ГЛАВА 3 ЗАВЕРШЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Культура Германии формировалась в рамках университетов и при дворах отдельных немецких государств. В этом причина её спекулятивного, оторванного от жизни характера этой культуры. Таким был Вемар, который был создан усилиями немецкого мецената Карла Августа, который материально обеспечивал веймарских писателей. Веймар был самым крупным литературным центром европейской культуры того времени. В нем жили и творили Гердер, Гёте, Шиллер, Виланд и др. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ГЕРДЕРА И.Г.( 1744-1803)
Иоганн Готфрид Гердер - выдающийся немецкий философ, к сожалению недостаточно еще оцененный историками философии. По своей значимости для мировой культуры он находится на уровне Канта, своего учителя и оппонента. А в культурологическом аспекте И. Кант ему явно уступает. Недооценка Гердера во многом это обусловлена натянутыми отношениями с Гете (которого он и посвятил в круг идей и переживаний современной ему эпохи, но потом обвинял его в эстетическом аморализме), неудачными нападками его на Канта и оппозицией к «веймарскому» классицизму. Основная его работа - «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), которая может считаться первой работой по культурологии. Работа содержательна, в ней заключено множество идей, которые получили развитие у последующих мыслителей и достойны дальнейшего развития в будущем. Работа написана прекрасным языком, ибо он был профессиональным проповедником - его проповедями в церкви восхищались все- это резко контрастирует с тяжеловесным и убогим языком И. Канта и Г. Гегеля, который сильно мешает для понимания и прояснения сути, излагаемых ими взглядов, говорит о не проработанности ими даваемых в своих работах мыслях и идеях. Как подчеркивал Н.И. Кареев: «Идеи Гердера были великим памятником, воздвигнутым идее постоянного прогресса человечества во всех отношениях и во всех направлениях» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.92) В натуре Гердера было нечто «фаустовское». Как и у Фауста, его сутью было демоническое, страстное стремление к истине и ощущение трагизма этого поиска. Гердеру недоставало аналитизма Канта, все его философствование противоречиво. Он не мыслил - он пророчествовал. Гейне Г. : «.. Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал гармонию её различных звуков» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.6. Госиздат. 1958. С.191).
«Гердер обладал чувствительной, нервной, подвижной натурой, и его восторженный, неровный характер отразился на всей его деятельности; он не оставил вполне законченных и систематических трудов: но зато в своих сочинениях он завещал немецкой науке массу блестящих мыслей, новых оригинальных взглядов на историю, литературу, религию и искусство» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.28).
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ
«..наш специфический характер заключается в том, что рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению. Потому-то и история человечества обязательно должна быть единым целым, то есть цепью общения и воспитывающей традиции от первого до последнего звена». ( Кн.8 гл.3)
«Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры – культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.231)
«Если человек остается среди людей, то он не может избежать этой развивающей или уродующей культуры: традиция овладевает им, формирует его мозг и развивает члены его тела. Какова эта традиция и насколько эти последние поддаются воздействию,- таким становится человек, такой облик он и принимает. Даже дети, попавшие в среду зверей, если только они до того жили некоторое время с людьми, приносили с собой человеческую культуру, что видно из большинства примеров; напротив, ребенок, который с рождением был бы отдан волчице, явился бы единственным человеком на земле, не затронутым культурой..» (1.245) «… наш * специфический характер заключается в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и к порче и разложению. Потому-то и история человечества обязательно должна быть единым целым, то есть цепью общения и воспитывающей традиции от первого до последнего звена..»(1.244)
«Тут же нам открываются и принципы этой философии, простые и неоспоримые,как сама естественная история человека;они называются традицией и органическими силами. Всякое воспитание может осуществляться только через переход прототипа в копию; а как лучше назвать это, если не преданием и традицией? Но у подражающего должны быть силы, чтобы воспринять то, что ею передается или может быть передано, и превратить его в свою природу, подобно пище, которою он живет. От кого, что и сколько он воспринимает, как он это усваивает, использует и применяет, -все это зависит только от его собственных сил; тем самым воспитание человеческого рода становится в двойном смысле генетическим и органическим: генетическим через передачу, органическим через принятие и применение переданного. Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – «культура» (подчеркнуто мной-С.Г.), либо с образом света- «просвещение».Эта цепь культуры и просвещения охватывает всю землю, от края и до края. И калифорниец и обитатель Огненной земли учились делать лук и стрелы и пользоваться ими; своему языку и своим понятиям, своим искусством и навыкам они учились, как учимся и мы; так что они действительно становились культурными и просвещенными, хотя и на низшей ступени. Разница между просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными народами заключается не в специфике, а только в степени» (1.244)
Интересно его понимание соотношения культуного пространства-времени (хронотопа): «..разве не упорфядочены времена, как упорядочены пространства? А ведь время и пространство – близнецы, и одна у них мать – судьба» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. 19. С.9)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
«От камня к кристаллу, от кристалла к металлам, далее к растительному миру, от растений к животным, от них к человеку- всюду мы видели, как совершенствовались форма их организации, как вместе с ней все разнообразнее становились силы и инстинктивные стремления созданий природы и как наконец все они объединились в образе человека, насколько он мог их всех охватить. На человеке развитие останавливается; мы не знаем создания выше его, которое было бы многообразнее и искуснее организовано: это высшая форма организации, достижимая на земле (1.227) Книга 5 гл.1
«..люди постепенно установили свое господство над животными, а устанавливая свое господство, почти всему научились у животных» (С.46).
