ГЛАВА 3. БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII В.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ЧАСТЬ III ЗАКАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ ГЛАВА 1 ЗАВЕРШЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Сам термин «идеология» был использован группой французских философов (Дестют де Траси, П.Кабанис, Э.Кондильяк, К. Вольней) для обозначения науки, которая бы занималась изучением генезиса и закономерностей существования идей. Сама «идеология» рассматривалась ими как наука могущая стать методологией научного знания. В эту науку входило и учение о «ложном сознании». Т.е. первоначально она имела сугубо позитивный смысл. Изменение смысла термина «идеология» в понимании как чисто ложного и неадекватного сознания мы обязаны Наполеону, так что Наполеон и здесь оставил свой след. КАБАНИС П.Ж.(1757-1808)
Пьер Жан Жорж Кабанис
«Почти все ученые, сколько нибудь основательно занимавшиеся законами мысли и языка, или друих знаков, служивших для выражения мысли, а также исследованием оснований для частной и общественной нравственности, чувствовали эту необходимость идти при своих изысканиях путем изучения физической природы человека» (Кабанис Отношения между физической и нравственной природой человека. Том 1 Спб.,1865 с.50)
ЖИВОТНОЕ И ЧЕЛОВЕК
«В животных вообще и в человеке в особенности существует два порядка совершенно отличных впечатлений, составляющих источник представлений и нравственных побуждений; и оба порядка эти можно отыскать во всех народах, только в различном отношении друг к другу. Ибо, как человек, стоящий, вследствие некоторых условий своей организации, во главе животных, одарен их инстинктивными способностями, такими же точно образом и животные, хотя большей частью и лишены искусства знаков, составляющих действительное средство для сравнения ощущений и образования их в представления, одарено до некоторой степени умственными способностями человека. И при внимательном наблюдении, быть может, оказалось бы, что расстояние, отделяющее человека от некоторых пород с последней точки зрения весьма незначительно, сравнительно с расстоянием, отделяющим многие из этих пород друг от друга; и что преимущество инстинкта во многих из них, с присоединением почти совершенного отсутствия воображения, возмещает для них действительное благополучие и преимущества, которыми наделен и человек и которых лишены они» (там же т.1 с.157)
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«..если с одной стороны, изучение строения и свойств человеческого тела должно служить основанием при исследованиях нравственных явлений жизни, то с другой стороны, эти самые явления, рассматриваемые в совокупности и со всех точек зрения, проливают больший свет на физические свойства, раскрывая их в состоянии деятельности. Первые определяют природу вторых и оценивают их значение; в особенности же они точно указывают на свою зависимость от строения живого тела и на свое подчинение тем же законам, которые управляют его первоначальным образованиям, которые развивают его и заботятся о его сохранении. До сих пор моралист и врач идут все время по одному пути. Последний тогда только будет иметь полное понятие о физическом человеке, когда исследует его во всех состояниях, которые могут быть вызваны в нем действием внешних предметов и видоизменениями его собственной чувствительной способности; моралист тем более широкое и точное будет иметь о нравственном человеке, чем внимательнее следил он за ним при всех обстоятельствах и условиях жизни, общественного состояния, различных правительств, законов, количества распространенных вокруг него заблуждений и истин» (там же т.1 с.51)
Кабанис говорит о великих мыслителях: Пифагоре, Демокрите, Гиппократе, Аристотеле и Эпикуре: «Все пятеро создали методы и рациональные системы; они связали с ними принципы нравственности; в основу этих принципов, систем и методов они полагали физическое изучение человека. Не может быть сомнения, что причина великого влияния, произведенного ими как на свой, так и последующие века, главным образом лежала в соединении предметов, проливающих живой свет друг на друга, и сопоставление котрых так могущественно расширяет, возвышает и двигает вперед мысль человеческую» (там же, т.1.с.77-78)
«..не может подлежать сомнению, что изучение человеческой организации и видоизменений, вносимых темпераментом, возрастом, полом, климатом, болезнями в его физическое расположение, проливает необыкновенный свет на образование мыслей; что без этого изучения невозможно составить себе вполне верных понятий о том, каким образом действуют орудия мысли при её происхождении; каким образом развиваются желания и страсти; наконец, что оно необходимо для разъяснения множества предрассудков по этому вопросу, столь же нелепых, сколько и опасных» (там же, т.1.с.114)
«Законы нравственности вытекают из взаимных и неизбежных отношений людей, живущих в обществе, а отношения эти- из их потребностей. Не удаляясь даже от общепринятых понятий, можно разделить потребности человеческие на два отдела: физические и нравственные. Никто не сомневается, что физические потребности непосредственно зависят от нашей организации; но не в одинаковой ли степени, хотя менее прямым и заметным образом, зависят от ней и наши нравственные потребности?» (т.1 с.114-115)
На основе этих принципов он исследует поведение мужчин и женщин, разных возрастных групп и темпераментов. Он также рассматривает влияние на человеческую ментальность условий жизни, климата, питания, а также действия наркотических средств. К примеру, он согласен с мнением некотрых ученых его времени, что народы, которые занимаются виноделием, имеют характер, родственный со свойствами их вина. Основной тезис его при этом анализе сотоит в том, что «условия жизни, то есть, ежедневное действие воздуха, пищи, напитков, бодровствования, сна и различных занятий оказывает самое широкое влияние на понятия, на страсти, на привычки, одним словом, на всю нравственную природу человека» (том 2. с.156)
Идеи Кабаниса были, в частности, воспроизведены отечественным физикохимиком Николаем Ивановичем Кобозевым (1926-1974).
