Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.



 

Модель ответа.При ответе на вопрос ученик должен:

  • Выделить ключевые положения эстетико-художественной позиции М. Цветаевой: в основе цветаевской эстетической концепции лежит представление о звуковой («слуховой») природе стиха; «письмо» отождествляется с «вслушиваньем»; текст мыслится прежде всего как «звуковая материя»; задача поэта — верно уловить «мелодическую или ритмическую картину» и совершить восхождение от звука к смыслу («слышу напев… слов ищу»).
  • Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения М. Цветаевой: биографический факт (эмиграция) превращается автором в поэтическую тему: эмигрант — странник, заблудившийся, потерявший себя, «лишний» («Не слюбившись с вами, не сбившись с вами»); эмиграция наделяется чертами пространственного «пограничья» («Здесь, меж вами…», «Заблудившийся между грыж и глыб…»); пространство «верха» и «низа» смещено, контрастные пространственные знаки накладываются друг на друга («Бог в блудилище», «В рвани валют и виз / Веги — выходец»).
  • Обратить внимание на особенности поэтического языка М. Цветаевой: в соответствии с общей эстетической установкой Цветаева создает «звуковой портрет» эмиграции: сквозная, «принудительная» звукопись позволяет выстроить два противопоставленных смысловых ряда — атрибутику «материального», «низа» («домамиденьгамидымамидамамиДумами») и «нематериального», «верха» («лишнийвышнийвыходец — вызов — ввысь — Веги — выходец»); звукопись в сочетании с перечислительным синтаксисом и морфемными повторами (в первом ряду — единство окончаний, во втором — семантизированной приставки вы-) «окольцовывает» текст и формирует в сознании читателя представление об эмиграции как «пограничье»; Цветаева проецирует фонетическое подобие в область смысла, создавая уникальные образно-семантические ряды (Шуманом — выше, боязливейший — заблудившийся — Бог — блудилище, рвань — валют — виз, вызов — ввысь — виселиц и т.п.) по принципу сближения или контраста; всё это обеспечивает единство поэтической темы и развитие поэтического сюжета по «слуховой дороге к стиху».

 

 

Олимпиадные задания по литературе для 11 класса.

Олимпиадные задания по литературе для 11 класса.

Задание 1.

В каких произведениях звучат эти скрипки?
Назовите авторов.

1.1.
Всех одолевало желание петь. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. И под звуки его скрипки охрипшие люди нескладными деревянными голосами орали в один тон, глядя друг другу с бессмысленной серьезностью в глаза

1.2.
... музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей, сокол!... «Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?" А тот смеется: "Я сам делал! И сделал ее не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты.

1.3.
Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"

1.4.
"Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?.."
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.


Задание 2.

Какие из представленных в списке литературных имен являются подлинными, а какие — псевдонимами?
Запишите псевдонимы, расшифровывая их

Игорь Северянин, Алексей Пешков, Александр Гликберг, Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Борис Бугаев,
Борис Пастернак, Максим Горький, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Саша Черный, Игорь Лотарев.


Задание 3.

Сгруппируйте названия и фамилии в три раздела, относящиеся к литературным течениям Серебряного века.
Назовите эти течения

«Весы», «Аполлон», «Скорпион», Гилея, «Цех поэтов», «Садок судей II», Давид Бурлюк, Осип Мандельштам,
Владимир Соловьев, Вечная Женственность, «самовитое слово», конквистадор.


Задание 4.

О каких достижениях человечества метафорически говорит В. Брюсов в стихотворении «Хвала человеку»? Прокомментируйте ответ

А).
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести

Б).
В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

В).
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.
И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Г).
Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-
И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!


Задание 5.

Среди элементов композиции каждого из произведений один назван ошибочно. Выпишите его

А).
Горький.Драма «На дне» : список действующих лиц, ремарки, монологи, диалоги, замечания для господ актеров.
Б).
Бунин. «Антоновские Яблоки»: Развернутые пейзажные зарисовки, рефрены, эпиграфы, обращения к прошлому.
В).
Куприн. «Гранатовый браслет»: Интерьер, портрет главного героя, развернутый эпилог, вставные новеллы о любви.


Задание 6.

Сочините или процитируйте четверостишье, удовлетворяющее следующим условиям:

1) Размер - 4-стопный хорей,
2) чередование мужской и женской рифм (клаузул),
3) способ рифмовки кольцевой(опоясывающий).
В четверостишье есть: 4)эпитет, 5)сравнение, 6)анафора и 7)антитеза.


Задание 7.

Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения.

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь.
Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

К. Бальмонт

 

Задания олимпиад по литературе для 11 класса.

Задание 1.

Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:

«Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…»?


Задание 2.

Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»?


Задание 3.

Кому из свой друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение «В Сибирь»? Как оно начиналось?


Задание 4.

Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?


Задание 5.

Откуда эти строки:

а)
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям.

б)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как – нибудь.

в)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

г)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

д)
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

е)
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.

ё)
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось.

ж)
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

з)
Его убийца хладнокровно,
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно
В руке не дрогнул пистолет.

и)
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?


Задание 6.

