Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

_______________А.Н. Бурлуцкий

«25»августа 2014 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных работ

 

Дисциплина: «Актуальные проблемы педагогики высшей школы»

 

 

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 «Юриспруденция»

 

 

Профиль подготовки: «Административная юрисдикционная

деятельность таможенной администрации»

 

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

Форма обучения: заочная

 

 

Автор-разработчик: Н.Ю. Шумакова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Методические указания…………………………………………………..4

3. Контрольные задания………………………………………..…………..9

4. Требования к оформлению контрольной работы……………..……..10

5. Критерии оценки контрольной работы……………………….............13

Приложения…………………………………………………………….…..14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка и написание контрольной работы является одной из форм приобщения студентов к самостоятельной и творческой работе, формирования навыков письменного изложения результатов своей работы над той или иной темой. Целями контрольной (реферативной) работы по дисциплине «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» являются: углубление теоретических знаний; развитие у студентов способностей обобщать и анализировать воззрения различных естествоиспытателей; выработка умения работать с научной литературой; формирование навыков поиска, отбора и анализа необходимой информации; развитие умения логично и грамотным литературным языком излагать как позиции различных авторов, так и свое собственное «видение» той или иной проблемы. Кроме того, контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки студента по этой учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки его знания рассматриваемой темы.

Контрольная работа по дисциплине «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» представляет собой реферирование учебной и научной литературы по выбранной теме. В данном случае надо учитывать, что слово «реферат» происходит от латинского слова «refero», что означает: «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Таким образом контрольной работой понимается краткое изложение в письменном виде выбранной темы, опирающееся на обзор содержания книг, научных статей и других источников, имеющихся по данной тематике. Такой обзор должен дать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения различных авторов. Однако контрольная работа это - не механический пересказ прочитанной литературы и взглядов различных авторов; она предполагает умения анализировать высказываемые различными авторами суждения и осуществлять их обобщение и группировку, а также «свое суждение иметь». То есть, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется также аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемой проблеме.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине «Актуальные проблемы педагогики высшей школы»представляет собой самостоятельное и законченное изложение определенной темы, выполненное на основе имеющейся литературы. Целью контрольных работ является приобретение студентом навыков изучения учебной литературы по определенной теме и умение самостоятельно изложить полученные знания в письменном виде.

При написании контрольной работы от студента требуется изучение научных монографий, статей и т. П., хотя допускается и изучение студентами только учебной литературы. В контрольной работе студент должен показать, что он овладел избранной им темой, по крайней мере, на том уровне, на каком она представлена в учебниках и учебных пособиях для ВУЗ-ов;

В тексте контрольной работы не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее. Соответствие содержания контрольной работы заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Задача автора контрольной работы состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендуемую и найденную им самим литературу, правильно, без искажения смысла понять и изложить позиции различных авторов по рассматриваемой им теме и, по-возможности, представить свое собственное отношение к ним, свое собственное «видение» данной темы.

Контрольная работа должна содержать в себе следующие составные части:

1. Титульный лист (приложение 1);

2. Оглавление (на отдельной странице), в котором указываются названия всех глав и параграфов реферата и номера страниц, указывающих начало и окончание этих параграфов в тексте реферата. Оглавление отражает содержание реферата, является его своеобразным «скелетом», «рентгеновским снимком». Примерно оно должно состоять из следующих пунктов:

Введение............................

Глава 1...............................

§1………………

§2………………

Глава 2...............................

§ 1………………

§2……………….

Заключение.....................

Список использованной литературы;

3. После оглавления следует введение. Введение - начальная часть текста контрольной работы. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. В данной части обосновывается важность и актуальность темы контрольной работы, ее теоретическая и практическая значимость, степень освещения в литературе, показывается ее проблемность, какое место она занимает в курсе дисциплины в целом, конкретные цели данной контрольной работы и предполагаемые пути их достижения. Хорошо, когда автор контрольной работы предлагает свою классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена недостаточно, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить особо, поскольку возможность для творчества здесь увеличивается. Объем введения составляет 2-3 страницы;

4. Основная часть контрольной работы состоит из 2-3 глав, разбитых на несколько параграфов, и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными главами и параграфами. Весьма желательно, чтобы каждая глава сопровождалась самостоятельными выводами студента и изложением его собственной позиции. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. В тексте обязательны ссылки на работы рассматриваемых авторов (о том, как следует правильно цитировать см. ниже);

