Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3. БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII В.



ЧАСТЬ III ЗАКАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ГЛАВА 1 ЗАВЕРШЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Сам термин «идеология» был использован группой французских философов (Дестют де Траси, П.Кабанис, Э.Кондильяк, К. Вольней) для обозначения науки, которая бы за­ни­ма­лась изучением ге­незиса и закономерностей существования идей. Сама «идеоло­гия» рас­сматрива­лась ими как наука могущая стать методологией научного знания. В эту науку входило и уче­ние о «ложном сознании». Т.е. первоначально она имела сугубо по­зитивный смысл. Изменение смысла термина «идеология» в понимании как чисто лож­ного и неаде­кватного сознания мы обязаны Наполеону, так что Наполеон и здесь оста­вил свой след.

КАБАНИС П.Ж.(1757-1808)

 

Пьер Жан Жорж Кабанис

 

«Почти все ученые, сколько нибудь основательно занимавшиеся законами мысли и языка, или друих знаков, служивших для выражения мысли, а также исследованием ос­нований для частной и общественной нравственности, чувствовали эту необходимость идти при своих изысканиях путем изучения физической природы человека» (Кабанис Отношения между физической и нравственной природой человека. Том 1 Спб.,1865 с.50)

 

ЖИВОТНОЕ И ЧЕЛОВЕК

 

«В животных вообще и в человеке в особенности существует два порядка совершенно отлич­ных впечатлений, составляющих источник представлений и нравственных побуждений; и оба порядка эти можно отыскать во всех народах, только в различном отношении друг к другу. Ибо, как человек, стоящий, вследствие некоторых условий своей организации, во главе животных, одарен их инстинктивными способностями, та­кими же точно образом и животные, хотя большей частью и лишены искусства знаков, составляющих действительное средство для сравнения ощущений и образования их в представления, одарено до некоторой степени умственными способностями человека.

И при внимательном наблюдении, быть может, оказалось бы, что расстояние, отде­ляющее че­ловека от некоторых пород с последней точки зрения весьма незначительно, сравнительно с расстоянием, отделяющим многие из этих пород друг от друга; и что преимущество инстинкта во многих из них, с присоединением почти совершенного от­сутствия воображения, возмещает для них действительное благополучие и преимуще­ства, которыми наделен и человек и которых лишены они» (там же т.1 с.157)

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

«..если с одной стороны, изучение строения и свойств человеческого тела должно служить ос­нованием при исследованиях нравственных явлений жизни, то с другой сто­роны, эти самые яв­ления, рассматриваемые в совокупности и со всех точек зрения, проливают больший свет на физические свойства, раскрывая их в состоянии деятельно­сти. Первые определяют природу вторых и оценивают их значение; в особенности же они точно указывают на свою зависимость от строения живого тела и на свое подчине­ние тем же законам, которые управляют его первоначальным образованиям, которые развивают его и заботятся о его сохранении. До сих пор моралист и врач идут все время по одному пути. Последний тогда только будет иметь пол­ное понятие о физическом че­ловеке, когда исследует его во всех состояниях, которые могут быть вызваны в нем действием внешних предметов и видоизменениями его собственной чувствительной способности; моралист тем более широкое и точное будет иметь о нравствен­ном человеке, чем внимательнее следил он за ним при всех обстоятельствах и условиях жизни, общественного состояния, различных правительств, законов, количества распространенных во­круг него заблуждений и истин» (там же т.1 с.51)

 

Кабанис говорит о великих мыслителях: Пифагоре, Демокрите, Гиппократе, Аристо­теле и Эпи­куре: «Все пятеро создали методы и рациональные системы; они связали с ними принципы нравственности; в основу этих принципов, систем и методов они полагали физическое изучение человека. Не может быть сомнения, что причина великого влияния, произведенного ими как на свой, так и последующие века, главным образом лежала в соединении предметов, проливающих живой свет друг на друга, и сопоставление котрых так могущественно расши­ряет, возвышает и двигает вперед мысль человеческую» (там же, т.1.с.77-78)