Назовите автора, название произведения

а)
Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

б)
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

в)
…отвернув воротник балахона, показал… всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.


Задание 7.

По приведённым фрагментам определите автора и название произведения. Какие приёмы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведённых отрывках? Дополните полученный список, назвав ещё несколько приёмов.
Каким размером написано произведение? Какими причинами определяется выбор размера?

А.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Б.
Ой, тени! Тени чёрные!
Ой, избы, избы новые!

 

В.
Пришла пора – сказался снег!
Он смирен до поры;
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт.

Г.
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далёко ли…


Задание 8.

Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы.
Укажите автора каждого произведения.

а)
бахчисарайский, страшный, самоотверженный, первый, верный, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б)
художник, любовь, место, месть, фонтан, гость, люди, история, заяц, Трезор.


Задание 9.

Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены.
Какому литературному персонажу принадлежат оставшиеся вещи? Назовите произведение и автора.

Пёстрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний пиджак светло – коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.

Лужин «Преступление и наказание», Захар «Обломов», Павел Петрович «Отцы и дети».


Задание 10.

Напишите стихотворение на тему «Каникулы», которое будет одновременно удовлетворять все следующим условиям:

а)
стихотворный размер – трёхстопный анапест;

б)
строфическая форма – катрен;

в)
рифмовка опоясывающая;

г)
использование анафоры.

 

 

тоговая работа по литературе для 11 класса.


Задание 1.

К какому стилю литературы относился жанр басни?

А) высокий

Б) низкий

В) средний

Г) комический


Задание 2.

Какая дата, неоднократно упоминаемая в произведениях А.С. Пушкина, связана с Царскосельским Лицеем?

А) 19 апреля

Б) 5 мая

В) 21 октября

Г) 19 октября


Задание 3.

Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич

Б) Александр Андреевич

В) Платон Михайлович

Г) Алексей Степанович


Задание 4.

Сюжеты каких произведений были подсказаны Н.В.Гоголю А.С. Пушкиным?

А) «Ревизор»

Б) «Тарас Бульба»

В) «Шинель»

Г) «Мертвые души»


Задание 5.

«Это многократно повторяющийся и варьирующийся в художественном произведении образ».
О каком литературоведческом термине идет речь?

А) мотив

Б) лейтмотив

В) метафора

Г) инверсия


Задание 6.

Назовите настоящую фамилию поэта второй половины 19 века А.А.Фета.

А) Афанасьев

Б) Тютчев

В) Алексеев

Г) Шеншин


Задание 7.

Назовите трехсложный размер с ударением на первом слоге.

А) ямб

Б) анапест

В) дактиль

Г) амфибрахий


Задание 8.

К какому течению русской поэзии принадлежала М.И. Цветаева?

А) была самостоятельным поэтом

Б) имажинизм

В) футуризм

Г) акмеизм


Задание 9.

Как назывался манифест футуристов?

А) «Дохлая луна»

Б) «О прекрасной ясности»

В) «Пощечина общественному вкусу»

Г) «Долой Пушкина с корабля современности»


Задание 10.

Кто автор строк:

«…Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

А) И. Бродский

Б) Н.Заболоцкий

В) О. Мандельштам

Г) Е. Евтушенко


Задание 11.

Какое сословие изображал в своих произведениях М.А. Шолохов?

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачество

Г) дворянство


Задание 12.

Как называется цикл рассказов М. Булгакова,
в основу которых легли случаи из его жизни на Смоленщине в 1916-1917 годах?

А) «Записки на манжетах»

Б) «Собачье сердце»

В) «Записки юного врача»

Г) «Белая гвардия»


Задание 13.

Кто был автором цикла стихов «Четки»?

А) О.Мандельштам

Б) А. Ахматова

В) Н. Гумилев

Г) М. Цветаева


Задание 14.

Какое произведение А. Твардовского называют поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны?

А) «Дом у дороги»

Б) «Василий Теркин»

В) «По праву памяти»

Г) « Я убит подо Ржевом»


Задание 15.

Кому из русских поэтов адресованы следующие строки:

Он прав: опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит

А) Пушкину

Б) Блоку

В) Гумилеву

Г) Пастернаку


Задание 16.

О каком поэте 20 века идет речь в рассказе В.Т. Шаламова «Шерри бренди».

А) Гумилеве.

Б) Северянине

В) Мандельштаме

Г) Маяковском


Задание 17.

Жизнь М.Цветаевой трагически оборвалась в:

А) Твери

Б) Елабуге

В) Москве

Г) Париже


Задание 18.

18. И.Бабель в книге новелл «Конармия» описал:

А) дивизию Щорса

Б) Первую конную дивизию Буденного

В) дивизию Чапаева

Г) армию Деникина


Задание 19.

Как называется рассказ В.Шукшина, главный герой которого носил прозвище,
ставшее неотъемлемой характеристикой почти всех героев этого автора.

А) «Чудик»

Б) «Психопат»

В) «Горе»

Г) «Крепкий мужик»


Задание 20.

Какова особенность композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

А) зеркальная

Б) кольцевая

В) рассказ в рассказе

Г) обратная

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.