Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3 ЗАВЕРШЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ



 

Культура Германии формировалась в рамках университетов и при дворах отдельных немецких государств. В этом причина её спекулятивного, оторванного от жизни характера этой культуры. Таким был Вемар, который был создан усилиями немецкого мецената Карла Августа, который материально обеспечивал веймарских писателей. Веймар был самым крупным литературным центром европейской культуры того времени. В нем жили и творили Гердер, Гёте, Шиллер, Виланд и др.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ГЕРДЕРА И.Г.( 1744-1803)

 

Иоганн Готфрид Гердер - выдающийся немецкий философ, к сожалению недостаточно еще оце­нен­ный историками философии. По своей значимости для мировой культуры он находится на уровне Канта, своего учителя и оппонента. А в культурологическом аспекте И. Кант ему явно ус­тупает. Недооценка Гердера во многом это обусловлена натянутыми отноше­ниями с Гете (которого он и посвятил в круг идей и пе­реживаний современной ему эпохи, но потом обвинял его в эстетическом аморализме), неудачными нападками его на Канта и оппозицией к «веймар­скому» классицизму.

Основная его работа - «Идеи к философии истории чело­вечества» (1784-1791), которая может считаться первой работой по культурологии. Ра­бота содержательна, в ней заключено множество идей, которые получили развитие у последующих мыслителей и достойны дальнейшего развития в будущем. Ра­бота написана прекрасным языком, ибо он был профессиональным проповедником - его проповедями в церкви восхищались все- это резко контрастирует с тяжеловесным и убо­гим язы­ком И. Канта и Г. Гегеля, который сильно мешает для понимания и прояс­нения сути, излагаемых ими взглядов, говорит о не проработанности ими давае­мых в своих работах мыслях и идеях. Как подчеркивал Н.И. Кареев: «Идеи Гердера были ве­ликим памятником, воздвигнутым идее постоянного прогресса человечества во всех отношениях и во всех направлениях» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.92)

В натуре Гердера было нечто «фаустовское». Как и у Фауста, его сутью было демони­ческое, стра­ст­ное стремление к истине и ощущение трагизма этого поиска. Гердеру не­доставало анали­тизма Канта, все его философствование противоречиво. Он не мыслил - он пророчество­вал.

Гейне Г. : «.. Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал гармонию её различных звуков» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.6. Госиздат. 1958. С.191).

 

«Гердер обладал чувствительной, нервной, подвижной натурой, и его восторженный, неровный характер отразился на всей его деятельности; он не оставил вполне закон­ченных и систематических трудов: но зато в своих сочинениях он завещал немецкой науке массу блестящих мыслей, новых оригинальных взглядов на историю, литературу, религию и искусство» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.28).

 

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

 

ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ

 

«..наш специфический характер заключается в том, что рожденные почти без инстинк­тов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основы­вается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению. Потому-то и исто­рия человечества обязательно должна быть единым целым, то есть цепью об­щения и воспитывающей традиции от первого до последнего звена». ( Кн.8 гл.3)

 

«Если чело­век живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры – культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела» (Гердер И.Г. Идеи к философии ис­тории человечества. М., 1977. С.231)

 

«Если человек остается среди людей, то он не может избежать этой развивающей или уро­дующей куль­туры: традиция овладевает им, формирует его мозг и развивает члены его тела. Какова эта традиция и насколько эти последние поддаются воздействию,- та­ким становится человек, та­кой облик он и при­нимает. Даже дети, попавшие в среду зверей, если только они до того жили не­ко­торое время с людьми, приносили с собой человече­скую культуру, что видно из большин­ства примеров; напротив, ребенок, который с ро­ждением был бы отдан волчице, явился бы единст­вен­ным человеком на земле, не затронутым культурой..» (1.245)

«… наш * специфический характер заключается в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствова­нию, так и к порче и разложе­нию. Потому-то и история человечества обязательно должна быть единым целым, то есть це­пью общения и воспиты­вающей традиции от первого до последнего звена..»(1.244)

 

«Тут же нам открываются и принципы этой философии, простые и неоспоримые,как сама есте­ст­вен­ная история человека;они называются традицией и органическими силами. Всякое воспи­тание может осуществляться только через переход прототипа в копию; а как лучше назвать это, если не преданием и традицией? Но у подражающего должны быть силы, чтобы воспринять то, что ею передается или может быть передано, и превратить его в свою природу, подобно пище, которою он живет. От кого, что и сколько он воспринимает, как он это усваивает, использует и применяет, -все это зависит только от его собственных сил; тем самым воспитание человече­ского рода ста­но­вится в двойном смысле генетическим и органическим: генетическим через пере­дачу, органиче­ским через принятие и применение переданного. Мы можем при желании дать этому второму ро­ждению человека, прохо­дящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – «культура» (подчерк­нуто мной-С.Г.), либо с образом света- «просвещение».Эта цепь культуры и просвещения охватывает всю землю, от края и до края. И калифорниец и обитатель Огненной земли учились де­лать лук и стрелы и пользоваться ими; своему языку и своим понятиям, своим искусст­вом и навыкам они учи­лись, как учимся и мы; так что они действительно становились культурными и просвещенными, хотя и на низшей ступени. Разница между просвещен­ными и непросвещенными, культурными и некуль­турными народами заключается не в специфике, а только в степени» (1.244)