 

«..не может подлежать сомнению, что изучение человеческой организации и видоизме­нений, вносимых темпераментом, возрастом, полом, климатом, болезнями в его физическое располо­жение, проливает необыкновенный свет на образование мыслей; что без этого изучения невозможно составить себе вполне верных понятий о том, каким образом действуют орудия мысли при её происхождении; каким образом развиваются желания и страсти; наконец, что оно необходимо для разъяснения множества предрас­судков по этому вопросу, столь же нелепых, сколько и опасных» (там же, т.1.с.114)

 

«Законы нравственности вытекают из взаимных и неизбежных отношений людей, живущих в обществе, а отношения эти- из их потребностей. Не удаляясь даже от общепринятых понятий, можно разделить потребности человеческие на два отдела: фи­зические и нравственные.

Никто не сомневается, что физические потребности непосредственно зависят от нашей организации; но не в одинаковой ли степени, хотя менее прямым и заметным образом, зависят от ней и наши нравственные потребности?» (т.1 с.114-115)

 

На основе этих принципов он исследует поведение мужчин и женщин, разных возрас­тных групп и темпераментов. Он также рассматривает влияние на человеческую ментальность условий жизни, климата, питания, а также действия наркотических средств. К примеру, он со­гласен с мнением некотрых ученых его времени, что народы, которые занимаются виноделием, имеют характер, родственный со свойствами их вина.

Основной тезис его при этом анализе сотоит в том, что «условия жизни, то есть, ежедневное действие воздуха, пищи, напитков, бодровствования, сна и различных занятий оказывает самое широкое влияние на понятия, на страсти, на привычки, одним словом, на всю нравственную природу человека» (том 2. с.156)

 

Идеи Кабаниса были, в частности, воспроизведены отечественным физикохимиком Николаем Ивановичем Кобозевым (1926-1974).

 

«…мозг как физико-химическая система на каждом уровне своей деятельности (молекулярном, клеточном, гистологическом) обладает определенной и неустранимой энтропией и статистикой» (Кобозев Н.И. Исследование в области термодинмики процессов информации и мышления (1971) \\ Избранные труды. М. 1978. Т.2. С.133).

 

Кобозев применил термодинамическую модель к мышлению, проводя аналогию мыслительного процесса с броуновским движением.

 

ТЮРГО А.Р.(1727-1781)

 

Антуана Робера Жака Тюрго, в согласии с мнением, в частности Н. Кареева, можно считать создателем научной философии истории.

 

Идея прогресса в Новое время утверждалась во времена Просвещения, хотя в своеоб­разной форме. Дело в том, что идеи прогресса противоречит некоторым исходным по­сылками идеологии Просве­щения, а именно тому, что согласно просветительской идеологии существует между античностью и Новым временем прерыв постепенности в средневековье, которое харак­теризуется просветителями как время упадка и деграда­ции. Т.е. с этой позиции история не имеет прогресса, ей свойственны пре­рывы и «от­каты» назад. Но, с другой стороны, именно Просвещение утверждало идею развития и прогресса общества, по крайней мере, со времен Возрождения. Знаковой фигурой в ут­вереждении идеи Прогресса в европейской ментальности был Тюрго. Примечательна его лекция в Сор­бонне(1750), где он утверждает следующее:

«Мы видим как зарождаются общества, как поочередно господствуют и подчиняются другим. Импе­рии возникают и падают; законы, формы правления следуют друг за другом; искусства и науки изо­бретаются и совершенствуются. Попеременно то за­держиваемые, то ускоряемые в своем посту­пательном движении, они переходят из одной страны в другую. Интерес, честолюбие, тщеславие обуславливают беспрерывную смену событий на мировой сцене и обильно орошают землю человече­ской кровью. Но в процессе вызванных ими опустошитель­ных переворотов нравы смягчаются, чело­вече­ский разум просвещается, изолированные нации сближаются,торговля и политика со­единяют, наконец, все части земного шара. И вся масса человеческого рода, пережи­вая попеременно спокойст­вие и волнения, счастливые времена и годины бедствия, все­гда шествует, хотя и медленными ша­гами, ко все большему совершен­ству»(с.51-52)