5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, отмечается, как удалось, по мнению самого автора, выполнить задачи, поставленные во введении, и достигнуты ли цели, сформулированные там же. Оно представляет собой некий самоанализ проделанной работы. Объем заключения составляет 1-2 страницы;

6. Список использованной литературы. Здесь необходимо указать те источники, с которые были использованы в процессе работы над контрольной работой. Следует указывать только те источники, которые были привлечены на самом деле, на которые студент действительно опирался в процессе работы над контрольной работой, а не все те источники, о которых ему вообще известно.

Контрольная работа предполагает алгоритм написания или этапы работы:

Первый этап: выбор темы. Примерная тематика контрольных работ разрабатывается преподавателям в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, утверждается на заседании кафедры и приводится так же и в учебно-методических указаниях по дисциплине.

В соответствии с распоряжением по Ростовскому филиалу Российской таможенной академии № 139-р от 7 ноября 2013 г. выбор варианта контрольной работы студентами заочной формы обучения осуществляется по первой букве своей фамилии следующим образом:

Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента) Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента) Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента) Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента) Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента) Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента)
А Е Й О У Ш
Б Ё К П Ф Щ
В Ж Л Р Х Э
Г З М С Ц Ю
Д И Н Т Ч Я

 

В некоторых случаях тема контрольной работы может быть предложена самим студентом, но тогда она должна быть обязательно согласована с преподавателем в индивидуальном порядке.

Второй этап: составление предварительного плана контрольной работы. Определившись с темой контрольной работы, студенту необходимо вместе с преподавателем составить предварительный план. В нем фиксируется структура будущей работы. План способствует целенаправленной деятельности при подготовке контрольной работы, делает процесс работы более рациональным и эффективным.

План может составляться разными путями:

первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов контрольной работы;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структур рассмотрения и изложения темы;

третий - смешанный, сочетающий тог и другой подходы.

Третий этап: поиск источников для написания работы. На основе избранной темы и намеченного плана можно приступать к поиску литературы, имеющейся по этой теме. Для этого следует обратиться в библиотеку и составить список изданных по данной теме источников. Значительную помощь в подборе литературы может оказать преподаватель. Однако подготовка контрольной работы предполагает также и самостоятельный поиск студентом литературных источников по выбранной теме. Поэтому работа в библиотечных каталогах, поиск нужных статей являются важнейшим составным элементом контрольной работы. Результатом такого поиска должен стать список литературы по исследуемой теме, дополняющий и расширяющий основную литературу, рекомендованную преподавателем.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, то есть просмотра найденных текстов. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с ними. Если для решения поставленных задач требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратиться к именным и предметным указателям. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, фиксировать дискуссионный характер утверждений, оценивать авторскую позицию - это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста контрольной работы.

Четвертый этап: создание текста реферата. Текст контрольной работы должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте контрольной работы излагается относящийся к теме материал так, что тема раскрывается различными своими аспектами последовательно, так, чтобы последующее вытекало, следовало из предыдущего; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов; цельность текста – его смысловую законченность.

Язык контрольной работы должен отличаться точностью, краткостью, ясностью, простотой.

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно, параллельно с изучением теоретического курса в соответствии с учебным планом. Готовая работа сдается студентом на кафедру за месяц до начала экзаменационной (зачетной) недели. Затем специалист по учебно-методической работе кафедры передает ее соответствующему преподавателю, который обязан проверить ее в течение недели со дня получения им работы. В том случае, если преподаватель считает невозможным оценить ее положительно, то он, сформулировав письменно соответствующие замечания, возвращает ее студенту для устранения сделанных преподавателем замечаний. «Доработка» оформляется студентом и брошюруется отдельно в конце первого варианта реферата для удобства проверки степени учета замечаний первоначальной рецензии и сокращения технической работы. Контрольная работа после доработки направляется на повторное рецензирование. Первоначальная рецензия прилагается контрольной работе. При положительной оценке на кафедре в наличии должны быть обе рецензии.

Проверенные контрольные работы не возвращаются студенту; лучшие из них хранятся в фонде кафедры. Студенты, не сдавшие контрольную работу или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена (или зачета) по дисциплине как не выполнившие учебный план.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.