 

Интересно его понимание соотношения культуного пространства-времени (хронотопа): «..разве не упорфядочены времена, как упорядочены пространства? А ведь время и пространство – близнецы, и одна у них мать – судьба» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. 19. С.9)

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

«От камня к кристаллу, от кристалла к металлам, далее к растительному миру, от растений к жи­вот­ным, от них к человеку- всюду мы видели, как совершенствовались форма их организации, как вместе с ней все разнообразнее становились силы и ин­стинк­тивные стремления созданий природы и как на­конец все они объединились в об­разе че­ловека, насколько он мог их всех ох­ватить. На че­ловеке раз­витие останавлива­ется; мы не знаем создания выше его, которое было бы многообраз­нее и искуснее организовано: это высшая форма организации, достижимая на земле (1.227) Книга 5 гл.1

 

«..люди постепенно установили свое господство над животными, а устанавливая свое господство, почти всему научились у животных» (С.46).

 

«Начавшись с питания и размножения у растений, сила инстинкта привела к искусству насекомых, к домашней и материнской заботливости птиц и наземных животных – на­конец, к че­ловекоподобным мыслям и к самостоятельно приобретенным навыкам, пока все не объеди­нилось в разуме, свободе и гуманности человека.(1.227)

«фантазия- все еще самая неисследованная и , быть может, не поддающаяся исследова­нию сила чело­веческой души, она связана со всем строением тела, в особенности с моз­гом и нервами, о чем свиде­тельствуют многие странные заболевания; она представля­ется* только связью и ос­новой всех тон­чайших душевных сил, но и связующей нитью между духом и телом. Это- как бы цветок, вырастаю­щий из всего чувственного организма, которым в дальнейшем пользуются мыслитель­ные способно­сти. Поэтому она неизбежно первой передается детям от родителей, что опять-таки подтверждается многими случаями противоестественного характера, а также неоспоримыым сходством внешнего и внутреннего склада даже в самых случайных чертах. Долго спорили о том, существуют ли врожден­ные идеи; в том смысле, как понимали это слово, их, конечно, нет; если же понимать это как пред­расположение к восприятию, соединению и разви­тию определенных идей и образов, то, по-види­мому, ничто не говорит против них, а все за них.»(1.234)

Книга 7 гл.1

«Представления, которые мы признавали общими принципами человеческого разума, исчезают вме­сте с климатом той или иной местности, как перед мореплавателем исчезает суша, превра­ща­ясь в об­лака. То, что одна наука считает необходимым для своего круга понятий, о том другая ни­когда и не помышляла или даже видит в этом вред. Так блуждаем мы на земле по ла­биринту чело­веческих фан­тазий; но где же центр этого лабиринта, к которому возвращают нас все скитания, подобно тому как перелом­ленные лучи возвращают к солнцу?- Вот в чем во­прос.»(1.235) Книга 7 гл.1

«Не подлежит сомнению, что большую часть своих искусств люди переняли у живот­ных и при­роды.. Охотник одевается, как его дичь, и строит, как его бобер; другие народы висят на де­ревьях, как птицы, или строят на земле свои хижины в виде гнезд. Клюв птицы послужил чело­веку про­образом для копья, как форма рыбы- для его искусственно плавающей лодки. От змеи он научился пагубному искусству отравлять свое оружие; а чрезвычайно распространнный обычай раскрашивать свое тело тоже был подражанием примеру животных и птиц.»(1.238) Книга 8 гл 3

 

«человек- это искусственная машина, правда одаренная врожденными склонностями и полнотой жизни; но эта машина не управляется сама собой, и самый способный человек дол­жен научиться управлять ею. Разум- агрегат наблюдений и навыков нашей души, итог человеческого воспитания, которое воспитуемый в конце концов сам на себе завершает, следуя извне образцам, словно по­сто­ронний художник.

В этом- основной принцип человечества, без которого этой истории не было бы вовсе.» (1.243)

 

 

«Кто дал Германии, кто дал просвещенной Европе их правительства? Война. Орды варваров на­пали на эту часть света; их вожди и знать поделили между собой земли и людей. Отсюда воз­никли княже­ства и ленные владения; отсюда возникла крепостная зависитмость порабощенных народов.2(1.247) Книга 9 гл.4

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гердер Избранные сочинения М.-Л. 1959

2.

ГЕТЕ И.В. (1749-1832)

 

Иоганн Вольфганг Гете, «Наполеон мысли», как назвал его русский литературный кри­тик XIX века А. В. Дружинин, получил известность как литератор. Его «Гец фон Берлихинген» и «Вертер» были приняты с восторгом. Хотя в то время это были не единствен­ные произведения вызывающие такого рода интерес.

 

К философии у него типично позитивистское отношение, он писал: «В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке» (Гете И. В. Избранные философские произведения. М. 1964. С.350).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.