 

Крайне интересна идея Тюрго о трех стадиях познания – религиозной, философской и научной, кото­рая послужила основой известного учения о «трех стадиях» Сен-Симона – Конта.

(52)

Знаменателен переход от создания метафизических концепций к позитивному анализу фактического материала о реальной истории человеческой культуры. Здесь знаменательно отметить, в частности выход первого обощающего труда Жозефа Франсуа Лафито (1670-1740) «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних племен» (Т.1-2. 1724).

 

«Знаки языка и письменности, давая людям средство обеспечить себе обладание своими идеями и сообщать их другим, образовали из всех частных знаний общую сокровищницу, пере­ходящую как наследство от одного поколения к другому и все уве­личивающуюся открытиями каждого века» (Тюрго А.Р. Избранные философские произведения М.,1937. С.51)

 

«Интерес, честолюбие, тщеславие обусловливают беспримерную смену событий на ми­ровой сцене и обильно орошают землю человеческой кровью.Но в процессе вызван­ных* ими опустошительных переворотов нравы смягчаются, человеческий разум просвящается, изолиро­ванные науки сближаются, торговля и политика соединяют, на­конец, все части земного шара. И вся масса человеческого рода, перемешивая попере­менно спокойствие и волнения, сча­стливые времена и годины бедствий, всегда шествуют, хотя медленными шагами, ко все боль­шему со­вершенству» (Тюрго А.Р. Из­бранные филосорфские произведения М.,1937. С.51-52)

 

1. ЗАКОНЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

 

«Законы, которым подчинены тела, образуют физику: они вечно неизменны, их описывают, но не рассказывают. История животных и история человека, представляют совершенно отличное зрелище. Человек, как и животное, наследует другим людям, дающим ему жизнь, и он, как они, видит себе подобных распространенными на поверхности обитаемого им земного шара. Но, одаренный более обширным умом и бо­лее активной* свободой, он вступает с другими людьми в гораздо более многочислен­ные и разнообразные отношения.Владея сокровищем знаков, ко­топрые он сумел умножить почти до бесконечности, он может обеспечивать себек обладание всеми при­обретенными идеями и передавать их своему потомству как постоянно увеличиваю­щееся наследство.Беспрерывное сочетание этих успехов со стравстями и обусловли­ваемыми ими событиями образует историю человеческого рода, где каждый человек является только ча­стью бесконечного целого, имеющего, как и он, свое младенчество и свой прогресс» (Тюрго А.Р. Избранные филосорфские произведения М.,1937 . С.78)

 

«Первоначальные формы (правительств-С.Г.) были неизбежными продуктами войны, следова­тельно, предполагали правление одного. Не нужно думать, что люди когда-либо добро­вольно поставили бы над собой господина,но они часто соглашались подчиняться начальнику. И сами честолюбцы, создавая великие науки, содействовали видам правления, успехам просвещения и, следовательно, увеличению счастья человеческого рода, о котором они совер­шенно не заботились. Они бессознательно шли туда, куда толкали их старсть и неистовства…

Так страсти умножали идеи, распространяли знания, усовершенствовали умы, заменяя отсутствовший разум, день которого еще не настал и который был бы не менее сильным, если бы его царство наступило раньше» (Тюрго А.Р. Избранные филосорф­ские произведения М.,1937. С.85)

 

2. ХИТРОСТЬ ИСТОРИИ

 

3. ПЕРИОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

 

В принципе нет более важнее идеи в западноевропейской культуре, чем идея прогресса.