«…мозг как физико-химическая система на каждом уровне своей деятельности (молекулярном, клеточном, гистологическом) обладает определенной и неустранимой энтропией и статистикой» (Кобозев Н.И. Исследование в области термодинмики процессов информации и мышления (1971) \\ Избранные труды. М. 1978. Т.2. С.133).
Кобозев применил термодинамическую модель к мышлению, проводя аналогию мыслительного процесса с броуновским движением.
ТЮРГО А.Р.(1727-1781)
Антуана Робера Жака Тюрго, в согласии с мнением, в частности Н. Кареева, можно считать создателем научной философии истории.
Идея прогресса в Новое время утверждалась во времена Просвещения, хотя в своеобразной форме. Дело в том, что идеи прогресса противоречит некоторым исходным посылками идеологии Просвещения, а именно тому, что согласно просветительской идеологии существует между античностью и Новым временем прерыв постепенности в средневековье, которое характеризуется просветителями как время упадка и деградации. Т.е. с этой позиции история не имеет прогресса, ей свойственны прерывы и «откаты» назад. Но, с другой стороны, именно Просвещение утверждало идею развития и прогресса общества, по крайней мере, со времен Возрождения. Знаковой фигурой в утвереждении идеи Прогресса в европейской ментальности был Тюрго. Примечательна его лекция в Сорбонне(1750), где он утверждает следующее: «Мы видим как зарождаются общества, как поочередно господствуют и подчиняются другим. Империи возникают и падают; законы, формы правления следуют друг за другом; искусства и науки изобретаются и совершенствуются. Попеременно то задерживаемые, то ускоряемые в своем поступательном движении, они переходят из одной страны в другую. Интерес, честолюбие, тщеславие обуславливают беспрерывную смену событий на мировой сцене и обильно орошают землю человеческой кровью. Но в процессе вызванных ими опустошительных переворотов нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются,торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара. И вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годины бедствия, всегда шествует, хотя и медленными шагами, ко все большему совершенству»(с.51-52)
Крайне интересна идея Тюрго о трех стадиях познания – религиозной, философской и научной, которая послужила основой известного учения о «трех стадиях» Сен-Симона – Конта. (52) Знаменателен переход от создания метафизических концепций к позитивному анализу фактического материала о реальной истории человеческой культуры. Здесь знаменательно отметить, в частности выход первого обощающего труда Жозефа Франсуа Лафито (1670-1740) «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних племен» (Т.1-2. 1724).