«Начавшись с питания и размножения у растений, сила инстинкта привела к искусству насекомых, к домашней и материнской заботливости птиц и наземных животных – наконец, к человекоподобным мыслям и к самостоятельно приобретенным навыкам, пока все не объединилось в разуме, свободе и гуманности человека.(1.227) «фантазия- все еще самая неисследованная и , быть может, не поддающаяся исследованию сила человеческой души, она связана со всем строением тела, в особенности с мозгом и нервами, о чем свидетельствуют многие странные заболевания; она представляется* только связью и основой всех тончайших душевных сил, но и связующей нитью между духом и телом. Это- как бы цветок, вырастающий из всего чувственного организма, которым в дальнейшем пользуются мыслительные способности. Поэтому она неизбежно первой передается детям от родителей, что опять-таки подтверждается многими случаями противоестественного характера, а также неоспоримыым сходством внешнего и внутреннего склада даже в самых случайных чертах. Долго спорили о том, существуют ли врожденные идеи; в том смысле, как понимали это слово, их, конечно, нет; если же понимать это как предрасположение к восприятию, соединению и развитию определенных идей и образов, то, по-видимому, ничто не говорит против них, а все за них.»(1.234) Книга 7 гл.1 «Представления, которые мы признавали общими принципами человеческого разума, исчезают вместе с климатом той или иной местности, как перед мореплавателем исчезает суша, превращаясь в облака. То, что одна наука считает необходимым для своего круга понятий, о том другая никогда и не помышляла или даже видит в этом вред. Так блуждаем мы на земле по лабиринту человеческих фантазий; но где же центр этого лабиринта, к которому возвращают нас все скитания, подобно тому как переломленные лучи возвращают к солнцу?- Вот в чем вопрос.»(1.235) Книга 7 гл.1 «Не подлежит сомнению, что большую часть своих искусств люди переняли у животных и природы.. Охотник одевается, как его дичь, и строит, как его бобер; другие народы висят на деревьях, как птицы, или строят на земле свои хижины в виде гнезд. Клюв птицы послужил человеку прообразом для копья, как форма рыбы- для его искусственно плавающей лодки. От змеи он научился пагубному искусству отравлять свое оружие; а чрезвычайно распространнный обычай раскрашивать свое тело тоже был подражанием примеру животных и птиц.»(1.238) Книга 8 гл 3
«человек- это искусственная машина, правда одаренная врожденными склонностями и полнотой жизни; но эта машина не управляется сама собой, и самый способный человек должен научиться управлять ею. Разум- агрегат наблюдений и навыков нашей души, итог человеческого воспитания, которое воспитуемый в конце концов сам на себе завершает, следуя извне образцам, словно посторонний художник. В этом- основной принцип человечества, без которого этой истории не было бы вовсе.» (1.243)
«Кто дал Германии, кто дал просвещенной Европе их правительства? Война. Орды варваров напали на эту часть света; их вожди и знать поделили между собой земли и людей. Отсюда возникли княжества и ленные владения; отсюда возникла крепостная зависитмость порабощенных народов.2(1.247) Книга 9 гл.4 ЛИТЕРАТУРА: 1. Гердер Избранные сочинения М.-Л. 1959 2. ГЕТЕ И.В. (1749-1832)
Иоганн Вольфганг Гете, «Наполеон мысли», как назвал его русский литературный критик XIX века А. В. Дружинин, получил известность как литератор. Его «Гец фон Берлихинген» и «Вертер» были приняты с восторгом. Хотя в то время это были не единственные произведения вызывающие такого рода интерес.
К философии у него типично позитивистское отношение, он писал: «В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке» (Гете И. В. Избранные философские произведения. М. 1964. С.350).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|