 

Литература:

1.Тюрго А.Р. Избранные философские произведения М.,1937 416896

 

ВОЛЬНЕЙ (1757-1820)

 

Константин-Франсуа Буан Буанлире (Вольней – его псевдоним). Был вхож в салоны вдовы Гельвеция и другие. Был известен в среде просветителей. Пожелав изучить историю древних народов в 1783 году уехал в Египет и Сирию. После возвращения в 1987 году издал работу «Путешествие в Египет и Сирию», которая была восторженно принята. Принимал активное участие в революции, но не был крайним «радикалом». В 1795 году предпринял поездку в Аме­рику, чтобы посмотреть о той демократии в Америке, о которой шла молва в «Старом свете». Но был разочарован – обвиненный в шпионаже в пользу Франции был вынужден покинуть Америку. После прихода к власти Бонапарта ему было предложено стать министром внутрен­них дел, такое предложение им было получено по той причине, что в ранний период «восхож­дения» на политический «Олимп» Вольней всем рекомендовал Бонапарта. Но Вольней отказался и предпочел заняться научной деятельностью. Был свидетелем Реставрации. На коронование Людовика XVIII ответил язвительным памфлетом «История Самуила».

 

«РУИНЫ»

 

Проблемами теории познания не занимался, но придерживался типичного для просве­тителей сенсуализма Его интересы – это философия истории. В этом отношении интересна его работа «Руины, или размышления о расцвете и упадке империй»(1791), которые также были с восторгом приняты в интеллектаульных кругах того времени.

В начале этой работы, он обращается к руинам, которые вызывают у него вопрос: почему процветающие империи, пришли в упадок и от них остались лишь руины. Он обращается к «духу руин», и он ему объясняет причины расцвета и гибели этих империй.

По Вольнею (через голос «духа руин») человек детерминирован «естественными» законами природы. Суть поведения человека состоит в том, что он должен следовать этим природным законам. Но, к сожалению, он постоянно от них отклоняется. Основ­ными движущими сиалми человека является: любовь к самому себе, стремление к счастью и благополучию, отвращение к страданию. Это и есть его «естественные» за­коны. «Эти законы, подобно силе движения в фи­зическом мире, стали простой и плодотворной основой всего, что происходит в мире нравст­венных отношений» (с.47).

Но, с другой стороны, по Вольнею, челоевек свободен, он сам творец своей судьбы – и это тоже есть его «естесвенное» качество, которое предоставлено ему «Природой».

Так вот по своей «природе» он начинает приобретать познания и умения, чтобы обеспечить себя пропитанием и нормальными условиями существования. Это ему удается6 «..будучи обязан исключительно лишь своим способностям, человек сумел подняться до изумительных выст благосостояния, какого он достиг к настоящему времени» (с.51). Но, не все так хорошо. Ибо: «Он мог бы быть совершенно счастлив, если бы соблюдал запечатленный в его душе за­кон, честно и точно выполнял его как свою единственную цель. Но в силу рокового неблагора­зумия, иногда по незнанию, иногда действуя в нарушение закона, человек попал в лабиринт за­блуждений и несчастий. И та же любовь человека к самому себе, порой извращенная, а часто слепая, превратилась в основу общественных действий» (с.51). Как «..едва успели люди в какой-то мере развить свои силы и способности, как, захваченные привлекательностью услаждающих чувства предметов, они предались необузданным желаниям. Им теперь уже не хватало той меры приятных ощущений, которую сама природа связала с их дей­ствительными потребностями» (с.51). В результате сильный начал угнетать слабого, слыбые начали объеди­няться, чтобы им противостоять, сильные таким же образом стали объединяться. Начались раз­доры и конфликты. Любовь человека к самому себе без меры и против природы сформировала алчность. Алчность напрямую, согласно Вольнею, связана с невежеством: «Алчность – родное дитя невежества, всегда с ним неразлучное, - стала причиной всех несчастий, опустошавших землю» (с.52)