«Знаки языка и письменности, давая людям средство обеспечить себе обладание своими идеями и сообщать их другим, образовали из всех частных знаний общую сокровищницу, переходящую как наследство от одного поколения к другому и все увеличивающуюся открытиями каждого века» (Тюрго А.Р. Избранные философские произведения М.,1937. С.51)
«Интерес, честолюбие, тщеславие обусловливают беспримерную смену событий на мировой сцене и обильно орошают землю человеческой кровью.Но в процессе вызванных* ими опустошительных переворотов нравы смягчаются, человеческий разум просвящается, изолированные науки сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара. И вся масса человеческого рода, перемешивая попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годины бедствий, всегда шествуют, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству» (Тюрго А.Р. Избранные филосорфские произведения М.,1937. С.51-52)
1. ЗАКОНЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
«Законы, которым подчинены тела, образуют физику: они вечно неизменны, их описывают, но не рассказывают. История животных и история человека, представляют совершенно отличное зрелище. Человек, как и животное, наследует другим людям, дающим ему жизнь, и он, как они, видит себе подобных распространенными на поверхности обитаемого им земного шара. Но, одаренный более обширным умом и более активной* свободой, он вступает с другими людьми в гораздо более многочисленные и разнообразные отношения.Владея сокровищем знаков, котопрые он сумел умножить почти до бесконечности, он может обеспечивать себек обладание всеми приобретенными идеями и передавать их своему потомству как постоянно увеличивающееся наследство.Беспрерывное сочетание этих успехов со стравстями и обусловливаемыми ими событиями образует историю человеческого рода, где каждый человек является только частью бесконечного целого, имеющего, как и он, свое младенчество и свой прогресс» (Тюрго А.Р. Избранные филосорфские произведения М.,1937 . С.78)
«Первоначальные формы (правительств-С.Г.) были неизбежными продуктами войны, следовательно, предполагали правление одного. Не нужно думать, что люди когда-либо добровольно поставили бы над собой господина,но они часто соглашались подчиняться начальнику. И сами честолюбцы, создавая великие науки, содействовали видам правления, успехам просвещения и, следовательно, увеличению счастья человеческого рода, о котором они совершенно не заботились. Они бессознательно шли туда, куда толкали их старсть и неистовства… Так страсти умножали идеи, распространяли знания, усовершенствовали умы, заменяя отсутствовший разум, день которого еще не настал и который был бы не менее сильным, если бы его царство наступило раньше» (Тюрго А.Р. Избранные филосорфские произведения М.,1937. С.85)
2. ХИТРОСТЬ ИСТОРИИ
3. ПЕРИОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
В принципе нет более важнее идеи в западноевропейской культуре, чем идея прогресса.
Литература: 1.Тюрго А.Р. Избранные философские произведения М.,1937 416896
ВОЛЬНЕЙ (1757-1820)
Константин-Франсуа Буан Буанлире (Вольней – его псевдоним). Был вхож в салоны вдовы Гельвеция и другие. Был известен в среде просветителей. Пожелав изучить историю древних народов в 1783 году уехал в Египет и Сирию. После возвращения в 1987 году издал работу «Путешествие в Египет и Сирию», которая была восторженно принята. Принимал активное участие в революции, но не был крайним «радикалом». В 1795 году предпринял поездку в Америку, чтобы посмотреть о той демократии в Америке, о которой шла молва в «Старом свете». Но был разочарован – обвиненный в шпионаже в пользу Франции был вынужден покинуть Америку. После прихода к власти Бонапарта ему было предложено стать министром внутренних дел, такое предложение им было получено по той причине, что в ранний период «восхождения» на политический «Олимп» Вольней всем рекомендовал Бонапарта. Но Вольней отказался и предпочел заняться научной деятельностью. Был свидетелем Реставрации. На коронование Людовика XVIII ответил язвительным памфлетом «История Самуила».
