления.

Изменения внесены с учетом накопленного опыта преподавания философии в вузах. Обновлена структура курса, само содержания тем, включены новые вопросы, характерные для современной философии в целом и казахстанской философской школы в частности.

В методическом пособии изложены: программа курса философии в соответствии с Государственным стандартом для высшего образования и типовой программой; планы семинарских занятий, контрольные вопросы и тестовые задания по философии для самостоятельной работы. Дана тематика рефератов, таблицы, схемы, список основной литературы по каждой теме.

Для изучения курса философии учебными планами ВКГТУ им.Д.Серикбаева отводится 3 кредита, в том числе 15 часов на лекции, 30 на семинарские занятия и 45 часов на самостоятельную работу студентов с преподавателем. Поэтому программа допускает расширение курса по актуальным проблемам неклассической и постнеклассической философии, синергетики, информационной эпистемологии, социального пространства и т.д. по усмотрению преподавателя с учетом профиля подготовки специалистов в техническом вузе.

В планах семинарских занятий выделены лишь узловые вопросы по каждой теме, но при необходимости можно включить и дополнительные. Тематика рефератов и литература могут быть расширены, дополнены и конкретизированы. Авторы с благодарностью примут конструктивные замечания и предложения преподавателей, студентов для дальнейшего совершенствования и доработки методического пособия.

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА “ФИЛОСОФИЯ”

 

Цель курса - дать студентам основы философских знаний, научных и религиозных представлений мира, показать истоки и смысл стержневых философских проблем. Ознакомить с наиболее фундаментальными понятиями и категориями философии, показать единство и взаимосвязь философских знаний в различные периоды.

Программа курса “Философия” ставит следующие основные задачи:

1.1 Ознакомить студентов с концептуальным содержанием истории философии, показать логику зарождения и развития научных идей. При этом философские учения, школы и направления должны рассматриваться студентами как моменты духовного развития человечества, что позволит ориентироваться в этом многообразии философских течений.

1.2 Раскрыть основные концепции философских и научных моделей мироздания, многообразия форм и методов познания мира, сущность философского осмысления, назначения и цели человеческой жизни.

1.3 Переориентировать студента с “пользователя готового знания” на творчески, концептуально, диалектически мыслящего специалиста, научить навыкам обоснованного и логического мышления.

1.4 Способствовать формированию самостоятельного, критического мышления студентов, обладающих глубокой мировоззренческой культурой, способных грамотно ставить и решать широкий спектр научно-технических, социально-экономических и нравственно-гуманистических проблем.

Структура курса включает такие разделы: 1) основные этапы и направления развития философии; 2) основы философского понимания мира; 3) философские проблемы общественно-исторического и культурного развития; 4) философия и методология науки.

Исходя из учебного плана и сетки часов на лекции выносятся 15 основных тем и 30 семинарских занятий, некоторые темы студенты изучают самостоятельно под руководством ведущего преподавателя.

 

2 ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

 

Наименование тем Часы
тем   лекции семинары
Предмет и задачи философии. Структура философского знания
Философия Древнего мира как основа современной цивилизации
Античная философия
Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Философия Нового времени ХУII-ХYIII в.в
Немецкая классическая философия ХУШ-Х1Х в.в.
Из истории казахской и русской философии Х1Х- ХХ в.в.
Западноевропейская неклассическая философия Х1Х- ХХ в.в.
Философская онтология: бытие человека в мире
Диалектика как логика, теория познания и методология науки. Гносеология как предмет философского анализа
Общество как саморазвивающаяся система. Личность и общество
Духовная жизнь общества. Структура и формы общественного сознания
Философия техники и информатики
Культура и цивилизация
Глобальные проблемы современности: противоречия и перспективы развития
Всего 15 30 Итого 45 час

 

3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Философия как феномен культуры

3.1.1 Вопросы семинарского занятия

1 Понятие мировоззрения, его структура, уровни и сущность.

2 Дофилософское мировоззрение и образ мира: миф, магия, религия.

3 Специфика философского мышления и его особенности. Философия и культура, их основные функции.

4 Философия и наука. Типы философствования.

 

3.1.2 Задания для СРСП

Контрольные вопросы

1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2 Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

3 Что такое философское мировоззрение и чем оно отличается от мифологического, религиозного?

4 Каково соотношение мировоззрения, философии и науки?

5 Каков смысл и назначение философии в мире культуры?

 

Темы рефератов

1 Мифология как дофилософская форма общественного сознания.

2 Место и роль философии в культуре.

3 Этнокультурные особенности форм философии.

4 Философия как общемировоззренческая и методологическая наука.

 

Основные понятия

Аксеология, вера, гносеология, идеализм, материализм, мировоззрение, мироотношение, мифология, онтология, религия, философия, ценность, культура, логика, наука, истина, идеал, искусство.

 

3.1.5Задания для СРС:

Составить кроссворд по теме: Философия как феномен культуры.

Составить схему: Структура мировоззрения.

Составить схему: Структура философского знания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.