Он восклицает: «Да, невежество и алчность – вот источник всех терзаний человека! Создав ложные понятия о счастье, невежественный и корыстный человек перестал при­знавать или стал обходить и нарушать законы природы во всех отношениях к внешнему миру и во вред самому себе, своей собственной жизни, преступил законы личной морали. Именно вследствие этого человек закрыл свое сердце для сострадания, для чувства справедливости и стал притеснять, обижать, обирать себе подобных, нарушая общественную мораль. Невежество и корысть восстановили одних людей против других, семью против семьи, племя против племени, и земля превратилась в арену гра­бежа и кровавых столкновений» (с.52)

 

Люди стали искать выход из этой вражды, и придумали законы и органы управления. В результате достигли успехов. Именно это привело к расцвету Египта и Месопотамии. Они на­шли удачные законы, которые позволяли, использовать эгоистические устрем­ления людей для развития общественного благосостояния, ибо: «Если установленные людьми условные и искусственные законы направлены на осуществление цели и предначертаний естественного за­кона, то каждый человек, движимый мощным инстинктом, развивает все способности своего существа, и тогда из благосостояния и счастья многих отдельных людей слагается благополу­чие и счастье всего общества» (с.54). А вот если, напротив: «выработанные людьми условные законы сковывают стремление человека к счастью, то его сердце, лишенное настоящих побуждений к дея­тельности, чахнет, теряет силы, томится* в бездействии, а подавленность от­дельных граждан ведет к ослаблению в целом» (с.54-55)

Но тут очередная «напасть». Правители начали вести себя как тираны, деспоты. Они начали не думать о своем предназначении, утопать в роскоши и разврате. Это усугу­били сами народы, ко­торые стали подражть своим правителям, стремиться к такому же разврату.

«При таком режиме безнадежное отчаяние охватило народы. К случайным несчастьям, приносимым людям грозными явлениями природы, присоединились страшные общест­венные бедствия, и обезумевшие, потерявшие голову люди приписали их высшим скрытым силам. И подобно тому как народ имел тиранов на земле, он предположил, что на небе также сущест­вуют тираны. Эти суеверия еще больше отягчали несчастье народов. Вониели гибельные учения, мрачные и человеконенавистнические религиоз­ные системы, которые изображали бо­гов такими же злыми и завистливыми, как деспоты. Чтобы умилостивить этих богов, человеку пришлось принести им в жертву все свои радости, он наложил на себя всевозможные лишения и стал поступать против законов природы. Видя в своих наслаждениях преступление, а в страданиях – искупле­ние, человек пожелал любить страдания и отречься от любви к самому себе. Он стал преследовать свои чувства, питать отвращение к жизни. И эта антиобщественная мораль самоотречения погрузила народы в состояние мертвой неподвижности» (с.66-67).

Тут, конечно, Вольней слишком сгущает краски. И,самое главное, сгущая краски в от­ношении «жестоких» богов, он начинает противоречить, ибо далее он по другому объясняет возникнове­ние религиозности: он пишет, что человек, видя безобразие на земле, изобретает иллюзии. «С помощью приятной иллюзии человек создал для себя другую отчизну, некое убежище создает себе «утопию», в которой, все-таки, боги должны быть не так «кровожадны».

Но, где он, вдали от тиранов, вновь обретет человеческие права» (с.67). То есть он в этой другой стороны, он также находит отрицательные стороны религии, ибо, по его мнению, человек не живет в этом мире, ожидая, когда он уйдет в этот идеальный мир «утопии», он ни­чего не делает в нем, в жизни наступает освященная такой религией бездеятельность, поля и общественные здания приходят ув упадок.

Тем не менее, хотя Аольней и противоречит, но он отражает различные варианты форм религозного сознания: от образов страшного бога, раздавливающего и порабощающего сознание – до образов «райской жизни» - наркотически расслабляющего сознание человека.