«РУИНЫ»
Проблемами теории познания не занимался, но придерживался типичного для просветителей сенсуализма Его интересы – это философия истории. В этом отношении интересна его работа «Руины, или размышления о расцвете и упадке империй»(1791), которые также были с восторгом приняты в интеллектаульных кругах того времени. В начале этой работы, он обращается к руинам, которые вызывают у него вопрос: почему процветающие империи, пришли в упадок и от них остались лишь руины. Он обращается к «духу руин», и он ему объясняет причины расцвета и гибели этих империй. По Вольнею (через голос «духа руин») человек детерминирован «естественными» законами природы. Суть поведения человека состоит в том, что он должен следовать этим природным законам. Но, к сожалению, он постоянно от них отклоняется. Основными движущими сиалми человека является: любовь к самому себе, стремление к счастью и благополучию, отвращение к страданию. Это и есть его «естественные» законы. «Эти законы, подобно силе движения в физическом мире, стали простой и плодотворной основой всего, что происходит в мире нравственных отношений» (с.47). Но, с другой стороны, по Вольнею, челоевек свободен, он сам творец своей судьбы – и это тоже есть его «естесвенное» качество, которое предоставлено ему «Природой». Так вот по своей «природе» он начинает приобретать познания и умения, чтобы обеспечить себя пропитанием и нормальными условиями существования. Это ему удается6 «..будучи обязан исключительно лишь своим способностям, человек сумел подняться до изумительных выст благосостояния, какого он достиг к настоящему времени» (с.51). Но, не все так хорошо. Ибо: «Он мог бы быть совершенно счастлив, если бы соблюдал запечатленный в его душе закон, честно и точно выполнял его как свою единственную цель. Но в силу рокового неблагоразумия, иногда по незнанию, иногда действуя в нарушение закона, человек попал в лабиринт заблуждений и несчастий. И та же любовь человека к самому себе, порой извращенная, а часто слепая, превратилась в основу общественных действий» (с.51). Как «..едва успели люди в какой-то мере развить свои силы и способности, как, захваченные привлекательностью услаждающих чувства предметов, они предались необузданным желаниям. Им теперь уже не хватало той меры приятных ощущений, которую сама природа связала с их действительными потребностями» (с.51). В результате сильный начал угнетать слабого, слыбые начали объединяться, чтобы им противостоять, сильные таким же образом стали объединяться. Начались раздоры и конфликты. Любовь человека к самому себе без меры и против природы сформировала алчность. Алчность напрямую, согласно Вольнею, связана с невежеством: «Алчность – родное дитя невежества, всегда с ним неразлучное, - стала причиной всех несчастий, опустошавших землю» (с.52) Он восклицает: «Да, невежество и алчность – вот источник всех терзаний человека! Создав ложные понятия о счастье, невежественный и корыстный человек перестал признавать или стал обходить и нарушать законы природы во всех отношениях к внешнему миру и во вред самому себе, своей собственной жизни, преступил законы личной морали. Именно вследствие этого человек закрыл свое сердце для сострадания, для чувства справедливости и стал притеснять, обижать, обирать себе подобных, нарушая общественную мораль. Невежество и корысть восстановили одних людей против других, семью против семьи, племя против племени, и земля превратилась в арену грабежа и кровавых столкновений» (с.52)
Люди стали искать выход из этой вражды, и придумали законы и органы управления. В результате достигли успехов. Именно это привело к расцвету Египта и Месопотамии. Они нашли удачные законы, которые позволяли, использовать эгоистические устремления людей для развития общественного благосостояния, ибо: «Если установленные людьми условные и искусственные законы направлены на осуществление цели и предначертаний естественного закона, то каждый человек, движимый мощным инстинктом, развивает все способности своего существа, и тогда из благосостояния и счастья многих отдельных людей слагается благополучие и счастье всего общества» (с.54). А вот если, напротив: «выработанные людьми условные законы сковывают стремление человека к счастью, то его сердце, лишенное настоящих побуждений к деятельности, чахнет, теряет силы, томится* в бездействии, а подавленность отдельных граждан ведет к ослаблению в целом» (с.54-55) Но тут очередная «напасть». Правители начали вести себя как тираны, деспоты. Они начали не думать о своем предназначении, утопать в роскоши и разврате. Это усугубили сами народы, которые стали подражть своим правителям, стремиться к такому же разврату. «При таком режиме безнадежное отчаяние охватило народы. К случайным несчастьям, приносимым людям грозными явлениями природы, присоединились страшные общественные бедствия, и обезумевшие, потерявшие голову люди приписали их высшим скрытым силам. И подобно тому как народ имел тиранов на земле, он предположил, что на небе также существуют тираны. Эти суеверия еще больше отягчали несчастье народов. Вониели гибельные учения, мрачные и человеконенавистнические религиозные системы, которые изображали богов такими же злыми и завистливыми, как деспоты. Чтобы умилостивить этих богов, человеку пришлось принести им в жертву все свои радости, он наложил на себя всевозможные лишения и стал поступать против законов природы. Видя в своих наслаждениях преступление, а в страданиях – искупление, человек пожелал любить страдания и отречься от любви к самому себе. Он стал преследовать свои чувства, питать отвращение к жизни. И эта антиобщественная мораль самоотречения погрузила народы в состояние мертвой неподвижности» (с.66-67). Тут, конечно, Вольней слишком сгущает краски. И,самое главное, сгущая краски в отношении «жестоких» богов, он начинает противоречить, ибо далее он по другому объясняет возникновение религиозности: он пишет, что человек, видя безобразие на земле, изобретает иллюзии. «С помощью приятной иллюзии человек создал для себя другую отчизну, некое убежище создает себе «утопию», в которой, все-таки, боги должны быть не так «кровожадны». Но, где он, вдали от тиранов, вновь обретет человеческие права» (с.67). То есть он в этой другой стороны, он также находит отрицательные стороны религии, ибо, по его мнению, человек не живет в этом мире, ожидая, когда он уйдет в этот идеальный мир «утопии», он ничего не делает в нем, в жизни наступает освященная такой религией бездеятельность, поля и общественные здания приходят ув упадок. Тем не менее, хотя Аольней и противоречит, но он отражает различные варианты форм религозного сознания: от образов страшного бога, раздавливающего и порабощающего сознание – до образов «райской жизни» - наркотически расслабляющего сознание человека.
