Философия как феномен культурыСтр 1 из 17Следующая ⇒
М.К. Крыкпаев , Е.А.Фирсова , В.М. Шелепов Ф И Л О С О Ф И Я
Методические указания к семинарским занятиям и СРСП Усть-Каменогорск, СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..4 1 Цель и задачи курса «Философия»………………………………5 2 Программа курса «Философия»………………………………….6 3 Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов…………………………………………………..7 ВВЕДЕНИЕ
Начало ХХ1 века связано не только с существенными изменениями в мире, но и мировоззренческо-ценностной ориентацией людей в обществе. Дальнейшая интеграция Казахстана в мировую экономику, амбициозная цель – войти в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира, требуют поиска качественно новой системы социально-гуманитарного образования и преподавания в вузах, формирования научного мировоззрения, методологической культуры. В значительной степени эти задачи осуществляются в процессе преподавания курса философии. Данное методическое пособие по философии не противопоставляются сложившимся и апробированным формам преподавания этого курса в вузах, а служит дополнением к ним, развитием и конкретизацией, применительно к, техническим специальностям ВКГТУ им.Д.Серикбаева. Задача состоит в том, чтобы отразить вышеобозначенные концептуальные перемены, усовершенствовать определенные стороны процесса преподавания курса философии, представить студентам возможность самостоятельного, творческого анализа отдельных философских концепций. Именно творческое усвоение материала является залогом того, что студент в процессе обучения получит не только определенную сумму знаний, но и научится логически мыслить, эффективнее решать теоретические и практические задачи, овладеть культурой мышления. Изменения внесены с учетом накопленного опыта преподавания философии в вузах. Обновлена структура курса, само содержания тем, включены новые вопросы, характерные для современной философии в целом и казахстанской философской школы в частности. В методическом пособии изложены: программа курса философии в соответствии с Государственным стандартом для высшего образования и типовой программой; планы семинарских занятий, контрольные вопросы и тестовые задания по философии для самостоятельной работы. Дана тематика рефератов, таблицы, схемы, список основной литературы по каждой теме. Для изучения курса философии учебными планами ВКГТУ им.Д.Серикбаева отводится 3 кредита, в том числе 15 часов на лекции, 30 на семинарские занятия и 45 часов на самостоятельную работу студентов с преподавателем. Поэтому программа допускает расширение курса по актуальным проблемам неклассической и постнеклассической философии, синергетики, информационной эпистемологии, социального пространства и т.д. по усмотрению преподавателя с учетом профиля подготовки специалистов в техническом вузе. В планах семинарских занятий выделены лишь узловые вопросы по каждой теме, но при необходимости можно включить и дополнительные. Тематика рефератов и литература могут быть расширены, дополнены и конкретизированы. Авторы с благодарностью примут конструктивные замечания и предложения преподавателей, студентов для дальнейшего совершенствования и доработки методического пособия. 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА “ФИЛОСОФИЯ”
Цель курса - дать студентам основы философских знаний, научных и религиозных представлений мира, показать истоки и смысл стержневых философских проблем. Ознакомить с наиболее фундаментальными понятиями и категориями философии, показать единство и взаимосвязь философских знаний в различные периоды. Программа курса “Философия” ставит следующие основные задачи: 1.1 Ознакомить студентов с концептуальным содержанием истории философии, показать логику зарождения и развития научных идей. При этом философские учения, школы и направления должны рассматриваться студентами как моменты духовного развития человечества, что позволит ориентироваться в этом многообразии философских течений. 1.2 Раскрыть основные концепции философских и научных моделей мироздания, многообразия форм и методов познания мира, сущность философского осмысления, назначения и цели человеческой жизни. 1.3 Переориентировать студента с “пользователя готового знания” на творчески, концептуально, диалектически мыслящего специалиста, научить навыкам обоснованного и логического мышления. 1.4 Способствовать формированию самостоятельного, критического мышления студентов, обладающих глубокой мировоззренческой культурой, способных грамотно ставить и решать широкий спектр научно-технических, социально-экономических и нравственно-гуманистических проблем. Структура курса включает такие разделы: 1) основные этапы и направления развития философии; 2) основы философского понимания мира; 3) философские проблемы общественно-исторического и культурного развития; 4) философия и методология науки. Исходя из учебного плана и сетки часов на лекции выносятся 15 основных тем и 30 семинарских занятий, некоторые темы студенты изучают самостоятельно под руководством ведущего преподавателя.
2 ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Философия как феномен культуры 3.1.1 Вопросы семинарского занятия 1 Понятие мировоззрения, его структура, уровни и сущность. 2 Дофилософское мировоззрение и образ мира: миф, магия, религия. 3 Специфика философского мышления и его особенности. Философия и культура, их основные функции. 4 Философия и наука. Типы философствования.
3.1.2 Задания для СРСП Контрольные вопросы 1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением? 2 Каковы основные черты религиозного мировоззрения? 3 Что такое философское мировоззрение и чем оно отличается от мифологического, религиозного? 4 Каково соотношение мировоззрения, философии и науки? 5 Каков смысл и назначение философии в мире культуры?
Темы рефератов 1 Мифология как дофилософская форма общественного сознания. 2 Место и роль философии в культуре. 3 Этнокультурные особенности форм философии. 4 Философия как общемировоззренческая и методологическая наука.
Основные понятия Аксеология, вера, гносеология, идеализм, материализм, мировоззрение, мироотношение, мифология, онтология, религия, философия, ценность, культура, логика, наука, истина, идеал, искусство.
3.1.5Задания для СРС: Составить кроссворд по теме: Философия как феномен культуры. Составить схему: Структура мировоззрения. Составить схему: Структура философского знания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|