 

В конце концов, он спрашивает «дух руин» – когда же это все кончится. Когда

 

КРИТИКА РЕЛИГИИ

 

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ.

 

Идея специфики истории не нова, в частности Вольней в своих «Лециях по истории» утверждал о принципиальном различии фактов природы и истории.

 

Литература:

1. Вольней К.Ф. Избранные атеистические произведения. М.,1962.

 

КОНДОРСЕ Ж.А.(1743-1794)

 

Жан Антуан Кондорсэ был дружен с Кабанисом. Кабанис был женат на сестре Кон­дорсэ. Во время террора Кабанис муже­ственно защищал его и других своих знамени­тых ученых, но во многом безуспешно. Кондорсэ считается основателем европейской теории прогресса. Зани­мался серьезно математикой, что и дало ему звание члена Французской академии. В области экономики развивал идеи Тюрго. Во время террора Конвента, приговоренный к смерти, скрывался. В это время и написал свою знамени­тую работу - историко-философское произве­дение «Эскиз..». В 1794 году его задержи­вают. Кодорсэ, желая избежать публичной казни, при­нимает яд.

 

Для Кондорсе двигателем прогресса является трансляция и рост человеческих знаний, который осуществляется совместным творчеством народов. Согласно этому Кондорсе делит историю на десять периодов, каждый период характеризуется тем или иным приобретением человеческих знаний. Первый период – это жизнь охотников, владеющих языком, способностью посредством него выражать мысли. Второй период характеризуется доместикацией животных – это период пастшеских племен. Третий период характерен переходом людей к сельскохозяйственному труду, к созданию протогосударств. Четвертый – изобретение алфавита. Пятый период – переход к Риму.

Шестая – временный перерыв. Седьмой – возрождение наук и искусств. Восьмой – изобретение книгопечатания, открытие Америки. Девятый – до Французской революции. Французская революция открывает десятую эпоху, эпоху практического приложения достижений науки и просвещения.

 

Кондосе очень много ждет от развития науки.

 

«Приобретенные идеи сообщаются быстрее и вернее упрочиваются в обществе, ставшим более оседлым, более сближенным, более интимным» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.8)

 

«Жестокая ненависть и ненасытная жажда мести по отношению к врагам племени являлась не­обходимым следствием тесного объединения общества» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.19)

«пороки просвещенных народов обусловлены были не ростом, а упадком знаний и что последние не только не развратили людей, но всегда смягчали нравы. Если уже не могли их ис­править или изменить» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936. С.31)

 

«Наши надежды на улучшение состояния человеческого общества в будущем могут быть све­дены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действи­тельное совершенст­вование человека» (Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого ра­зума» М.,1936. С.221)

 

ВИКО ДЖ. (1668-17444)

 

Джамбаттиста Вико родился в Неаполе. В возрасте семи лет упал головой вниз с высокой лестницы, разбил голову и получил огромную опухоль. Врачи говорили, что он умрет или вырастет тупоумным. Но ему удалось выжить, хотя после травмы он стал меланхоличным и печальным. А также он блестяще закончил школу Грамматики.

 

Вико –это первая попытка выраваться из рамок математико-механистической пара­дигмы естествознания, первая попытка перейти к парадигме культурологической.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ж.А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» М.,1936 (1795) (093364)

2. Мишле М. О Системе и жизни Вико. Харьков, 1896.

3. История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л., 1978.

4. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой Фр. Революции. М., 1986.

5. Фаге Э. Политические мыслители и моралисты I трети XIX в.. М., 1900.

6.

 

ГЛАВА 3. БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII В.

ИСТОРИОГРАФИЯ

ГИББОН Э. (1737-1794)

 

Ближайшим современником Эд. Гиббона был также автор «Истории Греции» (в 8-ми томах) Уильям Митфорд, в которой видна была торийская направленность и критика французской революции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.