Здавалка
Главная | Обратная связь

Ограничьте понятие «периодическое издание».



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»

Изучение курса «Логика» предусмотрено учебным планом на 1 курсе юридического факультета. Письменные работы по данному курсу являются необходимым элементом учебного плана для студентов дистанционной формы обучения. Они являются квалификационной работой для допуска студентов к экзамену. Выполнение письменных работ позволяет студентам глубже изучить материал дисциплины, развивает умение самостоятельно работать с научной и учебной литературой.

 

Письменная работа предполагает ответы на поставленные задания. Обращение к теоретическим вопросам логики – очень важный аспект изучения этого предмета. Но не является самоцелью. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее привить навыки правильного рассуждения, применять на практике логические законы, приемы и операции.

Важную роль в формировании этих навыков играют систематические упражнения в решении логических задач. Студент должен подробно ответить на один из вопросов по каждой главе и выполнить решение задач.

 

Перед выполнением данных заданий студенты должны ознакомиться с лекционным материалом.

 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

 

1. Дайте определение предмета логики как науки. Охарактеризуйте этапы развития логики.

2. Охарактеризуйте основные формы мышления. Дайте характеристику законам мышления.

 

ЗАДАЧИ

1. Установите, какие из следующих выражений являются понятиями, суждениями и умозаключениями:

а) самая удаленная точки Вселенной;

б) великий русский писатель Л.Н.Толстой;

в) вечный двигатель;

г) государство;

д) ледоколы существуют;

е) 10 больше 3;

ж) на Марсе есть жизнь;

з) все ужи – пресмыкающиеся;

и) все металлы электропроводны / ни один неэлектропроводник не является металлом;

к) некоторые музыканты скрипачи / все скрипачи являются музыкантами.

2. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:

а) всякое дерево есть растение;

б) все юристы есть адвокаты;

в) не все жидкости прозрачны;

г) некоторые лекции скучны.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ

 

1. Охарактеризуйте понятие как форму мышления. Чем отличаются понятие и слово?

2. Дайте характеристику видов понятий по объему и по содержанию. Какая связь существует между объемом и содержанием понятия?

3. Проанализируйте отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости.

4. Характеристика логических операций с понятиями. Что значит обобщить и ограничить понятие?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Раскройте содержание понятий:

а) «коллега»;

б) «прецедент»;

в) «человек».

 

2. Сравните содержание и объем следующих понятий:

а) «наказание» и «ограничение свободы»;

б) «дерево» и «растение»;

в) «государство» и «российское государство».

 

Дайте полную логическую характеристику понятия «юрист».

 

Определите вид отношений между понятиями: «документ» - «финансовый отчет» - «паспорт» - «удостоверение личности».

 

 

Проверьте правильность обобщения понятий: «равносторонний треугольник» - «равноугольный треугольник» - «треугольник».

 

Ограничьте понятие «периодическое издание».

 

 

7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:

а) преступное правонарушение;

б) радостный оптимизм;

в) крайний предел;

г) совместное сотрудничество.

 

8. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите, какое правило нарушено.

а) Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и справедливыми.

б) По устройству часы делятся на механизмы, циферблат, корпус, стекло, заднюю крышку, браслет, замок на браслете.

в) Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

 

 

ГЛАВА 3. СУЖДЕНИЕ

1. Охарактеризуйте суждение как форму мышления. Всякое ли предложение является суждением?

2. Охарактеризуйте состав простого суждения. Дайте анализ видам простого суждения.

3. Охарактеризуйте вида сложных суждений. Условия истинности сложных суждений.

4. Понятие модальности суждений. Виды деления суждений по модальности.

 

ЗАДАЧИ

 

1. Укажите субъект и предикат в следующих суждениях и определите, являются они атрибутивными или с отношениями (реляционными):

а) Терьер – собака.

б) Некоторые люди не знают ни одного закона физики.

в) Роман дарит Ольге цветы.

г) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

 

2. Определите количество и качество следующих суждений:

а) «Все люди стремятся к знаниям» (Аристотель).

б) «Величайшие истины – самые простые» (Л.Толстой).

в) «Многие заводы на грани остановки».

г) «Преступность заразна» (Л.Брэндейс).

 

3. Определите вид суждений и укажите распределенность терминов в них:

а) Некоторые студенты – спортсмены.

б) Ни один тигр не есть травоядное животное.

4. Определите вид суждения. Найдите квантор, субъект, предикат, определите количество и качество суждения. Запишите суждение в виде логической формулы, дайте объединенную классификацию суждения. Изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

а) Все квадраты – равносторонние прямоугольники.

б) Некоторые виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.

 

5. Выявите структуру приведенных сложных суждений, укажите, их каких простых высказываний они образованы и с помощью каких логических связок:

а) Если вы были в Париже, то вы видели Лувр или видели Эйфелеву башню.

б) Здесь холодно, и было бы хорошо, если бы ты закрыл окно.

в) Если завтра выпадет снег, мы пойдем в лес и возьмем с собой собаку.

г) Геометрия Евклида непротиворечива, но геометрия Лобачевского также непротиворечива.

 

6. Определите модальность суждений:

а) «Наукой неопровержимо установлено, что вечный двигатель создать невозможно».

б) «Знает это не каждый, а только мудрец» (Омар Хайям).

в) «Человек должен быть честным не по натуре, а не по обстоятельствам» (М.Аврелий).

г) «Не случайно, а глубоко закономерно движение общества по пути прогресса».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.