В конце концов, он спрашивает «дух руин» – когда же это все кончится. Когда
КРИТИКА РЕЛИГИИ
ТЕОРИЯ ИСТОРИИ.
Идея специфики истории не нова, в частности Вольней в своих «Лециях по истории» утверждал о принципиальном различии фактов природы и истории.
Литература: 1. Вольней К.Ф. Избранные атеистические произведения. М.,1962.
КОНДОРСЕ Ж.А.(1743-1794)
Жан Антуан Кондорсэ был дружен с Кабанисом. Кабанис был женат на сестре Кондорсэ. Во время террора Кабанис мужественно защищал его и других своих знаменитых ученых, но во многом безуспешно. Кондорсэ считается основателем европейской теории прогресса. Занимался серьезно математикой, что и дало ему звание члена Французской академии. В области экономики развивал идеи Тюрго. Во время террора Конвента, приговоренный к смерти, скрывался. В это время и написал свою знаменитую работу - историко-философское произведение «Эскиз..». В 1794 году его задерживают. Кодорсэ, желая избежать публичной казни, принимает яд.
Для Кондорсе двигателем прогресса является трансляция и рост человеческих знаний, который осуществляется совместным творчеством народов. Согласно этому Кондорсе делит историю на десять периодов, каждый период характеризуется тем или иным приобретением человеческих знаний. Первый период – это жизнь охотников, владеющих языком, способностью посредством него выражать мысли. Второй период характеризуется доместикацией животных – это период пастшеских племен. Третий период характерен переходом людей к сельскохозяйственному труду, к созданию протогосударств. Четвертый – изобретение алфавита. Пятый период – переход к Риму. Шестая – временный перерыв. Седьмой – возрождение наук и искусств. Восьмой – изобретение книгопечатания, открытие Америки. Девятый – до Французской революции. Французская революция открывает десятую эпоху, эпоху практического приложения достижений науки и просвещения.
Кондосе очень много ждет от развития науки.
«Приобретенные идеи сообщаются быстрее и вернее упрочиваются в обществе, ставшим более оседлым, более сближенным, более интимным» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.8)
«Жестокая ненависть и ненасытная жажда мести по отношению к врагам племени являлась необходимым следствием тесного объединения общества» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.19) «пороки просвещенных народов обусловлены были не ростом, а упадком знаний и что последние не только не развратили людей, но всегда смягчали нравы. Если уже не могли их исправить или изменить» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.31)
«Наши надежды на улучшение состояния человеческого общества в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.221)
ВИКО ДЖ. (1668-17444)
Джамбаттиста Вико родился в Неаполе. В возрасте семи лет упал головой вниз с высокой лестницы, разбил голову и получил огромную опухоль. Врачи говорили, что он умрет или вырастет тупоумным. Но ему удалось выжить, хотя после травмы он стал меланхоличным и печальным. А также он блестяще закончил школу Грамматики.
Вико –это первая попытка выраваться из рамок математико-механистической парадигмы естествознания, первая попытка перейти к парадигме культурологической.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936 (1795) (093364) 2. Мишле М. О Системе и жизни Вико. Харьков, 1896. 3. История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л., 1978. 4. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой Фр. Революции. М., 1986. 5. Фаге Э. Политические мыслители и моралисты I трети XIX в.. М., 1900. 6.
ГЛАВА 3. БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII В. ИСТОРИОГРАФИЯ ГИББОН Э. (1737-1794)
Ближайшим современником Эд. Гиббона был также автор «Истории Греции» (в 8-ми томах) Уильям Митфорд, в которой видна была торийская направленность и критика французской революции.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|